Детская клиническая больница № 38 — Центр экологической педиатрии ФМБА России: 20 лет спустя №3(46), 2010 год
Эта больница на юге Москвы — весьма необычное лечебное учреждение, отметившее в мае свой двадцатилетний юбилей. Наш журнал уже публиковал материалы об этом многопрофильном медицинском учреждении, оказывающем высококвалифицированную специализированную лечебно-профилактическую помощь детям и подросткам. Сегодня мы вновь обращаемся к теме Детской клинической больницы № 38 — Центра экологической педиатрии ФМБА России.
Должность заместителя главного врача по медицинской части в любом лечебном заведении подразумевает огромную ответственность за здоровье всех пациентов вкупе с массой бумажной суеты, а уж работать начмедом в детской больнице, являющейся клинической базой шести кафедр РАМН, РГМУ, РМАПО, означает взвалить на себя многократно увеличенный груз. Трудно поверить, что в ДКБ № 38 всю ответственность за медицину достойно несёт на своих хрупких плечах миниатюрная улыбчивая женщина — Ирина Николаевна Цымбал. Её рабочий день начинается рано утром, а заканчивается поздним вечером или даже ранней ночью. Хотя заместителем врача по медицинской работе Ирина Николаевна была официально назначена лишь в декабре 2008 года, человек она на этой должности не новый, с 2000 года исполняла обязанности начмеда на время отсутствия заместителя главного врача по медицинской части (отпуск, командировки и т.д.).
Родилась и выросла Ирина Николаевна в рабочей семье, с раннего детства она мечтала стать детским врачом. После окончания школы поступила и отлично училась на педиатрическом факультете II Московского ордена Ленина государственного медицинского института им. Н.И. Пирогова, а с третьего курса стала заниматься в научном студенческом кружке кафедры пропедевтики детских болезней. Там студенты получали те практические знания, без которых нельзя стать хорошим врачом: как собирать информацию о больном, как его осматривать, правильно пальпировать и слушать, как писать анамнез и др. Вряд ли кто-то мог предположить в то время, что кафедра пропедевтики станет на долгие годы вторым домом для молодой студентки. Руководил кафедрой профессор А.В. Мазурин — человек-легенда в педиатрии. Именно Андрей Владимирович посоветовал своей ученице Ирине заняться гематологией и подсказал тему научной диссертации: «Болезнь Виллебранда у детей». Окончив медицинский институт с отличием, Ирина Цымбал поступила в ординатуру, защитила кандидатскую диссертацию и осталась работать ассистентом кафедры в гематологическом отделении. В 1998 году перешла на работу в ДКБ № 38 врачом в отделение гематологии, но с 2002 года возглавила новое отделение — «Болезни крови и ревматические заболевания», а со временем стала начмедом своей больницы. Будучи практикующим врачом, она никогда не переставала заниматься наукой, написала несколько научных трудов, преподавала в медицинском вузе и сама воспитала немало отличных врачей. Около 10 лет Ирина Николаевна читает курс детской гематологии для врачей на кафедре педиатрии института повышения квалификации ФМБА России. А с января 2009 года доктор Цымбал является главным специалистом-педиатром Агентства.
Такова краткая трудовая история Ирины Николаевны. О том, скольким детям она спасла жизнь и сохранила здоровье, сказать сложно: такой статистики не ведёт и сама доктор Цымбал. За 30 лет врачебной деятельности счёт идёт уже на десятки тысяч.
О профессиональных и личностных качествах заместителя главврача по медицинской части её коллеги и подчинённые отзываются только в превосходной степени, но без деланного подобострастия. Потому что и врач она от Бога, и начальник без самодурства, всегда возлагающий главную ответственность на себя (так уж воспитана!).
Поэтому и беседу с Ириной Николаевной, любезно выкроившей время в своём напряжённом графике, мы начали с вопроса о её подчинённых.
— За время своего существования ДКБ № 38 стала престижным брендом — насколько сложно стать врачом или медицинской сестрой вашей больницы? По каким параметрам вы подбираете специалистов?
— Коллектив у нас устоявшийся, и врачебный состав постоянный. За время моей работы начмедом я подбирала на должности нескольких человек. Потенциальным кандидатам я обозначаю требования: профессионализм, творческий подход, креативность, наличие черт лидерства, коммуникабельность и т.п. Потом на собеседовании уже имею возможность составить себе представление о личности претендента. На мой взгляд, все, кто работает в нашей больнице, в том числе те, кто был принят на работу за последние полтора года, находятся на своём месте по профессиональным и личностным качествам. Это очень важный момент при работе с детьми.
— Вы много лет заведовали уникальным отделением «Болезни крови и ревматические заболевания», расскажите о его деятельности.
