Хочется, чтобы пациент шёл к нам с радостью №2(31), 2008 год
В русской истории и литературе Нижнеилимский район остался благодаря тому, что пять лет в нём провёл опальный писатель Александр Радищев, «… из Петербурга в Москву» ехавший через всю Россию. Он задержался в пути на полтора года, которые потратил на дорогу из Москвы в Коршуниху — так раньше назывался посёлок на месте современного Железногорска. Железногорск был основан в 1948 году, в 1965-м ему присвоен статус города. А в 1966 году Железногорская больница стала центральной районной. Это произошло после того, как в результате подтопления части деревень строящимися Братской и Усть-Илимской гидроэлектростанциями в Железногорск были эвакуированы жители погибших поселений. Изначально больница была рассчитана на 250 коек, но вследствие бурного развития промышленности и большого притока населения со всех концов Союза Железногорская ЦРБ постепенно расширялась, и на сегодняшний день её потенциал составляет 320 койко-мест.
— Мы стремимся улучшить качество медицинского обслуживания, — говорит главврач Железногорской ЦРБ Роман Николаев, — значительная роль в этом отводится освоению современного медицинского оборудования и вообще оснащению больницы всем необходимым. Благодаря действию приоритетного национального проекта «Здоровье» мы получили такую дорогостоящую медтехнику, которую своими силами смогли бы приобрести лишь в очень отдалённом будущем. Это семь машин скорой помощи, комплект лабораторного оборудования, цифровой флюорограф и рентгенодиагностическая установка DIRA-MC. В результате улучшается (и весьма эффективно) качество медицинской помощи. Заметно снижается и время, затраченное больными в ожидании приёма.
— Но всё же оборудование решает не всё. Важно также наличие специалистов, а недостаток в них, как известно, проблема большинства центральных районных больниц. Касается ли она и вашего учреждения?
— Наша проблема возрастная. К сожалению, основной персонал больницы составляют люди предпенсионного и пенсионного возраста. Притока молодых специалистов практически нет. Впрочем, наша кадровая ситуация отражает состояние всего района в целом. Району скоро пятьдесят лет, и средний возраст его жителей такой же. Однако благодаря политике государства уровень рождаемости в районе, долгое время отстававший от уровня смертности, в настоящее время начал повышаться.
Есть ещё один аспект, связанный с нехваткой молодых специалистов, — это жилищная проблема. Именно по этой причине ряд специалистов, приехавших на работу в ЦРБ в прошлом году, задержался у нас не надолго. Но сейчас, впервые после длительного перерыва, строительство жилья начинает возобновляться. Так что со временем, надеюсь, молодые врачи перестанут уезжать из Железногорска из-за того, что им не могут предоставить квартиру.
— Что делается в Железногорской ЦРБ для повышения квалификации медперсонала?
— С целью повышения профессиональных категорий врачей проводится их аттестация. Организуются выезды специалистов из Братска, Иркутска, которые читают лекции о новинках медицины, делятся своим опытом работы. Примерно раз в два месяца проводятся семинары. Исходя из финансовых возможностей, выписываем медицинские периодические издания, чтобы быть в курсе всех последних событий, новых разработок и веяний в области медицины.
— Роман Павлович, вы совсем недавно заняли должность главного врача. Испытываете в связи с этим какие-то сложности?
— Конечно же! В первую очередь это сравнительно небольшой опыт практической работы. Ещё одно обстоятельство: здесь же, в ЦРБ, работают мои родители, я рос буквально на глазах у многих моих старших коллег. И подчас трудно провести границу между дружескими отношениями и профессиональными, но в интересах дела это необходимо.
— А в адрес кого из коллег вы бы сказали особо тёплые слова?
— Из 867 человек достаточно сложно выделить лишь несколько фамилий. Но я не могу не упомянуть доктора, который не один десяток лет проработал в нашей больнице. Это врач-дерматовенеролог Александр Николаевич Ермолаев. Грамотный, высококлассный специалист, всегда очень чутко, внимательно относится к пациентам и их проблемам. Он достоин наивысшей похвалы.
— Некоторое время назад для вашей больницы очень актуален был вопрос, относящийся к детскому хирургическому отделению: операционная была в ужасном состоянии, бывший главврач отказывался делать ремонт, мотивируя это решение нерентабельностью отделения; была даже отключена междугородная телефонная связь. А в результате страдали дети — ведь у врачей не стало возможности проконсультироваться с коллегами из областного центра в сложных случаях. Сейчас что-то изменилось?
— Ситуация разрешилась следующим образом. Детское отделение (в количестве 20 коек) мы разместили на базе взрослого стационара. Мера эта вынужденная, ведь ребёнок — это не уменьшенная копия взрослого, это отдельный организм со своими физиологическими и психологическими особенностями. Моё личное мнение: дети должны лечиться отдельно от взрослых. В общем, мы принимаем все меры к тому, чтобы детское отделение снова было открыто. В ближайшем будущем после окончания ремонта дети вернутся в свои палаты.
— А как у вас складываются отношения с администрацией? Сейчас, когда на посту мэра оказался ваш коллега, бывший заведующий детским хирургическим отделением ЦРБ Семён Яковлевич Гендельман, наверное, легче решать вопросы, касающиеся медицины?
— Отношения складываются неплохо. Судите сами, сколь сложно говорить о медицинских проблемах с человеком, который к медицине относится с позиций пациента: иногда, рассказывая о проблемах врача, встречаешь в глазах собеседника минимум непонимание, максимум — недоумение. А сейчас понимание находим практически с полуслова.
Например, на текущий год запланировано большое количество ремонтов, которые не проводились в течение длительного времени.
— Железногорск-Илимский является побратимом японского города Саката. На протяжении 28 лет города-побратимы обмениваются официальными, культурными делегациями. А существуют ли профессиональные контакты между сибиряками и японскими врачами? Ведь для больницы это очень любопытно и выгодно.
— Интересный вопрос. Насколько мне известно, таких контактов нет. Но я обязательно подниму этот вопрос на планёрке. Спасибо вам за подсказку.
— Роман Павлович, меньше двух лет остаётся до 50-летия Железногорской центральной районной больницы. Какую работу предполагаете проделать, чтобы достойно отметить полувековой юбилей?
— В первую очередь, конечно, отремонтировать больницу, привести её в надлежащий вид. Чтобы больница выглядела так, как подобает современному лечебному учреждению. Хочется, чтобы пациент шёл к нам если не с радостью, то хотя бы с неплохим настроением. Буду просто счастлив, если мне удастся это сделать.