Служба крови: перспективы развития Свежий номер

Лариса Токарева

V Всероссийский съезд работников Службы крови (СК) и участников донорского движения явился одним из мероприятий по развитию добровольного донорства крови и её компонентов. Наряду с работниками учреждений СК в его работе приняли участие представители социально ответственного бизнеса и НКО.

Начальник Управления организации СК ФМБА России Ольга Эйхлер, выступившая с приветственным словом, отметила непрерывное развитие службы не только в техническом, но и в коммуникационном плане, однако, по её мнению, профессиональная подготовка специалистов по коммуникации «зачастую носит инициативный характер». В своём докладе, посвящённом путям развития и оценке эффективности программы СК, выступающая сообщила, что «в последние годы происходит поступательное развитие службы крови и её компонентов, доля безвозмездных доноров увеличилась почти на 10 %». С 2013-го по 2016 год «доля субъектов федерации с полностью безвозмездным донорством возросла с 23 до 32 %. В 2016 году регулярные доноры составили 70 % от их общего числа. «Поддержка стремления доноров регулярно сдавать кровь и её компоненты, — уверена начальник Управления СК, — даёт возможность обеспечить безопасность трансфузии, осуществлять эффективное планирование и сохранять донорские кадры». Однако «общие показатели заготовки крови и её компонентов в России в 2016 году в сравнении с 2015-м несколько снизились. Общее число доноров уменьшилось на 6 %, на 22 % снизилось число доноров плазмы. Объём заготовленной крови снизился на 4 %. При этом в выездных условиях заготовлено 12 % цельной донорской крови». Поэтому «пропаганда безвозмездного донорства крови и её компонентов по праву остаётся одним из важнейших направлений развития СК», убеждена О. Эйхлер.

Реализация комплексных федеральных и региональных мероприятий на протяжении ряда лет способствовала формированию определённых традиций в донорском сообществе, говорилось в докладе. Среди самых популярных — акции «Национальный день донора крови», «АвтоМотоДонор», День донорского совершеннолетия, конкурс «Музартерия».

СК — «единый коллектив, в котором должны соблюдаться единые стандарты работы с донорским контингентом», подчеркнула Эйхлер. Обеспечение инфраструктуры коммуникационной компании СК осуществляется главным образом благодаря работе единого информационного ресурса и круглосуточной горячей линии телефонной справочной службы. Кроме того, обязательными и регулярными должны стать такие сервисы, как организация оперативной обратной связи, предоставление максимально полной информации о работе учреждения.

Следующий докладчик, главный врач Центра крови ФМБА России Софья Голосова остановилась на актуальных направлениях коммуникационной программы СК, реализация которых начнётся в 2017 году. Именно безвозмездные регулярные доноры, по мнению Голосовой, остаются золотым фондом СК. «Одним из главных инструментов нового этапа развития работы с донорским контингентом, — отметила она, — должна стать Всероссийская программа лояльности СК, которая предусматривает различные привилегии для определённых категорий доноров, как первичных, так и повторных и почётных. Она позволит повысить престиж института донорства, а также привлечь к партнёрству бизнес-сообщество, осуществляющее сегодня деятельность в РФ в сфере потребительских услуг, торговли, общественного питания и других».

Техническим возможностям интернет-портала Службы крови yadonor.ru был посвящён доклад руководителя работ по его технической поддержке Алексея Рубеля.

Заместитель руководителя Координационного центра по донорству крови при Общественной палате РФ, директор Национального фонда развития здравоохранения Елена Стефанюк проинформировала присутствующих о специфике работы учреждений СК с сетью ресурсных центров по донорству и проведении независимой оценки работы сайтов учреждений.

Участники съезда поддержали мнение, высказанное Ольгой Эйхлер: именно «культура профессиональной деятельности во многом определяет её эффективность и результаты оптимизации в целом», а «культура общения позволяет профессионально работать с донорами, со СМИ, с бизнес-сообществом и многочисленными организациями».