— Это многопрофильное отделение, коечный фонд имеет следующие профили: ревматология, гематология, кардиология. Специальности, как и болезни, редкие. Наверное, коэффициент сложности и тяжести в ревматологии и гематологии самый высокий. Чаще больницы не имеют такие отделения: отдельно существуют отделения гематологии и отдельно ревматологии. Создавая такое отделение, мы, в какой-то степени, стали первопроходцами. Все доктора нашего отделения имеют не один сертификат, например, врач-ревматолог имеет сертификаты по педиатрии, ревматологии, кардиологии. И у меня три сертификата — по гематологии, ревматологии, педиатрии. Также в отделении есть гематолог, очень хорошо владеющая лабораторными исследованиями всех звеньев свёртываемости крови. Очень многие заболевания у детей сопровождаются нарушениями свёртываемости крови, поэтому эти исследования очень важны не только в ревматологии и гематологии, но и для других отделений больницы.
— У каждого специалиста есть яркие впечатления от лечения больных, каковы они у гематологов и ревматологов?
— У нас есть возможность приобретать лекарственные препараты, (например, такие как внутривенный человеческий иммуноглобулин), которые на сегодня относятся к высоким медицинским технологиям, и мы имеем большой опыт введения этих препаратов пациентам. Очень много детей в разных городах страны страдают острой или хронической тромбоцитопенической пурпурой. Это заболевание обусловлено нехваткой тромбоцитов в крови. У пациентов постоянно отмечаются кровоизлияния на коже, и даже небольшая травма может спровоцировать кровотечение. Жизнь таких детей в социуме очень сложна: они не могут, как все, ходить в школу, их двигательная активность строго ограничена. Лечить таких больных на местах очень сложно: нет препаратов и нет специалистов, имеющих опыт введения этих лекарств пациентам. Ведь, чем более эффективен препарат, тем больше у него побочных эффектов. И для его применения нужны узкие специалисты, которые есть у нас. К нам приезжают дети со всех концов страны с хронической тромбоцитопенической пурпурой, мы вводим препарат, и буквально на глазах исчезает геморрагический синдром. В первые сутки уровень тромбоцитов резко возрастает, а на вторые сутки следует полный выброс тромбоцитов. Первое время, когда мы получили и стали использовать такие препараты, — не только на пациентов, но и на нас, врачей, — производил сильное впечатление эффект от лечения, появляющийся уже в течение двух дней! И ребёнок без кровоизлияний на коже и без кровотечений мог вести нормальный для его возраста образ жизни: выйти в коридор, скакать и бегать, как все, без боязни травм и кровоизлияний.
— Тридцать коек в Москве — этого очень мало, ведь в основном заболеваниями крови страдают дети на периферии, в экологически неблагоприятных районах. У вас есть обмен опытом с другими городами?
— Есть, он облегчается тем, что я являюсь главным специалистом-педиатром ФМБА России, много бываю в командировках, в медсанчастях нашего Агентства, имею тесный контакт с врачами на местах, к тому же преподаю в институте повышения квалификации. В системе ФМБА России только одна детская больница — наша, но в медсанчастях для взрослых есть детские отделения или детские койки во взрослой сети. Специалисты Агентства имеют возможность обмена не только знаниями, но и опытом. Непосредственное общение помогает не только учиться чему-то, но и получать информацию о том, куда можно отправить своих больных, если нет возможности поставить диагноз или провести необходимое лечение на местах.
— Обозначьте, пожалуйста, финансовую составляющую обследования и лечения в вашей больнице.
— При нашем прикреплении все обследования и всё лечение абсолютно бесплатно для пациента. Кроме того, даже если мы не проводим на своей базе какие-то редкие исследования, у нас есть возможность послать пациента на обследование в медицинские учреждения или лаборатории, с которыми у нас заключён договор о сотрудничестве. В таких случаях вся оплата идёт из бюджета больницы, больной не платит ничего.
Мы активно работаем в рамках национального проекта «Здоровье» по оказанию быстрой, доступной и высокотехнологической медицинской помощи детям. Выстраивая плановую очерёдность прохождения лечения, в первую очередь мы берём в свой стационар острых, сложных и тяжёлых больных. Всё, что нужно пациентам, они получают в необходимом каждому из них объёме. Наши больные с хроническими заболеваниями, требующими длительного лечения, постоянно находятся под нашим контролем, становятся плановыми пациентами и приезжают к нам с индивидуальной периодичностью. И только тогда, когда мы достигаем эффекта в лечении, ремиссии, больной приезжает к нам минимум два раза в год. Расстояния нас не ограничивают, например, сейчас у нас наблюдается больной с Чукотки. Для больного человека самое главное, чтобы было лечебное учреждение, где его примут и окажут помощь.
