Реформа сестринского образования: достижения и перспективы №9(29), 2007 год
Омская профессиональная сестринская ассоциация высоко оценила деятельность специалистов, внёсших существенный вклад в создание системы непрерывного профессионального образования медицинских сестёр, — Татьяны Кузнецовой, заместителя директора по научно-методической работе ГОУ ОО «Медицинский колледж», Александра Гертлейна, заместителя директора по научно-методической работе, и Ольги Кулябиной, методиста ГОУ ОО «Центр-училище повышения квалификации работников здравоохранения». 15 ноября 2007 года они были награждены почётными грамотами и нагрудными знаками «Почётный член Омской профессиональной сестринской ассоциации». Интервью с ними мы публикуем на этих страницах.
Говоря о своём профессиональном пути, Татьяна Кузнецова признаётся, что ей посчастливилось реализовать себя сразу в двух профессиях, о которых она мечтала с детства: медицине и педагогике. С отличием окончив Омский медицинский институт, Татьяна Михайловна восемь лет работала врачом-педиатром, а затем после клинической ординатуры пришла преподавателем педиатрии в медицинский колледж (тогда медицинское училище № 1). За 25 лет профессиональной деятельности был пройден путь от преподавателя до заместителя директора по научно-методической работе колледжа. Труд Татьяны Михайловны был признан и на государственном уровне: она была удостоена звания «Заслуженный учитель РФ» — высшей из возможных профессиональных оценок.
Переломным моментом в профессиональной деятельности, как признаётся Татьяна Михайловна, стал 1992 год. Именно тогда в подмос-ковном Голицыно прошёл российско-американский семинар «Новые сёстры для новой России», ставший стартовой точкой реформы сестринского дела и сестринского образования. Омскую область на семинаре представляли Татьяна Кузнецова и Ирина Каширцева. «Участие в этом семинаре перевернуло наше мировоззрение, — рассказывает Татьяна Михайловна, — мы увидели абсолютно новую модель сестринского дела, и вся последующая работа была направлена на то, чтобы воплотить её в жизнь. Конечно, первое время мы сталкивались с недоверием и даже негативом со стороны как медицинских сестёр и врачей, так и преподавателей. Но тем не менее нам удалось запустить процесс преобразований, во многом благодаря появившейся тогда же многоуровневой системе сестринского образования. Потому что первые выпускники повышенного уровня — это практически все лидеры, стоящие сегодня во главе сестринского дела нашего региона, в том числе и президент Омской профессиональной сестринской ассоциации Татьяна Александровна Зорина. Именно в те годы сложился устойчивый профессиональный тандем образования и практического здравоохранения, которому мы обязаны сегодняшними успехами».
— Татьяна Михайловна, как вы оцениваете изменения, произошедшие в сестринском деле и сестринском образовании за годы реформ?
— Качественно изменился весь процесс обучения: на базовом уровне появились новые дисциплины, изменились их объём и содержание, во все клинические дисциплины была введена технология сестринского процесса. В соответствии с программой модернизации первичного звена медико-санитарной помощи, заложенной в национальном проекте «Здоровье», были введены специализации участковой и семейной медицинской сестры. В рамках государственного образовательного стандарта II поколения мы организовали подготовку специалистов с учётом запросов конкретных лечебно-профилактических учреждений. Данный проект реализуется уже три года, и сейчас колледж готовит кадры для Областной психиатрической больницы, Областного онкологического диспансера, Областной клинической больницы, Больницы скорой медицинской помощи 1 и 2.
В этом году исполняется 10 лет со дня первого выпуска отделения повышенного уровня. За эти годы была проделана колоссальная работа. Сейчас колледж готовит специалистов сестринского дела с углублённой подготовкой по психиатрии, неонатологии, анестезиологии и реаниматологии, косметологии.
И настоящим прорывом стала очно-заочная форма подготовки медицинских сестёр повышенного уровня для районного здравоохранения, опробованная в Тарском, Саргатском, Называевском и Любинском районах. Сразу же был отмечен качественный рывок в организации сестринского дела: организуются межрайонные конференции, открываются методические кабинеты, то, есть, без преувеличения, формируется новая модель профессионального мышления.
