«Золотой ключик» к душе пациента №3(46), 2010 год
Далеко за кольцом московской автодороги, в зелёном пригороде подмосковного города Электросталь, расположена Центральная психиатрическая больница ФМБА России, отметившая недавно своё сорокалетие. Сегодня это не только одно из ведущих специализированных лечебных учреждений отрасли, но и единственное самостоятельное психиатрическое учреждение в системе агентства. Наш разговор с главным врачом Альбертом Пархоменко шёл о настоящем и, главное, о будущем этой больницы, имеющей солидный опыт и весомые достижения.
— Альберт Ильич, что представляет собою ваша больница?
— Наша больница создана для оказания высококвалифицированной помощи по психиатрии и наркологии населению определённых территорий и работникам предприятий с особо вредными и опасными условиями труда. Это современный стационар, где проводится диагностика и лечение всего спектра психической и наркологической патологии. Развёрнуто несколько отделений, среди которых — психиатрические мужское, женское, отделение пограничных состояний, наркологическое, интенсивной терапии и реанимации, организационно-методический и консультативный отдел. Скажу несколько слов о наших врачах и медицинских сёстрах. Все они — отличные специалисты, большинство имеет высшую и первую категории. Два психиатра занимаются научной работой, готовятся к защите кандидатских диссертаций. Сейчас уже трудно представить нашу больницу без высокопрофессиональных специалистов, врачей-психиатров высшей категории — заместителей главного врача Ю.И. Позднухова, В.А. Приятеля, заведующих отделениями Е.П. Бородиной, А.И. Крикунова, Л.Г. Москвиной, Р.Г. Гарипова, главной медицинской сестры Е.И. Родиной. Подтверждением высокого уровня нашего лечебного учреждения является выданное нам разрешение на проведение клинических исследований лекарственных средств. В прошлом году заключён договор с кафедрой наркологии и психотерапии института повышения квалификации ФМБА России. Это очередная ступень в укреплении позиций нашей больницы как центрального учреждения по психиатрии и наркологии Федерального медико-биологического агентства. Практическая и научно-методическая деятельность подготовила прочную основу для придания нашему лечебному учреждению статуса клиники. Следующий шаг — планируем создать на базе больницы наркологический и геронтопсихиатрический центры, предпосылки для этого имеются. В нашей больнице проводятся трудовая, судебно-психиатрическая, наркологическая и военно-врачебная экспертизы. Нашими официальными консультантами являются сотрудники лаборатории психофармакологии Научного центра психического здоровья РАМН. В своей работе мы тесно взаимодействуем с начальником Центра психического здоровья, главным психиатром ФМБА России Д.Д. Федотовым, оказывающим больнице всемерную поддержку. А мы, в свою очередь, базируясь на разработках и возможностях собственного организационно-методического и консультативного отдела, оказываем помощь всем лечебно профилактическим учреждениям, входящим в систему ФМБА России.
— В последнее время в общественном сознании произошли существенные изменения: проблемы психиатрии, если так можно выразиться, «вышли из подполья», перестали восприниматься как постыдные и стала очевидной их значимость.
— Современных психиатров, кроме сугубо клинической практики, интересуют и глобальные проблемы: общая оценка психического здоровья населения, возможность наиболее полного определения удельного веса психических расстройств, их бремени для общества в целом, в виде прямых, медицинских, и непрямых, социальных, расходов. На огромную социальную значимость психических расстройств указывают не только психиатры. Эта проблема признаётся ВОЗ, правительственными структурами ряда стран. Очевидно, что психическое здоровье является не только частью, но, в определённой степени, и базисным элементом общественного здоровья.
— Какие методы используете вы в работе?
— Всё более расширяющееся междисциплинарное взаимодействие психиатров со специалистами других разделов медицины — характерная особенность современной психиатрии. Наши врачи практикуют полипрофессиональный, бригадный подход к лечению пациентов, который немыслим без высокого уровня диагностики, обогащения клинических представлений и повышения эффективности терапии, оказания помощи в ряде смежных областей медицины. Нами используется весь арсенал психофармакологических средств. Помимо традиционных и современных препаратов широко применяются немедикаментозные методы лечения: различные виды психотерапии (трансперсональная, гештальт-терапия) психологическое консультирование и диагностика, физиотерапия, больные посещают тренажёрный зал и видеозал. Распространённым методом диагностики стали компьютерные энцефалои кардиография. Недавно мы внедрили в практику мембранный плазмаферез (МПА) — одну из эффективных эфферентных методик экстракорпоральной детоксикации при лечении некоторых психических и наркологических расстройств. Целью применения МПА является нормализация микроциркуляции и реологии крови, удаление из крови среднемолекулярных токсинов — продуктов обмена алкоголя, наркотиков, избыточного количества нейромедиаторов, ферментов, билирубина и других токсических метаболитов.
— Иными словами, нет ничего усреднённого, «среднего арифметического», подход к каждому пациенту — индивидуален и уникален?
— Безусловно, иначе лечение не будет эффективным. Не удержусь от цитаты. Психиатр Арнольд Бейссер, автор наиболее распространённой в настоящее время в психотерапии модели изменений, сказал: «Изменение происходит тогда, когда человек становится тем, кто он есть, а не тогда, когда он старается быть тем, кем не является». Собственно, что к этому добавить? Философия экзистенциализма с её гуманистическими ценностями актуальна сейчас для всего человечества. Гештальт-терапия, метод которой мы освоили, была первой клинической практикой, положившей эти ценности в основу своей теории и непосредственной работы с пациентами. Цель такой терапии — вернуть человеку аутентичность, соответствие самому себе, восстановить свободу обращения со своей жизнью. Пациент — не пассивный объект анализа, а равноправный творец и участник терапевтического процесса. Есть ситуации, с которыми человек не может справиться самостоятельно, как не может сам себя вытащить из болота, сколько бы ни рвал на себе волосы. Тем не менее, несмотря на это, только сам человек знает, где его «волшебная дверца» и «золотой ключик» к ней.
— У вас создана мощная диагностическая и лечебная база, которой могли бы воспользоваться больные, не входящие в систему одного ведомства. Предусмотрена ли возможность лечения пациентов на договорной основе?
— Да, к нам обращается за квалифицированной помощью самый широкий круг пациентов. Для желающих есть палаты повышенной комфортности. Что касается нашего подхода к страждущим — он для всех одинаков и определяется высоким профессионализмом и врачебной этикой.
— Альберт Ильич, какие задачи ставите вы перед собой на ближайшую перспективу?
— Поскольку в процессе нашей беседы я уже касался этого вопроса, то позвольте, если можно, нестандартное дополнение?
Владимир Викторович Уйба!
Сумели Вы за этот год
Решить проблем, вопросов уйму,
Достичь намеченных высот…
А наша скромная задача:
Так обустроить свой удел,
Чтоб дурью Вас не озадачить
И не остаться не у дел!
5 марта 1969 года — день рождения психиатрической больницы медсанчасти № 21, которая получила статус головного учреждения по психиатрии III ГУ МЗ СССР. Первым главным врачом назначен А.П. Гладин.
1983 год — открылось отделение реанимации и интенсивной терапии, в то время это был первый опыт создания подобных подразделений в отечественных психиатрических больницах.
1985 год — введена в строй вторая очередь стационара; развёрнуто отделение пограничных психических расстройств.
Август 1992 года — больница преобразована в Центральную психиатрическую больницу Главного управления медико-биологических и экстремальных проблем при МЗ РФ.