Лидеры отечественной стоматологии №6(43), 2009 год
С момента своего создания в 1962 году ЦНИИС является головным медицинским учреждением, которое занимается координацией научной деятельности по проблемам стоматологии, проводимой в научных, учебных и лечебных учреждениях страны. В институте создана старейшая школа челюстно-лицевой хирургии, унаследовавшая опыт Михельсона, Рауэра, Хитрова. В отделениях института проводятся уникальные операции, оказывается амбулаторная стоматологическая помощь в полном объёме. Здесь работают специалисты, стоявшие у истоков целых направлений стоматологии и челюстно-лицевой хирургии. Сегодня специалисты института активно участвуют в реализации национального проекта «Здоровье» в области оказания высокотехнологичной медицинской помощи.
— Анатолий Алексеевич, два года назад ваш институт получил новое название и стал именоваться Центральным научно-исследовательским институтом стоматологии и челюстно-лицевой хирургии. Чем было вызвано переименование?
— Это связано с тем, что челюстно-лицевая хирургия становится всё более востребованной пациентами. В институте создан специализированный Центр, в котором лечатся больные со сложными дефектами и деформациями. Руководит им профессор Неробеев. Александр Иванович и его ученики занимаются хирургической реконструкцией лица, в том числе с использованием микрохирургии. Такие операции подчас длятся по 14-16 часов. В них участвуют несколько хирургических бригад.
— Ограничен ли возрастной диапазон ваших пациентов?
— На базе нашего института совместно с Больницей святого Владимира создан центр детской челюстно-лицевой хирургии, который возглавляет профессор Рогинский. Здесь также выполняются уникальные операции, начиная с самого раннего детского возраста. Применяются современные методики. Хирурги используют дистракционные аппараты, позволяющие восстановить нормальную форму челюстных костей. Их действие основано на принципе, положенном в основу аппарата Илизарова: разводятся края костей, а между ними образуется новая костная ткань. Кроме того, хирурги широко используют современные имплантационные материалы, позволяющие устранить дефекты. Часто челюстно-лицевая патология не знает границ и распространяется шире, в зону активности и интересов офтальмологов, отоларингологов, нейрохирургов. Подчас операции проводятся не только на лицевом отделе скелета, но и на мозговом. В этом случае в операциях участвуют хирурги разных специальностей.
— Какие направления можно выделить в лечебной деятельности института?
— В первую очередь, мы — большая клиника. Я рассказал лишь об одном направлении работы. Следующее направление — амбулаторное, то есть поликлиника, имеющая много подразделений, в числе которых — отделения детской и взрослой терапевтической стоматологии, ортопедическое, сложного челюстнолицевого протезирования, имплантологии и ряд других. Хотелось бы отметить наше ортодонтическое отделение, весьма востребованное пациентами.
— Каким видится будущее НИИ стоматологии?
— Институт расширяется, строятся новые корпуса. В одном из них разместится Стоматологический центр для детей-инвалидов, где будут лечить врождённую и приобретённую челюстио-лицевую патологию. Предусмотрен хирургический стационар, отделения терапии, профилактики, ортодонтии. Реконструируется старый корпус, куда после завершения работ вернётся клиника челюстно-лицевой хирургии для взрослых. Кроме того, будут расширены диагностические отделения, появится новое оборудование и, соответственно, новые возможности. Оборудование уже закуплено — как импортное, так и отечественное. Специалисты отделения функциональной диагностики заказали отечественные аппараты, которые выпускают предприятия Москвы и Санкт-Петербурга. Они превосходят во многом зарубежные аналоги. Это аппараты лазерной доплеровской флуометрии, применяемые для исследования кровотока в тканях.
— Bain институт — научноисследовательский. Значит, он призван вести научные разработки в области стоматологии?
— Кроме клинической, лечебной деятельности у нас развивается научное направление. Новейшие медицинские технологии немыслимы без солидной диагностической базы. Однако недостаточно получить компьютерный томограф, нужно овладеть технологией его использования применительно к той области патологии, которой занимается врач. Сами разработчики таких технологий не дают, поскольку область применения техники достаточно широка. Значит, наша задача — разработать такую методику. Мы разрабатываем также новые виды операций, инструментов, оборудования. Только за последний год зарегистрировано около 50 новых технологий. Наши научные исследования посвящены многим направлениям, в том числе профилактике стоматологических заболеваний. На протяжении многих лет наш институт имел статус медицинского центра, сотрудничающего с ВОЗом. Мы изучали проблему эффективности фторирования молока, воды, соли и других пищевых продуктов с целью профилактики кариеса. Эти программы работают и сейчас в некоторых регионах страны. Создано много материалов, позволяющих проводить профилактику на местном уровне. К их числу относятся фторсодержащие пасты, фтор-лаки.
— Кроме этого, ваш институт является головным учреждением научного Совета по стоматологии, который действует в рамках РАМН и Минздрава. Расскажите, чем занимается Совет.
— Совет состоит из семи проблемных комиссий, курирующих научную работу практически по всем разделам стоматологии, в том числе в области фундаментальных исследований. В их состав входят специалисты не только московских институтов, но и всех ведущих вузов страны. Задача Совета — определение приоритетных научных направлений и координация исследований.
— Наука всегда должна иметь прикладное значение. В контексте обсуждаемой нами темы её роль — в сохранении здоровья нации. Анатолий Алексеевич, вы являетесь членом Совета по сохранению природного наследия нации, который работает при Совете федерации Федерального собрания РФ. Какой алгоритм деятельности вами выбран, чтобы здоровье россиян оценивалось как стабильно крепкое?
— Я рассчитываю на результативность работы нашего Совета, члены которого взаимодействуют с губернаторами, мэрами городов.
Стоматологическое здоровье закладывается в детстве. Поэтому роль профилактики невозможно переоценить. Во многих странах мира — Германии, Франции, Англии, США за счёт проведения своевременной профилактики кариеса количество больных настолько уменьшилось, что стоматологические факультеты вынуждены были сократить набор студентов.
— Не случайно говорят, что все наши болезни начинаются… во рту.
— Давным-давно установлено, что даже единичный очаг инфекции в полости рта, обеспечивающий постоянную транспортировку в кровь патогенных микроорганизмов, приводит к генерализации процесса, вплоть до заболеваний внутренних органов: сердца, почек, лёгких. Сдвиги происходят во всей иммунной системе. Своевременная санация полости рта чрезвычайно важна.
Но самое главное в стоматологии — профилактика. Как посчитали очень практичные американцы, на каждый вложенный цент они получают долларовую отдачу. Имеется в виду, что расходы, пошедшие на массовую профилактику (фторирование воды, использование фторсодержащих препаратов), окупаются многократно за счёт снижения заболеваемости, нетрудоспособности, инвалидности. Если руководители регионов проникнутся важностью поставленной задачи и найдут возможности и средства для проведения систематической профилактики, это будет серьёзнейший шаг на пути к здоровью нации. Мы начинаем реализацию ещё одной программы, которая уже работает не только в Москве, но и ряде российских регионов. Необходимо организовать качественную стоматологическую помощь воспитанникам детских домов, интернатов, детям-инвалидам.