НМО: система должна быть удобной, полезной и бесплатной для врачей №6(89), 2017 год

Елена Рудницкая

Участниками VIII Международной конференции «Росмедобр-2017. Инновационные обучающие технологии в медицине» и VI Съезда Российского общества симуляционного обучения в медицине, организованных Министерством здравоохранения РФ, Национальной медицинской палатой, Советом ректоров медицинских и фармацевтических вузов России, Ассоциацией медицинских обществ по качеству, Первым МГМУ имени И.М. Сеченова, Российским обществом симуляционного обучения в медицине и Высшей школой организации и управления здравоохранением, стали более 600 человек. Среди них представители 50 субъектов Российской Федерации, а также гости из 15 стран.

В приветственном слове профессора, д.м.н., президента Национальной медицинской палаты Л.М. Рошаля говорилось о реализации проекта «Новые кадры современного здравоохранения»: система непрерывного медицинского образования (НМО), которую мы создаём, «должна быть очень удобной, полезной и бесплатной для врачей. У нас есть разные регионы. Наш проект, который так хорошо пошёл, сделан для того, чтобы врачи отдалённых регионов тоже постоянно обновляли свои знания».

Доклад директора Департамента медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении Т.В. Семёновой был посвящён итогам аккредитации выпускников российских медицинских вузов. Она проводилась в 63 субъектах Российской Федерации среди 80 образовательных организаций. Было сформировано 110 аккредитационных комиссий в составе 4247 экспертов по специальностям: лечебное дело, педиатрия, стоматология, медико-профилактическое дело, медицинская биофизика, медицинская биохимия, медицинская кибернетика, фармация.

К процедуре аккредитации специалистов в 2017 году были допущены 36 149 выпускников образовательных учреждений всех форм собственности. Из пришедших 31 789 человек аккредитованы 31 119. Вопрос о 4 тыс. человек, допущенных к аккредитации, но на неё не явившихся, докладчик прокомментировала так: «Наверное, они потерялись, потому что образовательная организация второстепенно оценивает качество своей подготовки, в том числе и по результатам проведённой аккредитации у выпускников». Она выразила надежду, что «в рамках развития этой системы можно будет персонифицировать данные, чтобы видеть, студенты какой группы, какого педагога не справляются с теми или иными задачами».

Директор Департамента медобразования напомнила, что изменившиеся за последние годы клинические рекомендации привели к необходимости выработки нового подхода к требованиям работы медицинского персонала и формированию профессионального стандарта, где прописаны критерии качества оказания медицинской помощи, являющиеся на сегодняшний день обязательными для его оценки. Была сформирована новая система подготовки специалистов-медиков.

С отменой интернатуры «медицинское сообщество вступило в эру независимой оценки качества подготовки специалистов в виде принципиально иной системы допуска к профессиональной деятельности». Это — аккредитация медицинских специалистов, проводимая на основе профессиональных стандартов,  считает Семёнова. «Смычка между тем, что надо, и доказательством, что специалист это умеет, и есть аккредитация специалистов», — подчеркнула она, разъяснив, что все стандарты созданы по единому принципу, каждый из них размещается в едином рубрикаторе и имеет определённый набор информации. К 2025 году в новую модель медицинского образования должны быть вовлечены все специалисты без исключения.

Докладчик сообщила, что сегодня уже разработаны и приняты 20 профессиональных стандартов для специалистов-медиков и фармацевтов. Далее изменения будут вноситься в Федеральные образовательные стандарты «в части условий реализации образовательных программ и результатов их освоения. То есть все прописанные компетенции будут приведены в соответствие с жёсткими требованиями образовательной программы».

«Ни одна из примерных программ подготовки к ординатуре до сих пор не принята советом в Министерстве образования и науки РФ, — выразила сожаление докладчик, — однако сам подход к их созданию уже понятен. Если медработник будет работать в первичном звене, то для него достаточным станет базовое образование в ординатуре. Если специалист намерен работать в медорганизации второго или третьего уровня, то базовых знаний будет недостаточно, выпускнику необходимо будет сдать испытания и поступить на продвинутый уровень по специальности».