— Татьяна Михайловна, расскажите, пожалуйста, о том круге задач, которые вы наметили для себя, и о том, каким вы видите будущее сестринского дела.
— Приведу пример: во всём мире лечебное и сестринское дело являются равноправными, дополняющими друг друга специальностями. В России же медицинская сестра долгое время воспринималась всего лишь как механический исполнитель назначений врача. И сейчас наша работа направлена на то, чтобы равноправное сотрудничество врача и медицинской сестры обеспечивало высококвалифицированную помощь пациентам.
Хочется, чтобы продолжали развиваться научные исследования в сестринском деле, чтобы у нас появились медицинские сёстры с учёными степенями, но в первую очередь чтобы всё это было во благо пациентов и чтобы они находили в медицинской сестре того специалиста, который может оказать качественную помощь по самым разным вопросам.
Для Ольги Кулябиной, методиста ЦПК, профессии врача и преподавателя являются семейными. Мама преподавала лечебную физкультуру в ОМГИФК, а отец — профессор, доктор наук, Ревенко Владимир Максимович — заведовал кафедрой фармакологии ОГМИ. В 1982 году, окончив с отличием Омский государственный медицинский институт, Ольга Владимировна работала врачом-ординатором в отделении кардиологии. Однако делом всей жизни для неё стала преподавательская деятельность. В ГОУ ОО «Медицинский колледж» она работала преподавателем, занимала должность заведующей кабинетом, заведовала кафедрой сестринского дела, была награждена нагрудным знаком «Отличник здравоохранения».
Четыре года назад Ольга Кулябина перешла на должность методиста Центра повышения квалификации работников здравоохранения. Имеет высшую квалификационную категорию.
— Ольга Владимировна, по вашему мнению, какую практическую ценность имели проводимые реформы?
— Вопросами сестринского дела я занимаюсь с 90-х годов, когда началось реформирование отрасли. Изменения затронули в первую очередь систему образования: появились новые образовательные программы, несколько позже началось внедрение инновационных технологий в практику. Появился повышенный уровень сестринского образования.
Конечно, основной объём работы пришёлся на кафедру сестринского дела. Мы принимали активное участие в организации учебного процесса, составлении рабочих программ, разработке методических материалов, руководили дипломными работами студентов.
Параллельно с реформой сестринского образования шли организация и становление Омской профессиональной сестринской ассоциации. Именно деятельности Ассоциации мы обязаны тем, что темпы преобразований в нашем регионе намного опережали реформы сестринского дела на общероссийском уровне.
— Скажите, вы как преподаватель чувствуете отдачу от своей работы?
— Безусловно. Десять лет назад мы представить не могли, что медицинские сёстры будут иметь такой уровень современных знаний и проводить научные исследования. Без преувеличения, это специалисты новой формации, сумевшие полностью изменить философию, менталитет, имидж профессии медицинской сестры. Особенно это касается менеджеров сестринского дела, имеющих повышенный уровень образования или высшее сестринское образование.
Сегодня работа Центра повышения квалификации работников здравоохранения и Омской профессиональной сестринской ассоциации направлены на то, чтобы донести до всех медицинских сестёр значение непрерывного образования.
Изменения в здравоохранении, как и во всех других сферах жизни, идут так быстро, что только постоянное повышение объёма и качества знаний позволяет поддерживать соответствующий уровень профессиональной компетентности. И здесь имеются точки приложения инициативы образовательных учреждений. На нашей базе создана и в течение пяти лет работает Школа медицинской сестры — новая форма непрерывного образования, основывающаяся на «каскадном» принципе
обучения. Проводится она ежемесячно по темам, наиболее актуальным в сестринском деле, согласно пожеланиям самих медицинских сестёр. Востребованность данной формы образования с течением времени повышается и перед нами уже стоит задача о расширении этого направления совершенствования и актуализации знаний наших коллег.
В настоящее время основную задачу нашего учреждения мы видим в повышении качества образовательного процесса, поддержании современного уровня методического обеспечения, создании единого информационного пространства сестринского дела в нашем регионе.