— Несмотря на то что вы менее полутора лет официально занимаете пост заместителя главврача по медицинской работе, в ДКБ № 38 произошло немало существенных изменений в лучшую сторону, увеличились количество и спектр операций, во многом это ваша заслуга…
— Не со всем согласна, ведь работа больницы и до моего назначения на эту должность была хорошо организована. Поскольку я и раньше все время замещала нашего бывшего начмеда Валентину Ивановну Широкову, мы работали в паре, и многие вещи обсуждали вместе. Не могу сказать, что я пришла и начала внедрять что-то новое. Большинство из того, что внедрено у нас за 2009 год — это не только моя заслуга. Все наши отделения узкоспециализированные, и все заведующие — узкие специалисты высокого класса, люди заслуженные, имеющие научные степени. Мы работаем в тесном контакте, я всегда прислушиваюсь к мнению и идеям заведующих отделениями. Например, недавно мы приняли на работу в отделение урологии нового доктора, окончившего ординатуру, и теперь занимаемся оперативным лечением гипоспадии (аномалии полового члена) у детей. Это косметические и сложные операции, которыми не все владеют, а мы их достаточно широко внедрили. В нашем Центре коррекции сколиозов в этом году было больше операций. Как начмед я все время настаиваю, чтобы расширялся спектр операций. К нам поступает много пациентов с патологией деформации стоп, в этом году мы пытались расширить спектр хирургического вмешательства в сторону этих сложных и длительных операций. На нашей базе развёрнута работа Центра аудиологии и слухопротезирования, его специалисты успешно проводят шесть операций в неделю по протезированию слуховых аппаратов у детей с тугоухостью III и IV степеней. Предоперационная подготовка, процесс выхаживания и наблюдения за больным — всё это лежит на докторах нашей больницы, которые получают дополнительные знания и навыки с тем, чтобы в будущем активно участвовать в операционном процессе.
В новом для нашей больницы отделении МРТ в этом году освоены и внедрены две методики: диагностика патологии коленных суставов и придаточных пазух носа у детей. В отделении лучевой диагностики освоен новый вид допплеровского исследования печени и селезёнки.
В нашей больнице мы продолжили многие успешные начинания, например видеокапсульную эндоскопию: больной проглатывает видеокапсулу, и за время прохождения её по пищеварительному тракту (около 8 часов) через датчик записывается вся информация. Потом эта капсула выходит естественным путем, и доктор имеет возможность считать информацию. Это очень эффективный и безболезненный метод получения информации о состоянии слизистой оболочки пищеварительного тракта.
— Вы активно приобретаете новое оборудование, многое из которого используется очень ограничено, расскажите об этом.
— В прошлом году в нашей лаборатории внедрены некоторые исследования, позволяющие более точно ставить диагноз, в частности, закуплен новый аппарат Нанодакт, который позволяет выполнять потовый тест и более быстро ставить такой сложный диагноз, как муковисцидоз. Таких больных, безусловно, не много, но они к нам всё же поступают.
Также нами закуплено новое оборудование: стабилометрическая платформа, которая позволяет при двигательной патологии, в том числе и в неврологии, проводить диагностику, лечение и контроль эффективности методик кинезотерапии (лечения движением). Мы стали широко использовать в отделении восстановительного лечения кинезотерапию при работе с детьми, имеющими двигательные нарушения, в том числе и с ДЦП. Это лечение оказалось очень эффективным, заметным не только врачам, но и родителям.
— А какие ещё нововведения были внедрены в соматических отделениях в прошедшем году?
— Мы стали активно работать с пациентами с сахарным диабетом, это тяжёлое и социально значимое на сегодня заболевание. Мы активно принимаем таких больных не только из наших медсанчастей, но и из регионов в рамках национального проекта «Здоровье».
— Вы широко внедряете многие биологические и генно-инженер-ные препараты, расскажите об этом подробнее.
— Да, у нас есть опыт, и мы очень широко применяем такие препараты, как ремикейд, арава, хумира, мабтера и другие при лечении ревматических и гематологических заболеваний. Опыт работы с данными препаратами имеют не все медицинские учреждения. Эти лекарства дают быстрый положительный эффект, но при этом у них высокий риск побочных реакций. Поэтому и подготовка пациента к введению этих препаратов ведётся очень тщательно. Наши медицинские сёстры и врачи овладели методикой их введения с хорошим эффектом без каких-либо осложнений.
— Хотя официально двадцатилетие вашей больницы было в 2009 году, мероприятия, посвящённые этой дате, ещё не проводились, приоткройте завесу тайны, как будете отмечать?
