Искусство трансфузиолога: без права на ошибку №3(46), 2010 год
Победитель IX Всероссийского конкурса «Лучший врач года» в номинации «Лучший врач службы крови» Валерия Боровикова 27 лет руководит отделением переливания крови ФГУЗ ЦМСЧ-21 ФМБА России. За эти годы служба крови больницы развивалась и совершенствовалась, внедрялись современные методы заготовки и хранения донорской крови, на современном уровне решались вопросы обеспечения безопасности крови и её компонентов. Большое внимание Валерия Павловна уделяет грамотной организации трансфузиологической помощи в лечебных отделениях, внедрению в практику современных гемокорректоров. Она была инициатором внедрения в практику кровезаменителя с функцией переноса кислорода — перфторана. Этот метод даёт хороший клинический эффект. В интервью нашему журналу Валерия Боровикова рассказывает о достигнутом, делится профессиональным опытом.
— Сегодня в программе развития Службы крови речь идёт о добровольном и безвозмездном донорстве. Как вам удаётся формировать донорский контингент?
— Донорский контингент формируется в основном среди работников ОАО «Машиностроительный завод». Есть целые цеха с крепкими традициями, постоянно участвующие в Днях донора. Мы, медицинские работники, применяем все средства для агитации доноров, в том числе активно используем возможности заводского радио и многотиражной газеты, телевидение, даже расклеиваем листовки. И, конечно же, привлекаем к донорству родственников наших пациентов, нуждающихся в переливании крови. Огромную помощь в поддержании и сохранении заводского донорства нам оказывает руководство завода в лице генерального директора О.В. Крюкова. В коллективном договоре предприятия принят целый ряд положений о поощрении доноров. Это материальная помощь, льготные и бесплатные путёвки в дома отдыха и санатории, отпуск в удобное для донора время. В результате этих усилий нам удаётся удерживать достаточно стабильное количество кроводач при высокой средней дозе и кратности донаций на одного донора три-четыре раза в год. Это позволяет обеспечить больницу гемотрансфузионными средами в нужном объёме. Хочется отметить, что наше ОПК активно участвует в формировании донорских кадров и проведении выездных донорских дней Центра крови ФМБА России. В каждый такой день мы собираем до 150 доноров. Заготовленная кровь идёт для лечения больных в головных лечебных учреждениях ФМБА России.
— Валерия Павловна, участвует ли ваше отделение в национальном проекте «Здоровье»?
— Да, и с большим эффектом. Наша медсанчасть входит в состав ФМБА России. В Федеральном медико-биологическом агентстве, руководит которым Владимир Викторович Уйба, огромное внимание уделяется развитию службы крови. Поэтому в рамках национального проекта в 2007–2008 годах в ОПК было поставлено современнейшее оборудование, которое позволяет все производственные процессы в отделении осуществлять с учётом самых последних требований. Очень помогает в работе ОПК и автоматизированная информационная система трансфузиологии — АИСТ, в которой архивирована вся база о донорах, отслеживается вся производственная деятельность ОПК. Внедрение этой системы произошло при активном участии Центра крови ФМБА России.
— Как организованы у вас заготовка крови, производство, хранение и управление запасами её компонентов?
— Каждый донорский день формируется, учитывая конкретные нужды лечебных отделений. При необходимости вызываются доноры соответствующих групп крови. Мы стараемся поддерживать стабильные объёмы заготовки крови и её компонентов, необходимые для обеспечения трансфузиологических потребностей больницы. Гемотрансфузии осуществляются только по жизненным показаниям. Важное направление работы — переработка крови на компоненты. Это позволяет соблюдать абсолютные приоритеты компонентной терапии, сохранять высокое качество заготовленных компонентов в пределах срока годности. Только что взятая кровь в течение одного-двух часов перерабатывается на компоненты. Затем проводится быстрое замораживание плазмы. Учитывая, что вся заготовленная кровь подвергается центрифугированию, обеспечивается высокий процент (55,3%) выхода важнейшего компонента крови — плазмы.
— Валерия Павловна, у вас большой опыт работы в трансфузиологии, вы передаёте его молодым специалистам?
— Я обучаю практикующих врачей и врачей-интернов методике и технике гемотрансфузий, грамотным подходам к инфузионно-трансузионной терапии. Регулярно провожу практические семинары по актуальным вопросам трансфузиологии, участвую в клинических конференциях по разбору сложных и интересных случаев лечения больных. На курсах повышения квалификации медицинских сестёр читаю лекции по теме «Сестринская помощь в трансфузиологии».
— Думаю, нашим читателям также будет интересно узнать самые яркие примеры из вашей практики. Для профессионала поучительным может стать алгоритм действий, выбранный опытным коллегой в сложной клинической ситуации.
— Я провожу консультации по гемотрансфузионной терапии при острых кровопотерях, анемиях, интоксикациях, патологии свёртывающей системы крови, гемофилиях и других заболеваниях. Для примера приведу сложный клинический случай, в котором я принимала участие как консультант. Больная К., 21 года, поступила в отделение реанимации с диагнозом: хронический гломерулонефрит с исходом в хроническую почечную недостаточность II– III степеней на фоне геморрагического васкулита, кожно-висцеральная форма. Тяжесть состояния больной была обусловлена высокими цифрами азотемии, серьёзными нарушениями выделительной и концентрационной функции почек, а также тяжёлой нарастающей анемией. Больная получала комплексную терапию, включающую перитонеальный диализ. Гемотрансфузия больной была крайне необходима, но и очень опасна, учитывая состояние почек. Поскольку к переливанию эритроцитов были срочные жизненные показания, больной решено было перелить эритроцитную массу, обеднённую лейкоцитами и тромбоцитами, абсолютно подобранную по группе крови, резус и Кеll принадлежности: В (III) Rh положительную (Д+, С+, с+,
— Столь сложные ургентные случаи требуют индивидуального подбора крови для каждого пациента. Расскажите об этом подробнее.
— С 2001 года в нашей медсанчасти введено типирование резусных антигенов и антигена системы Kell — как у доноров, так и у реципиентов, что позволяет подбирать кровь для гемотрансфузий соответственно антигенного спектра больного. Индивидуальный подбор крови показан больным с отягощённым гемотрансфузионным и аллергическим анамнезами, а также с иммунными заболеваниями, при которых возникают трудности в совмещении крови донора и реципиента. Такие же сложности могут возникнуть и у пациентов с септическими, онкологическими процессами. В этих случаях также показан строго индивидуальный подход при подборе крови.
— Какие перспективы в развитии службы крови медсанчасти видятся вам?
— Руководство медсанчасти уделяет очень серьёзное внимание службе крови как очень важному разделу работы. Наш руководитель К.Г. Писаренко не только пристально следит за работой ОПК, но и максимально помогает, обеспечивая поставку самого современного и дорогостоящего расходного материала, оборудования, необходимого для работы. Поэтому у нас есть все возможности и впредь обеспечивать высокий производственный уровень заготовки компонентов крови в объёмах, необходимых для проведения качественной и достаточной гемотерапии, развивать современные технологии, а в перспективе, возможно, внедрить вирусную дезактивацию крови. Также в нашей работе очень важно сохранять высокую требовательность при оценке показаний к гемотрансфузии, неукоснительно соблюдать предписанные правила переливания компонентов крови.