Александр Гертлейн, заместитель директора ГОУ ОО «Центр-училище повышения квалификации работников здравоохранения» по научно-методической работе, представляет второе поколение врачебной династии. Его отец — Константин Константинович, заслуженный врач России, — работал главным врачом ЦРБ, затем возглавлял Областную психиатрическую больницу, а мама всю жизнь работала на ниве санитарной службы, специалистом бактериологом. Поэтому вопрос о выборе профессии был решён задолго до окончания школы: только медицина. К преподавательской деятельности Александр Константинович обратился после 26 лет работы в практическом здравоохранении, пройдя все профессиональные ступени, начиная от врача-интерна и заканчивая заместителем главного врача по хирургии Омской областной клинической больницы.
— С первых дней работы в должности заместителя директора ГОУ ОО «Медицинский колледж» по практическому обучению я оказался вовлечён в сферу кардинальных преобразований сестринского дела, — рассказывает Александр Константинович. — Это был период становления и развития Омской профессиональной сестринской ассоциации, и именно тогда была заложена основа нашего многолетнего плодотворного партнёрства.
Сегодня Александр Константинович является заместителем директора ГОУ ОО «Центр-училище повышения квалификации работников здравоохранения» по научно-методической работе и курирует вопросы, связанные с созданием системы информационно-методического руководства сестринским делом на территории Омской области.
— Александр Константинович, поделитесь, пожалуйста, своим взглядом на систему непрерывного профессионального образования.
— Без преувеличения, создание такой системы открыло новые горизонты для специалистов сестринского дела. Долгое время роль сестринского персонала в системе здравоохранения не получала заслуженной оценки. Во многом это было связано с тем, что базовый уровень образования был конечной точкой, своеобразным «потолком» в профессиональном образовании медицинских сестёр. В то же время во всём мире образование, полученное в колледже, рассматривается как первый шаг на пути к диплому высшего учебного заведения. Требовалось глобальное переосмысление содержания профессии медицинской сестры, и первой ступенью в этом процессе стала конференция для руководителей учреждений здравоохранения, проведённая в 2001 году совместными усилиями Главного управления здравоохранения Омской области, Омской профессиональной сестринской ассоциации и медицинских образовательных учреждений.
Именно эта конференция во многом изменила существовавшее на тот момент отношение к медицинским сёстрам. Медицинская сестра превратилась в одну из ключевых фигур в процессе как ухода за пациентом, так и лечения в целом, а профессия приобрела черты самодостаточности, что неизмеримо повысило как профессиональное самоуважение, так и уровень социального признания труда медицинских сестёр.
— Как создание системы непрерывного профессионального образования повлияло на уровень подготовки медицинских сестёр?
— Думаю, что прошедшая конференция дала исчерпывающий ответ на этот вопрос. Высочайший уровень научных разработок, анализа и представления информации, который продемонстрировали докладчики, наглядно доказал, что между профессиональной подготовкой медицинских сестёр десятилетней давности, когда состоялся первый выпуск повышенного уровня образования, и компетентностью сегодняшних специалистов лежит пропасть. Пропасть, которую нам удалось преодолеть.
Но успех был бы невозможен без той огромной работы, которая была проведена Омской профессиональной сестринской ассоциацией при активной поддержке руководства регионального здравоохранения и медицинских образовательных учреждений. Создание устойчивого профессионального сообщества, формирование высокого уровня профессиональной готовности медицинских сестёр, поддержка и развитие передовых технологий сестринского дела, огромный вклад в создание и развитие системы непрерывного профессионального образования — вот далеко не полный перечень практических достижений Ассоциации.
— Александр Константинович, поделитесь, пожалуйста, своими профессиональными планами на будущее.
— Приоритетной целью на данный момент является создание единого центра, определяющего философию, идеологию, и технологии, которые применяются в сестринском деле. Это будет способствовать дальнейшему развитию профессии медицинской сестры и всех специалистов сестринского персонала, а главное — улучшению помощи пациентам и повышению как качества здоровья, так и качества жизни граждан и Омской области, и России.