Комитет Государственной думы по охране здоровья рассмотрел бюджет здравоохранения на 2019–2021 годы Свежий номер

25 сентября на заседании Комитета Государственной думы по охране здоровья состоялось предварительное рассмотрение проектов федерального бюджета на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов в части расходов на здравоохранение и бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования с представителями Министерства здравоохранения Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования.

«Ранее, когда мы обсуждали бюджет здравоохранения уже после того, как он был внесён в Государственную думу, у Комитета складывалось ощущение, что никаких изменений уже внести нельзя. Обсуждение приобретало отчасти формальный характер. Поэтому в прошлом году мы поставили вопрос о необходимости предварительного обсуждения планируемого бюджета здравоохранения перед министром, и я благодарен Веронике Игоревне Скворцовой за согласие. Сегодня у нас, коллеги, есть возможность заранее обсудить ключевые, «болезненные» моменты финансирования здравоохранения в срезе федеральной и региональной политики», — подчеркнул председатель Комитета по охране здоровья Дмитрий Морозов, открывая заседание.

Заместитель министра здравоохранения Российской Федерации Наталья Хорова сообщила, что на реализацию мероприятий госпрограммы «Развитие здравоохранения» с 2019 по 2021 годы планируется направить 1961,5 млрд рублей. Из них в 2019 году общий объём расходов в рамках госпрограммы «Развитие здравоохранения» составит 506,3 млрд рублей, что выше уровня прошлого года на 31 %. А уже в 2020 году совокупный объём ресурсов на реализацию госпрограммы запланирован в объёме 760,9 млрд рублей, в 2021 году — свыше 694 млрд рублей. При этом она пояснила, что основным фактором, влияющим на увеличение расходов на госпрограмму, стало включение в неё средств на мероприятия национального проекта «Здравоохранение», которые будут реализовываться с 2019 года в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204.

В составе национального проекта «Здравоохранение» предусмотрены расходы по восьми федеральным проектам: развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи, борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями, борьба с онкологическими заболеваниями, развитие детского здравоохранения, обеспечение квалифицированными кадрами, развитие сети национальных медицинских исследовательских центров, создание единого цифрового контура здравоохранения, развитие экспорта медицинских услуг.

«Сумма, выделенная на мероприятия нацпроекта в 2019–2024 годах, составляет 1325,9 млрд рублей. Кроме того, за счёт базового объёма бюджетных ассигнований на реализацию мероприятий госпрограммы сумма национального проекта увеличена на 40,3 млрд рублей, в том числе на оснащение детских поликлиник, подготовку медицинских кадров, создание ФАПов, приобретение передвижных мобильных комплексов. Совокупный объём ресурсов из федерального бюджета за счёт дополнительно выделенных средств составит с 2019 по 2024 гг. 1366,2 млрд рублей», — сообщила присутствующим Наталья Хорова. При этом Федеральный проект по борьбе с онкологическими заболеваниями предусматривает расходы из федерального бюджета в размере 100,9 млрд рублей в 2019 году, 219,7 млрд рублей в 2020 году и 188,6 млрд рублей в 2021 году.

С подробным докладом о проекте бюджета ФОМС на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов выступила Наталья Стадченко, председатель Федерального фонда обязательного медицинского страхования. Она изложила участникам заседания основные показатели и новые подходы к формированию и расходованию средств бюджетов федерального и территориальных фондов ОМС.

В ходе заседания все члены Комитета по охране здоровья смогли высказать свою позицию и обратить внимание на проблемы. Были обсуждены наиболее острые темы формируемого бюджета здравоохранения, актуальные как для регионов, так и в целом для отрасли. Представителям Минздрава России, Минфина России и ФОМСа были заданы вопросы, касающиеся закредитованности медицинских организаций в субъектах Российской Федерации (особенно в первичном звене), низких тарифов и тарифной политики территориальных фондов ОМС, уровня заработной платы врачей, строительства новых медицинских учреждений, поддержки образовательной политики и многие другие.

Подводя итоги расширенного заседания Комитета, на котором впервые было апробировано предварительное обсуждение проектов федерального бюджета на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов, касающееся расходов на здравоохранение и бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования, Дмитрий Морозов сообщил, что состоялся обстоятельный, заинтересованный разговор законодателей с представителями исполнительной власти. И до внесения окончательной версии главного финансового документа страны на рассмотрение Государственной думы депутаты услышали о главных направлениях бюджета здравоохранения: «Нам удалось детально обсудить вопросы, волнующие регионы, — их много у наших депутатов. Мы запланируем отдельное заседание Комитета, которое в ближайшем будущем проведём с представителями субъектов Российской Федерации по отдельной теме — закредитованности учреждений здравоохранения, потому что порой просьбы о помощи из регионов, которые мы слышим, говорят о неэффективности управления ситуацией. Хотелось бы достичь взаимопонимания в этом вопросе, потому что бюджет здравоохранения не может развиваться в условиях просроченной кредиторской задолженности».

Председатель профильного Комитета уверен, что «год от года идёт движение в системном понимании проблемы» и что «на многие непростые вопросы можно ответить только системно и сообща».

«Правительство Российской Федерации, Министерство здравоохранения, Министерство финансов, ФОМС, на мой взгляд, предлагают нам грамотное решение существующих проблем бюджетирования и распределения средств. По крайней мере, мы придём к таким решениям, которые позволят ответить на все спорные вопросы и друг другу, и, прежде всего, нашим избирателям», — сказал Дмитрий Морозов.