— Мы организуем однодневную научно-практическую конференцию на тему «Актуальные вопросы педиатрии и детской хирургии», в ходе работы которой наши специалисты поделятся своими достижениями и расскажут о том, что было внедрено на базе нашей больницы за последние пять лет. На конференцию приедут около 200 специалистов из разных частей страны. В первой половине дня прозвучат доклады по многим актуальным проблемам. Как заместитель главного врача по медицинской части я готовлю доклад об итогах работы стационара. С докладами выступят руководитель Центра коррекции сколиозов профессор М.Т. Сампиев, руководитель Центра синкопальных состояний и сердечных аритмий у детей и подростков профессор Л.М. Макаров, заведующий кафедрой педиатрии Института повышения квалификации ФМБА России профессор А.М. Фёдоров.
Наша больница много лет сотрудничает с кафедрой детской хирургии Московского государственного медико-стоматологического университета, её заведующий профессор И.В. Поддубный сделает доклад по проблемам детской эндоскопической хирургии. Поскольку наша больница занимается мониторингом состояния здоровья детей и влияния на него неблагоприятных природных и техногенных факторов, на конференции прозвучат выступления и на эту тему. Мы постарались интересно сформировать несколько докладов специалистов из отделений нашей больницы по редким детским заболеваниям с небольшой литературной справкой по каждому заболеванию. Практикующим педиатрам всегда интересно узнать о каких-то случаях из практики своих коллег, подкреплённых информацией из медицинской литературы. Специалисты смогут также непосредственно пообщаться со своими коллегами. Надеюсь, что наше юбилейное мероприятие станет интересным и полезным событием.
— Насколько мне известно, вы лично всячески поддерживаете развитие и внедрение методов эндоскопической хирургии на базе ДКБ № 38.
— Да, это один из перспективных проектов больницы. Мы активно внедряем методы эндоскопической хирургии, и надеюсь, нам удастся проводить операции в больших объёмах, чем это происходит сейчас, тем более что наша больница располагает всем необходимым для этого: у нас есть оборудование, есть талантливые доктора, которые уже многое умеют делать сами, а чему-то готовы учиться у профессоров.
— Поделитесь перспективами работы вашей больницы?
— Перспектив много, прежде всего это расширение спектра эндоскопических и ортопедических операций.
Мы продолжим крайне актуальную для нашего населения санитарно-просветительскую работу по формированию у детей и подростков здорового образа жизни. Кроме размещённых в поликлинике и стационаре стендов с наглядной информацией, нашими врачами ведутся просветительские беседы с пациентами и их родителями.
В рамках выполнения национального проекта «Здоровье» мы продолжаем работу, направленную на укрепление репродуктивного здоровья детей. К нам с различными заболеваниями поступает много девочек-подростков, все они проходят у нас обследования у гинеколога, мы проводим все необходимые исследования для того, чтобы на ранних стадиях выявить и нормализовать возможные функциональные нарушения, чтобы в перспективе у этих будущих мам не было проблем с деторождаемостью.
Совсем недавно в ведение ФМБА России передана спортивная медицина — и наша больница будет работать с новым контингентом: воспитанниками школ олимпийского резерва. Мы уже обозначили и разработали перспективы этой деятельности. Сейчас происходит формирование групп по определённой программе, согласно которой мы будем проводить углублённый медицинский осмотр юных спортсменов в течение года. За помощью в нашу больницу уже обращались несколько воспитанников ДЮШОР, это было связано с симптомами нарушения функций со стороны опорно-двигательного аппарата: болями в позвоночнике или в суставах. Мы провели обследование, и наши ортопеды разработали комплекс восстановительного лечения. Как правило, болезни представителей спорта высших достижений связаны с травмами или чрезмерной нагрузкой на опорно-двигательный аппарат, что является хроническим травмирующим фактором. Для лечения этих проблем у нас есть специалисты-ортопеды, операционная база, и отделение восстановительного лечения, врачи которого имеют соответствующие сертификаты и владеют методиками восстановительного лечения спортсменов. Кроме того, если у воспитанников ДЮШОР возникают проблемы со здоровьем, не связанные напрямую с занятием спортом, мы также окажем им помощь и проведём обследование и лечение в любом профильном отделении нашего стационара.
В заключение хочу отметить, что исторически сложилось так, что врачи ДКБ № 38 — люди, стремящиеся вперёд в своей деятельности. Мы постоянно повышаем и совершенствуем свой профессиональный уровень, участвуем во многих научно-практических конференциях, в том числе и международных, поэтому находимся в курсе всех новых открытий и достижений медицины, применяем и будем применять как в лабораторных исследованиях, так и в функциональной диагностике новые методы лечения и новые препараты.
— Успехов вам во всех ваших начинаниях!