Держим руку на пульсе времени №8(28), 2007 год
Юбилеи, юбилеи… Время подведения итогов. В 2006 году Тверской областной клинический онкологический диспансер отметил своё 60-летие. Многое изменилось за прошедшие годы, выросли технологии, были внедрены новые приёмы, способы и методы лечения столь сложного и опасного заболевания. Годы идут, жизнь обновляется. Вот в этом, наверное, и есть прелесть юбилеев: они помогают оглянуться назад и в то же время не забывать о перспективе. Рассказывает главный врач онкодиспансера, заслуженный врач РФ Инна Кирилловна Румянцева.
— Если учесть, что датой основания нашего диспансера считается 1946 год, то как раз больший период его развития проходил на моих глазах. Вообще, я считаю, что нашему диспансеру очень повезло, потому что за 60 лет его существования здесь сменилось только три главных врача. Открывала его наш первый главный врач, замечательный специалист Тамара Николаевна Михирева, ставшая для нас и первым наставником в области онкологии. Собственно, она и создала потом здесь свою школу онкологов, в традициях которой мы и работаем сегодня. На смену Тамаре Николаевне пришёл Владимир Яковлевич Горбунов. А с 1999 года эстафету приняла я. За этот десяток лет пройден определённый этап движения вперёд, обновления и становления, разумеется.
Наш диспансер, рассчитанный на 450 коек, располагает ещё 30 койками дневного стационара, кроме того, в его ведении поликлиника на 600 посещений в смену и дневной стационар на 10 коек, а также 8 специализированных отделений. Практически мы лечим все локализации, кроме опухолей головного мозга. Я имею в виду хирургию. Что же касается радиологии, то в стационаре мы применяем и облучение. Наш диспансер оказывает помощь по своему направлению всей Тверской области, и нашего коечного фонда вполне достаточно. Хотя область занимает 85 тыс. кв. километров с населением более полутора миллиона человек, причём самый отдалённый район располагается от нас в пределах 300 километров, мы справляемся — и настолько, что пока нет необходимости создавать коечный фонд в районах.
Сегодня в нашей области на учёте состоит около 30 тысяч больных. И, как ни грустно говорить об этом, но ежегодно мы регистрируем более 5 000 случаев нового заболевания. Но что касается смертности, то в последнее время отмечается снижение одногодичной летальности, особенно при злокачественных новообразованиях молочных желёз, предстательной железы и яичников. Думаю, не последнюю роль здесь играет и то, что на 450–500 больных приходится 480 сотрудников диспансера. Это как раз тот случай, когда никто из больных без внимания не остаётся. Кроме того, мы имеем возможность посоветоваться, проанализировать ситуацию и коллегиально принять решение в плане медикаментозного обеспечения и технологических приёмов лечения.
Как внештатный онколог области я имею патент здравоохранения и возглавляю организационно-методическую работу с районами. Начинали с того, что в каждом районе открыли онкологический кабинет. Там, где нет врачей, приём ведут онкологические медицинские сёстры. Мы проводим обучающие конференции, даём консультации больным и, если необходимо, приглашаем их на обследование в диспансер.
Мы стараемся идти в ногу со временем, а потому одно из приоритетных направлений работы — внедрение новых методик лечения и обследования. Тем более что наша постоянно обновляющаяся материально-техническая база позволяет нам это делать. Мы очень благодарны руководству Тверской области, которое очень внимательно относится к нашим нуждам. Только в этом году за счёт средств областного бюджета приобретено медицинского оборудования на 58 млн рублей, в том числе аппарат для дистанционной лучевой терапии, ультразвуковой и наркозный аппараты. Для профилактических осмотров (также с помощью руководства области) мы смогли приобрести мобильную телемедицинскую установку, позволяющую проводить цифровую маммографию. Сейчас наши сотрудники проходят обучение для работы с этой установкой. В рамках федеральной программы не так давно получен линейный ускоритель, в настоящее время производятся его монтаж и установка.
В области разработана и существует областная целевая демографическая программа, в рамках которой намечено обследование на так называемую папилломовирусную инфекцию женщин. Это позволит выявить больных с предраковыми заболеваниями шейки матки и провести их санацию. Кроме того, мы работаем в рамках Закона, согласно которому жители области, страдающие социально значимыми заболеваниями, получают дополнительные средства для лекарственного обеспечения. Причём этот закон распространяется и на тех, кто не имеет группы инвалидности. Отрадно отметить, что увеличиваются средства для лечения онкологических больных. Так, если в 2005 году эта сумма составляла 6 млн рублей, то в 2006-м уже 9 млн, а на текущий год запланировано 22 млн рублей. В рамках федеральной программы получено два маммографа для районов области, микроскоп для онкологической централизованной лаборатории, проявочные машины и другое оборудование.
Что же касается нашей работы по нацпроекту «Здоровье», то здесь мы ждали завершения диспансеризации населения, где появилась возможность выявления больных с ранними стадиями заболевания. Итоги пока ещё подводятся. Но, как мне кажется, эффективность будет выше прошлогодней хотя бы потому, что в прошлом году возрастные рамки были определены не совсем верно: от 35 до 55 лет. А у наших больных группа риска отмечается с 40–50 лет и старше. А всем известно, что выявление болезни на ранней стадии — это уже 50% успеха при лечении. Поэтому мы придаём такое значение результатам обследования. Нельзя не сказать и о проекте дополнительного лекарственного обеспечения (ДЛО), который тоже работает в рамках этой программы. Благодаря ДЛО мы можем получать для наших больных такие препараты, как авастин, герциптин и другие, которых до существования этого проекта мы не имели. Нас радует то, что мы получили возможность лечить больных самыми современными препаратами, в соответствии с последними достижениями в области фармакологии. И что немаловажно — бесплатно.
За год в нашем диспансере пролечивается более восьми тысяч человек, около полутора тысяч больных проходят лечение в дневном стационаре, а вообще сюда обращается ежегодно до ста тысяч пациентов. Менее одного процента из всего этого количества мы отправляем в Москву — для получения высокотехнологичных видов помощи. Это такие сложные вмешательства, как операция на печени или предстательной железе или проведение лучевой терапии. Но сейчас и у нас в диспансере монтируется аппарат, который в скором времени позволит нам самим проводить этот вид лечения. Правда, у нас существует ещё и квота, согласно которой часть больных может ездить на лечение в Москву. Иногда отправляем в Москву детей —, но это в особо сложных случаях, в основном же справляемся сами, у нас очень компетентный, высокоспециализированный детский онколог.
В последнее время в нашем диспансере получает хорошее развитие лекарственная терапия. А врачи-химиотерапевты принимают активное участие в различного рода научных изысканиях, например, в проведении клинических исследований препаратов, на что специалисты нашего диспансера имеют лицензию. Вообще, что касается профессионального уровня наших медиков, то он довольно высок. Кроме меня, ещё двое заведующих отделениями удостоены звания «Заслуженный врач Российской Федерации». Остальные имеют высшую квалификационную категорию. Я очень довольна своими сотрудниками, и мне приятно, что у нас работают настоящие профессионалы. Важно и то, что продолжается процесс обучения. В диспансере мы проводим научно-практические конференции, приглашаем на них ведущих специалистов страны. Сами выезжаем на конгрессы и конференции в Москву, Челябинск. В общем, стараемся держать руку, как говорится, на пульсе времени. Иначе нельзя, ведь основные 50% успеха зависят как раз от уровня знаний наших докторов, от их профессиональной компетентности.