Престиж профессии и работы №6(43), 2009 год
Поликлиника № 5 Управления делами Президента России, отметившая недавно свой, 25-летний, юбилей, — одно из передовых медицинских учреждений страны, способное оказывать медицинскую помощь в соответствии с самыми высокими стандартами не только по уровню материально-технической базы, оснащённости современным оборудованием, но и по уровню квалификации персонала и кадровому персоналу. О том, как сегодня учреждению здравоохранения удаётся благополучно работать и развиваться, рассказал главный врач поликлиники, кандидат медицинских наук Андрей Валерьевич Королёв.
Наш основной контингент — люди, которые занимаются в системе Управления делами Президента России производством (в том числе вредным для здоровья). Это накладывает отпечаток на специфику работы учреждения в целом. Главная задача поликлиники — грамотно выстроить профилактическую работу, работу по оказанию медицинской помощи пациентам. Ведь от их самочувствия, состояния здоровья напрямую зависит здоровье первых лиц государства. Недавно Президентом РФ поднимались вопросы культуры вождения, безопасности движения на дорогах. Так, мы занимаемся изучением этой проблемы около двух лет, и наработки в этой области уникальны не только для нашей структуры, но и в принципе для всей страны.
Конечно же, как и у любого другого медицинского учреждения, у нас есть свои определённые программы, которым мы следуем. Для водителей (с расширенной диспансеризацией) — одна, для другой категории контингента — другая. Подобный подход в работе несёт свой экономический эффект. Систему здравоохранения, которая была выстроена ещё в Советском Союзе, действительно можно было назвать одной из самых лучших в мире. Ежегодно диспансеризацию проходили свыше 130 миллионов человек, почти всё работающее население страны. Ежегодная диспансеризация была обязательна и для школьников. Ведь любое заболевание легче предупредить, чем лечить. С приходом рыночного капитализма профилактическая система в стране была практически разрушена. Однако нам удалось сохранить те ценные наработки, которыми славилась профилактическая медицина. Таким образом, стандарты, введённые в своё время в кремлёвской медицине, изначально поставили высокую планку оказания медицинской помощи, и эти стандарты до сих пор задают традиционно высокий уровень работе нашего учреждения.
— Насколько изменился российский менталитет по отношению к сохранению своего здоровья, здоровья близких людей?
— Удивительно, но если за рубежом люди обеспокоены тем, как бы купить дорогую страховку, включающую наиболее полный спектр медицинского обслуживания, то в нашей стране, даже при предоставлении бесплатной сферы медицинских услуг, пока ещё приходится вести большую разъяснительную работу, вплоть до применения административных мер — насколько важно заниматься профилактикой своего здоровья. Ещё до недавнего времени к нам больше относились как к комиссии по допуску к работе. Сейчас уже многие наши пациенты понимают, что своевременная диагностика, профилактика и лечение помогают постоянно быть в форме, лучше себя чувствовать и при этом достигать хороших результатов по различным показателям на работе — и в итоге продлевать жизнь. Подтверждение тому, что контингент стал более ответственно подходить к вопросам охраны здоровья, — многочисленные случаи, когда наблюдающийся у нас работник Управления приводит лечиться в нашу поликлинику своих родственников и знакомых. Наша современная медицинская база даёт широкие возможности пациентам серьёзно заниматься своим здоровьем — у нас все независимо от жалоб и обращений проходят полноценную диспансеризацию. Забота о здоровье должна стать нормой жизни, элементом культуры современного человека.
Поликлиника № 5, как и другие учреждения Управления делами Президента России, занимает определённую нишу в структуре здравоохранения, и мы не конкуренты между собой: у каждого учреждения свой контингент, свои поставленные задачи. У нас сложился замечательный высокопрофессиональный коллектив. Замечу, что нашим специалистам работать здесь весьма интересно, так как есть возможность общаться с постоянно прикреплёнными к ним пациентам. В частных поликлиниках — пришёл пациент разово и пропал надолго. У нас же есть врачи, которые по 10, 20 лет работают и хорошо знают своих пациентов, ведут их историю болезни. С удовольствием к нам приходит работать и молодёжь — для неё здесь открываются большие перспективы, в том числе есть возможность заниматься научно-исследовательской деятельностью. Есть такое важное понятие как практическая отдача. Так у нас врачи видят практическую отдачу почти каждый день. Поэтому у наших специалистов и плечи расправлены — они могут всё внятно объяснить, обосновать.
— Иметь высокопрофессиональные кадры — это, бесспорно, очень важно, но проводить хорошее качественное обследование, профилактику сегодня вряд ли возможно без современного технического оснащения поликлиники.
