Правопреемники императорской больницы №8(28), 2007 год
Детская городская инфекционная больница № 5 имени Н.Ф. Филатова — одна из крупнейших больниц Санкт-Петербурга. По сути это многопрофильное медицинское учреждение, оказывающее помощь детям города и области. Находится она в Купчино, на улице Бухарестской, и занимает 10 корпусов общей площадью 80 тысяч квадратных метров, расположенных на 10,5 гектара земли.
С 2000 года этим лечебным учреждением руководит Александр Голышев — врач с 35-летним стажем работы, кандидат медицинских наук, отличник здравоохранения РФ, заведующий кафедрой медицинских технологий Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета, председатель правления ассоциации менеджеров здравоохранения. Александр Яковлевич — потомственный медик: отец, мать и оба брата — врачи, так что выбор его профессии не случаен. Следуя велению времени, Александр Яковлевич получил второе высшее образование — экономическое, благодаря чему профессионально подходит к решению вопросов менеджмента и маркетинга, ставших в наше время актуальными для любого главного врача. И это сразу же положительно отразилось на работе медицинского учреждения, с успехами которого и связан наш первый вопрос.
— Александр Яковлевич, возглавляемая вами больница вполне справедливо считается лидером в системе здравоохранения. Какими достижениями завоёвано это право?
— Наша больница является научной базой двух медицинских колледжей и двух медицинских училищ, с нами сотрудничают 17 кафедр высших учебных заведений Санкт-Петербурга. В 2005 году она стала лауреатом премии «Профессия — жизнь» Международного общественного фонда. В 2006 году ей присудили премию «Созвездие Петербурга». Детская городская инфекционная больница № 5 занесена в книгу рекордов Санкт-Петербурга как одно из старейших медицинских учреждений России.
— В таком случае у неё должна быть богатая история. С чьими именами связано её открытие?
— Мы являемся правопреемниками первой российской детской больницы, открытой в 1834 году императором Николаем I и потому называвшейся Детской Николаевской больницей. Её первым доктором был один из самых популярных хирургов того времени лейб-медик Н.Ф. Арендт, известный многим нашим современникам хотя бы потому, что лечил одного из самых выдающихся наших соотечественников — А.С. Пушкина.
В архивных документах мы нашли устав больницы, учреждённый царской семьёй и подписанный монархом.
Как видите, история нашего лечебного учреждения тесно переплетена и с историей города, и с историей страны. В одном из кабинетов нашей больницы создан её музей — это наш скромный вклад в культурно-историческое развитие Санкт-Петербурга.
Доброй традицией становится празднование дня открытия больницы — 19 декабря. Вторая дата, которую отмечает коллектив, — 8 октября: в этот день в 1996 году открылась новая, существующая ныне, больница.
— Насколько профиль вашего лечебного учреждения соответствует его работе?
— Из 635 коек больницы лишь 200 инфекционного профиля. Остальные — это хирургия, ортопедия, травматология, ЛОР-отделение, офтальмология, гинекология, челюстно-лицевая хирургия, урология и так далее, то есть весь спектр профилей, которые существуют в медицине, исключая лишь онкогематологию и кардиохирургию, — в этом направлении работает наш партнёр — детская больница № 1. В год мы пролечиваем около 40 тысяч пациентов — 25 тысяч стационарно и 15 тысяч амбулаторно. В структуре больницы есть и поликлиника, и достаточно большое число диагностических служб. Но в основном она работает в режиме скорой помощи. Поток поступающих больных весьма значителен, поэтому сейчас решается вопрос о создании на базе нашей больницы подстанции скорой помощи.
— Какие ещё проекты вы собираетесь реализовывать в ближайшее время?
— Работаем над проектом по созданию детского центра по эндовидеохирургии. Хотелось бы внедрить у себя и телемедицину. В следующем году предстоит заняться глобальным проектом из области высоких технологий — кохлеарными имплантациями и операциями на позвоночнике. Только на базе нашей детской больницы с 2006 года реализуется проект по оказанию экстренной помощи детям с травмами позвоночника, включающий в себя и срочные операции. Ранее подобная помощь оказывалась и в других клиниках, но, поскольку наша больница работает совместно с институтом травматологии, мы решили детей с подобными травмами концентрировать у себя, чтобы, обобщив опыт, выработать единый подход в этом направлении. При этом оказалось, что подобных травм достаточно много.
— Как повышают квалификацию ваши сотрудники?
— Чтобы повысить квалификацию своих сотрудников, больница каждые пять лет отправляет их на учёбу в Медицинскую академию последипломного образования (МАПО). Средний медицинский состав повышает квалификацию в медицинском училище. Четыре медицинские сестры нашего учреждения имеют высшее сестринское образование, ещё восемь сотрудников для получения дополнительного образования учатся в медицинской академии. Кроме того, регулярно проводим занятия с медперсоналом по улучшению качества обслуживания пациентов.
Недавно группа наших медицинских сестёр побывала в Норвегии для изучения опыта своих коллег и с презентацией собственных достижений в рамках совместного международного проекта по так называемому обмену медицинскими сёстрами. До этого норвежские медицинские сёстры приезжали к нам, и, узнав много нового о специфике и методах нашей работы, они остались очень довольны нашими достижениями. Вообще, работа наших и зарубежных медиков практически мало чем отличается. Разница, пожалуй, лишь в качестве и количестве медицинского оборудования, а в основном общие показатели примерно равноценны.
— Работа в каком отделении считается самой сложной?
— Сложнее всего работать в центре токсикологии для детей и подростков с алкогольными, наркотическими и медикаментозными отравлениями, созданном в нашей больнице в 2000 году. Сюда поступают и подростки с суицидом. Персоналу центра приходится нелегко, но это наши дети и нужно делать всё возможное для их спасения.
К сожалению, после выписки большинство из них попадают в нашу больницу повторно. С ними работают психологи и педагоги, однако, согласно статистике, число их с каждым годом не уменьшается, а увеличивается.
— Возможно, в таких случаях не лишней будет и помощь духовная?
— Да, конечно, такая помощь необходима, и её мы уже не первый год получаем, сотрудничая с Санкт-Петербургской епархией. В настоящее время мы планируем взять благословение у Санкт-Петербургского митрополита на создание в одном из помещений больницы домового храма. Пока там располагается часовня, которую посещают пациенты, их родители и сотрудники больницы. Её настоятель — отец Александр навещает детей и в палатах. В отделении травматологии и нейрохирургии женщины-волонтёры безвозмездно оказывают помощь в качестве сиделок. Они по-матерински, с большим терпением и любовью ухаживают за больными детьми.
— Ваши пациенты особенные. Они не могут спокойно сидеть, даже когда болеют. Как организован досуг детей?
— У нас есть игрушки, специальные комнаты с телевизорами, библиотеки. С одной стороны, в больнице не шумно, так как палаты изначально рассчитаны на два места, с другой — занять чем-либо детей, чтобы они не скучали, это, конечно, проблема.
— Не сомневаемся, что в этом да и в решении других вопросов вам помогает богатейший опыт и, возможно, устав самой первой российской детской больницы, очередную годовщину которой ваш коллектив отметит в декабре.
— Конечно, опыт истории бесценен. Мы помним свои истоки, помним о своей преемственности, дорожим и гордимся ею. Это основа наших сегодняшних и будущих успехов.