Планы по созданию федеральных образовательных государственных стандартов «утверждены в паспорте приоритетного проекта, одобренного президентом РФ, и сегодня реализуются Минздравом России», — напомнила присутствующим Семёнова, подчеркнув, что к 2018 году «необходимо принять 30 профессиональных стандартов, а с 1 сентября начать их реализацию. Внутри образовательных организаций будут введены фиксированные учебные блоки, которые пройдут все учащиеся, независимо от специализации. Это касается вопросов коммуникации, организации здравоохранения, конфликтологии, личностного роста, общих врачебных специальностей. Фактически проектом предусмотрена унификация подготовки специалистов на основе профессиональных стандартов».

Директор Департамента медобразования и кадровой политики рассказала о готовящихся изменениях в приказ, регламентирующий аккредитацию специалистов. В основном данным приказом будут предусмотрены изменения подходов к аккредитации среднего медперсонала, «так как сама по себе траектория, которая жёстко прописана в виде уровневого теста, не может быть напрямую инкорпорирована в этот уровень профессионального образования».

Будет сделана попытка отражения в портфолио элементов НМО, конкретно — участия в конференциях и съездах. «Все изменения будут вводиться в новые стандарты только после широкого обсуждения с профессиональным сообществом», все законопроекты будут доступны на сайте regulation.gov.ru, информация об изменениях будет распространяться через Национальную медицинскую палату и Совет ректоров, «что поможет инициировать обсуждения новых документов в профессиональном образовательном сообществе», — заключила Семёнова.

По словам руководителя Высшей школы организации и управления здравоохранением (ВШОУЗ) Г.Э. Улумбековой, сегодня тема НМО — одна из самых волнующих для врачебного сообщества. Для дальнейшего развития системы НМО Ассоциация профессиональных медицинских обществ по качеству медицинской помощи и медицинского образования (АСМОК) готовится в тесном сотрудничестве с Национальной медицинской палатой организовать новый порядок оценки соответствия образовательных мероприятий, проводимых профессиональными НКО.

Руководитель ВШОУЗ остановилась также на других нерешённых проблемах системы НМО. В первую очередь это необходимость подготовки и внесения в отраслевые законы поправок о легитимности участия профессиональных медицинских обществ в повышении квалификации врачей. Далее — работа с процедурой проведения оценки соответствия мероприятий и электронных модулей установленным требованиям. Наконец, «мы должны увеличить финансирование для наших врачей, чтобы у них была возможность заниматься, а это — дополнительные деньги и в вузы, и на НМО. Вопрос о повышении финансирования будет обсуждаться с будущего года», — заверила Улумбекова.

Г.Э. Улумбекова поздравила присутствующих с тем, что становление системы НМО в стране состоялось: «Половина врачей России набирают кредиты. Профессиональные медицинские общества, которые проявили активное участие в системе НМО, за 3,5 года подготовили 10 тысяч мероприятий, 70 % из которых создавались не в столице, а в регионах. Теперь можно утверждать: врачи приняли НМО. Им нравятся новые возможности участия в процессе профессиональных медицинских обществ, дистанционность, дробность, возможность выбирать свой образовательный план, составлять собственное портфолио. Мы создали вместе систему НМО: Минздрав России, Национальная медицинская палата, вузы, профессиональные НКО. Такой системы: кадры, инфраструктура, методология, технология — нет ни в одной другой отрасли».

Заместитель директора генерального медицинского совета Великобритании Я. Каррен поделился опытом подготовки медиков в своей стране. «В Великобритании 274 тысячи врачей. Опрос показал, что первые три жалобы от пациентов — это сомнения в клинических знаниях и компетенции врача. Личное и профессиональное поведение очень важно. Необходимо формировать культуру лидерства и стимулировать среду для образования. Студентам нужно помогать, учить работать в команде и донести до них то, насколько важны разные аспекты в обучении».

Всего было заслушано 67 докладов российских и иностранных экспертов.

В рамках VIII Международной конференции было подписано соглашение об открытии в России представительства Международной ассоциации медицинского образования (АМЕЕ — Association for Medical Education in Europe). «Мы создали группу передового доказательного опыта — такую же создадим здесь, в России», — проинформировал директор по развитию АМЕЕ, профессор медицины Т. Гиббс.

На выставке новинок симуляционного оборудования компания «ГЭОТАР-Медиа» представила разработки отечественных учёных: это гибридный стоматологический симулятор «Леонардо», 3D-конструктор человеческих органов «Вирхов» и первый «виртуальный пациент» российского производства «Боткин».