— Конечно, без современного оборудования в наши дни вряд ли можно провести обследование и лечение по тем стандартам, к которым мы стремимся. Но тем не менее врачи должны осознавать, что никакая техника не заменит правильный контакт между ними и пациентами. Есть немало медицинских учреждений, которые буквально напичканы дорогой аппаратурой, но из-за неумения врачей найти подход к своим пациентам или дать правильную оценку исследованиям их услуги должным образом не востребованы. В итоге клиенты вынуждены пройти обследование, порой вредное для здоровья, повторно. Многие из специалистов говорят: «Дайте нам этот аппарат, и мы вам покажем результат!». Это не так, потому что квалификация приобретается не за один день. И мы можем по праву гордиться своей профессиональной командой. За последнее время мы поменяли достаточно большой объём аппаратуры на новую технику под «выросших» специалистов. Я считаю, что техника должна приобретаться «под» специалистов, а не наоборот.
— Что сегодня больше всего беспокоит вас как руководителя?
— Мне всегда хотелось, чтобы сотрудники нашего учреждения по-настоящему осознавали — какая им честь выпала: работать в такой сложной и ответственной системе. В то же время персонал должен уходить с работы домой уставшим, но довольным. У нас хорошие условия для труда, большой социальный пакет. За последние три года заработная плата увеличилась в 2,5 раза. Сейчас на выделенные деньги проводится дополнительный ремонт помещений.
Главная забота любого руководителя — сохранять доброжелательную рабочую атмосферу. Естественно, у всех бывает разное настроение, сложные ситуации в семье, жизни, но если коллектив будет жизнеспособен и жить без склок, тогда в работе учреждения будет всё нормально. Это чувствуется и во внешних проявлениях, и во внутренних. Коллектив удержать в одном составе очень сложно — это та материя, которая перетекает из одного состояния в другое. И кадровый вопрос, несмотря на остроту, всё-таки решаемый — обычная жизнь.
Радует то, что у сотрудников «глаза горят», есть идея. Они живут не только сегодняшним днём, но и будущим. Если раньше их приходилось к чему-то подталкивать, то теперь, наоборот, нужно ограничивать, чтобы не распылялись, а сосредоточивались на основных направлениях работы. Как и в других медицинских коллективах, у нас прижились такие понятия, как «профессиональная ревность», «профессиональная конкуренция», и я считаю, что это нормально. В поликлинике сегодня работают врачи первой и высшей категории, доктора и кандидаты медицинских наук. У нас высококвалифицированный средний медицинский персонал, чем могут похвастаться не все медучреждения. Многие работники поликлиники награждены правительственными наградами, являются заслуженными деятелями медицины, отличниками здравоохранения. На днях поликлиника отмечала свой 25-летний юбилей, 19 специалистов получили государственные награды, в том числе три человека — благодарности от Президента РФ (в церемонии награждения принимал участие лично начальник Главного медицинского управления делами Президента Российской Федерации СП. Миронов). За четверть века в нашем лечебном учреждении сформировался не только высокопрофессиональный коллектив медицинских работников, но и квалифицированный инженерно-технический, административно-управленческий персонал, который обеспечивает на высоком уровне и в полном объёме работу лечебных и диагностических отделений поликлиники.
Приятно радует сегодня и молодёжь, которая к нам приходит. Многие из молодых специалистов перешли к нам на работу из стационаров, и я прекрасно понимаю их первоначальный скептицизм — сам до поликлиники достаточно много проработал в крупных московских, российских стационарах, и было сложно адаптироваться в поликлинике. Но всем повторяю: здесь намного тяжелее работать, чем в стационаре. Так как в поликлинике ограниченное время для принятия решения, не всегда можно вернуться к пациенту через 3-4 часа, с кем-то посоветоваться, собрать консилиум. Необходимо иметь очень высокую квалификацию, потому что нужно вовремя и правильно поставить диагноз, назначить лечение. А сегодня, кстати, в наше непростое рыночное время введены ещё производственные показатели — на приём больного в среднем выделяется 20 минут. У некоторых врачей сразу руки опускаются. Хороший специалист за это время только наладит контакт с больным, расспросит его о самочувствии. Нас спасает то, что основные наши пациенты — закреплённый контингент и врачи уже знакомы с этими людьми. Ну, конечно, когда необходимо, выходим за установленные рамки и увеличиваем время приёма за счёт личного времени.
— Что, по-вашему, способствовало бы ещё более успешной работе учреждения, помогло бы не только идти в ногу со временем, но и его опережать?
— Мы исходим из реальной жизни. У нас постоянно обновляются и основные фонды, и оборудование. Мы исходим из того, что есть подготовленные специалисты, которые работают над развитием методик. Важно, учитывая престижность учреждения, соизмерять круг своих амбиций с решаемыми вопросами — работаем прежде всего в рамках задач по обслуживанию закреплённого контингента. То, что необходимо на данном этапе, мы выполняем. Если появятся более перспективные методики по проведению диспансеризации, амбулаторного лечения, мы, конечно же, будем всё внедрять. Эти вопросы мы отслеживаем.
