Во имя жизни №4(33), 2008 год
Noli nocere — не навреди! Эта древняя заповедь медицины особенно актуальна в современной трансфузиологии. От профессионализма, ответственности и внимательности врача зависят две жизни — донора и реципиента. О сложной и тонкой работе посредника, передающего бесценный дар жизни, рассказывает главный врач Алтайской краевой станции переливания крови Татьяна Индюшкина.
— Татьяна Николаевна, расскажите об особенностях работы СПК. В каком ключе работает учреждение, каких результатов удалось добиться и какие цели намечены на будущее?
— Краевая станция переливания крови является ведущим учреждением в службе крови Алтайского края. Цель нашей работы — заготовка и обеспечение вирусбезопасными гемопрепаратами краевых медицинских центров и ЛПУ Барнаула и Алтайского края.
Ежегодный объём заготовок донорской крови составляет 18,5 тонны в год, в базе СПК 109 тысяч активных доноров, из них 51,5 тысячи отведённых от донации. По данным за 2007 год, на одного жителя у нас приходится 19,3 мл донорской крови, что значительно превышает среднероссийский показатель, составляющий порядка 13 мл. Учитывая повсеместное снижение активности донорского движения, эти цифры можно расценивать как значительный успех. И этим успехом мы обязаны пропаганде донорства и очень активной выездной работе: за прошедший год сотрудниками СПК было проведено 214 дней донора в различных районах Алтайского края. Благодаря такой организации работы мы имеем возможность полной карантинизации свежезамороженной плазмы, которая занимает шесть месяцев.
— Кстати, сам метод карантинизации донорской крови можно по праву считать ноу-хау алтайских трансфузиологов?
— Действительно, в 1999 году на базе АКСПК впервые в России был внедрён метод карантинизации крови, который предполагал шестимесячное хранение свежезамороженной плазмы с целью повторного обследования доноров и последующей выдачи безопасных компонентов крови в лечебную сеть. В 2003 году технология карантинизации донорской плазмы стала обязательной на территории всей страны. Таким образом, мы на три года опередили общероссийскую тенденцию.
— А есть ли в активе АКСПК другие уникальные наработки?
— По-своему уникальным можно назвать опыт создания банка замороженных эритроцитов — в других регионах он до сих пор не повторён. В 1996 году в отделе заготовки крови был создан банк замороженных эритроцитов, который использовался для хранения аварийного запаса эритроцитов редких групп. В 2000 году упомянутый метод карантинизации был применён и в отношении замороженных эритроцитов. Сегодня на Алтае определена декретированная группа населения (дети, беременные женщины, роженицы), которые получают не только плазму, но и, что немаловажно, размороженные эритроциты. Об эффективности этой работы говорят цифры: по данным за 2007 год, выдача размороженных эритроцитов увеличилась с полутора до восьми тысяч доз.
— Перечисленные меры позволяют СПК обеспечивать потребности лечебных учреждений края в препаратах крови?
— В 2007 году на одну койку лечебной сети нами было заготовлено 2 л 21 мл крови, а годовой объём заготовки крови составляет 18,5 тонны. Для сравнения: в середине 90-х годов прошлого века этот показатель составлял всего 8 тонн. К сожалению, нам с каждым годом становится всё труднее заготавливать необходимое количество крови. И, если внимание к проблеме донорства не будет проявлено на всех уровнях, служба крови будет испытывать острый недостаток доноров.
— А что можно сказать о техническом обеспечении СПК?
— В целом оно удовлетворительное, но ряд структурных подразделений требует переоснащения.
В частности, необходима замена лабораторного оборудования, внедрение технологии вирус-инактивации, но СПК не в состоянии самостоятельно приобрести это оборудование. Будем надеяться, что ситуация изменится благодаря нацпроекту «Здоровье», одним из разделов которого с 2008 года стала служба крови.
— И в завершение интервью несколько слов о коллективе.
— В СПК порядка 170 человек, каждый из которых заслуживает отдельного упоминания и отдельной благодарности. Много лет отдали работе на станции заведующие отделами Дмитрий Ерин, Наталья Тимофеева, Ирина Воронкова, заведующая микробиологической лабораторией Елена Черепанова, заместители главного врача Валерия Константинова и Ирина Колмогорова.
Но самые главные люди на СПК — это, конечно, доноры. Огромная им благодарность и низкий поклон как от врачей, так и от тех, чьи жизни они спасают…