Все сегодня понимают, что нельзя жить только бюджетным финансированием. Многие вопросы по содержанию поликлиники, её оснащению, поддержанию достойной заработной платы врачей, а также по обслуживанию самого контингента у нас решаются за счёт внебюджетных средств, поэтому мы постепенно развиваем коммерческое направление. Сейчас планомерно налаживаем работу со страховыми компаниями — в своё время они были удивлены, что мы о себе так громко заявляем. Но на данном этапе мы пришли к тому, что страховые компании к нам рвутся, а мы ограничиваем их вхождение.
Многие пациенты, которые раньше были прикреплены к нам по договорам, сегодня, когда их фирмы не идут на это или разорились, сами оплачивают себе страховку и идут на приёмы к нашим врачам. Это знак доверия и высокого качества работы специалистов поликлиники. Мы им, кстати, при заключении договора даём льготы. Всё это позволило нам на стабильном уровне пережить первые месяцы кризиса. Нам даже удалось повысить зарплату сотрудникам, не повышая стоимости за оказание медицинских услуг.
Некоторые медицинские учреждения сегодня слишком усиленно занялись коммерческой деятельностью, как результат — и контин гент не доволен упавшим качеством обслуживания, и пациенты, приходящие на приём на договорной основе за плату, тоже выражают претензии, потому, что им нужно всё и сразу. Мы стараемся вести коммерческие приёмы не во вред основной деятельности. Хотелось бы и в дальнейшем эти приоритеты соблюсти. Хотя и ожидаем большой приток договорного контингента, но это должно быть не в ущерб качеству обслуживания нашего постоянного контингента. Это наша основная задача — найти золотой баланс. Как говорят в народе: деньги легко заработать, трудно сохранить. Наше главное сбережение — это люди. И те, кто у нас работает, и те, кто приходит к нам поправлять своё здоровье.
— Насколько сегодня российская медицинская школа конкурентоспособна?
— Что касается фармакологии, то наработки в основном исключительно зарубежных коллег, потому что у нас нет своей серьёзной фармацевтической промышленности. Методики, они содружественны — всё в мире развивается параллельно. Говоря о высоких технологиях, стоит заметить, что они уместны в каком-то объёме и для поликлинических учреждений. Для более полного их развития есть специальные научные центры. Конечно, не всё решает «голова» и высокотехнологичное оборудование — большое значение имеют отношения, атмосфера в медучреждении. Персонал должен быть правильно обучен.
Начинать перемены всегда нужно с изменения менталитета работников регистратуры, гардероба, которые первые общаются с пациентами. Стоит посмотреть на человека пренебрежительным взглядом, дав понять, что тот далеко не самая важная персона, как у посетителя сразу же портится настроение. Неправильный подход к людям, плохой сервис — это на самом деле сегодня очень важная проблема, с которой мы сталкиваемся везде и повсюду, в тех же магазинах, транспорте. Мы очень строго подходим к отбору работников и постоянно проводим беседу с персоналом. На работу берём только с испытательным сроком, проверяя, как человек сработается в коллективе и как относится к пациентам. Важно, чтобы не было дискредитации посетителей. Больной приходит к нам с проблемами, он уже легкоранимый, к нему нужен особый подход. И в поликлинике, тем более нашего формата, не место для демонстрации преимущества и власти. Если человека не устроит атмосфера медучреждения, то никакая даже самая успешная методика не исправит ситуацию — человек уйдёт и больше сюда не вернётся. Сегодня главная цель любого медучреждения — заполучить профессионалов высокого звена, так как при нынешнем безудержном объёме информации и лечебных препаратов врачу важно выстроить не только системное, но и эффективное лечение. И нам удалось сохранить и коллектив, и традиции, воспитанные еще той кремлевской системой здравоохранения. А она, как вы знаете, была достаточно закрытой, самодостаточной, престижной, традиционно подбирала себе лучшие кадры. «Элитная медицина» предполагает элитное медицинское обслуживание. Поэтому современная поликлиника нашего уровня должна быть оснащена новейшей медицинской техникой и укомплектована специалистами высокой квалификации, владеющими самыми современными медицинскими методиками, чтобы могла оказывать медицинскую помощь «не хуже, чем за границей», как любят говорить в России.
Я считаю, что нет такого понятия — «самая лучшая клиника, всесторонняя, способная решить все проблемы пациента». Это всё рекламные ходы. У каждого медицинского учреждения всё равно есть какие-то свои профилирующие направления, свои стандарты медицинской помощи. На мой взгляд, всё должно быть на хорошем качественном уровне. Если работать грамотно, правильно, в установленных нормами рамках, то это тоже большое достижение. Делать то, что положено, что входит в функциональные обязанности для подобного учреждения — уже своего рода уникальность. А соревноваться и стремиться занять первое место — это хорошо для спортсменов. У них олимпиады раз в четыре года, а у нас каждый день! Здесь должна быть только планомерная, полноценная, квалифицированная работа.