Развитие государственно-частного партнёрства в сфере здравоохранения №4(82), 2016 год

Лидия Малкова

20 октября участники заседания Совета по развитию социальных инноваций субъектов Российской Федерации под председательством вице-спикера Совета Федерации РФ Галины Кареловой — сенаторы и депутаты Государственной думы, представители федеральных и региональных министерств и ведомств, бизнес- и банковского сообщества — обсуждали пути совершенствования закона о государственно-частном партнёрстве (ГЧП) и знакомились с успешным практическим опытом коллег. В дискуссии принял участие директор департамента инфраструктурного развития и государственно-частного партнёрства Министерства здравоохранения Российской Федерации Андрей Казутин.

«Жизнь опережает действие многих положений закона о государственно-частном партнёрстве. Необходимо усовершенствовать нормативную базу для повышения эффективности его механизмов и стимулирования инвесторов, — начала заседание председатель Совета по развитию социальных инноваций регионов, вице-спикер Совета Федерации РФ Галина Карелова. — В условиях сложной экономической ситуации поддержка привлечения инвестиций в развитие социальной инфраструктуры является одним из приоритетов государственной политики. Внимание к ГЧП со стороны членов Совета Федерации достаточно большое. Мы должны обсудить возникающие проблемы, продумать, что целесообразно применять для дальнейшего развития этой важной темы».

По словам Галины Кареловой, 72 субъекта РФ работают достаточно активно — приняты законы о ГЧП, количество концессий неуклонно увеличивается. В лидерах — Самарская, Астраханская, Новосибирская, Нижегородская, Калужская, Московская, Ульяновская области, республика Саха (Якутия), Хабаровский край, Москва и Санкт-Петербург.

На различных стадиях реализации находятся 214 ГЧП-проектов. Большинство из них — в сфере здравоохранения (35,7 %) и образования (27,7 %). А в туризме, физической культуре и спорте, социальном обслуживании и культуре проектов гораздо меньше, хотя эксперты считают эти отрасли перспективными для привлечения инвесторов. Финансирование проектов ГЧП в соцсфере связано с рисками — неоднородностью спроса, сложностью оценки социального эффекта, прогнозирования потребительского потока. Инвесторы не готовы входить в проекты социальной сферы без существенных гарантий со стороны государства. Соцсферу принято считать менее маржинальной по сравнению с другими, например транспортом, и более рискованной. «Нам нужно устранить проблемы и противоречия в законодательной базе ГЧП и разработать инструменты финансового и нефинансового стимулирования, активизировать работу по привлечению частных инвестиций, — заявила вице-спикер Совета Федерации РФ. — В регионах мало опыта, мало специалистов, пока что нет программ обучения. Нам нужна информация об успешных проектах, нужно заслушать коллег, которым удалось результативно начать работу. При подготовке к заседанию нам поступило огромное количество предложений о внесении изменений в законодательство о ГЧП».

Присутствующие заслушали доклады директора департамента инвестиционной политики и развития государственно-частного партнёрства Министерства экономического развития Игоря Коваля, председателя правления Ассоциации участников ГЧП «Центр развития ГЧП» Павла Селезнёва, директора департамента инфраструктурного развития и государственно-частного партнёрства Министерства здравоохранения Российской Федерации Андрея Казутина, директора Центра ГЧП «Агентство регионального развития Калужской области» Анны Лукиной, заместителя губернатора Томской области по социальной политике Чингиса Акатаева, заместителя председателя правительства Ульяновской области Татьяны Мурдасовой, заместителя министра инвестиций и инноваций Московской области Румяны Свистуновой, заведующего кафедрой финансового права Российского государственного университета правосудия Имеда Цинделиани, начальника сектора ГЧП Комитета по инвестициям Санкт-Петербурга Романа Голованова. Выступающие поделились практическим опытом и обсудили с аудиторией самые злободневные вопросы.

Минэкономразвития России осуществляет системные меры, направленные на развитие ГЧП в регионах: разработаны методические рекомендации по реализации проектов ГЧП, в которых отражены ключевые сведения о нормативном регулировании сферы ГЧП, даны рекомендации по структуре рисков, указаны меры для успешной реализации проектов ГЧП, приведены примеры лучших практик реализации проектов, даны ответы на часто задаваемые вопросы. Создана «Единая информационная система ГЧП в РФ», публичный доступ к которой открыт на сайте Минэкономразвития и на сайте www.pppi.ru.

Несмотря на кризисные явления, количество концессий только увеличивается — о привлечении инвестиций в сферу здравоохранения рассказал директор департамента инфраструктурного развития и государственно-частного партнёрства Министерства здравоохранения Российской Федерации Андрей Казутин. По его словам, согласно основным направлениям деятельности правительства Российской Федерации формирование условий для развития механизмов ГЧП в социальной сфере определено как одно из приоритетных направлений повышения качества услуг, финансируемых государством. Участие частного капитала как в модернизации инфраструктуры здравоохранения, так и в предоставлении медицинских услуг имеет очевидные перспективы. Потребность системы здравоохранения в инвестициях в основные фонды для устранения существующего износа составляет 800–1000 млрд рублей. С учётом того, что по экспертным оценкам около 15–20 % учреждений системы здравоохранения оказывают услуги в потенциально привлекательных для инвесторов сферах, сумма, которая может быть привлечена из внебюджетных источников с использованием механизмов ГЧП, составляет около 250–270 млрд рублей.

В ряде субъектов РФ частные инвестиции привлекаются на строительство и эксплуатацию новых объектов здравоохранения. Потенциал этого сегмента оценивается примерно в 50–70 млдр рублей. В основном речь идёт о строительстве онкологических диспансеров, центров реабилитации, диализных и перинатальных центров — объектов, на которые существует спрос, что может с определённой степенью риска гарантировать возвратность инвестиций.

Для решения задач по развитию и внедрению механизмов взаимодействия власти и бизнеса Минздравом утверждён Комплекс мер на 2015–2016 годы. В его рамках предусмотрено совершенствование законодательства, организационные и практические меры по внедрению механизмов ГЧП и привлечению инвестиций в здравоохранение. Создан Координационный совет Минздрава России по ГЧП.

В настоящее время в 24 субъектах России в сфере здравоохранения на различных этапах реализации находятся 53 проекта на принципах государственно-частного партнёрства. Работа по созданию правовой и методологической базы стала основой успешной практики в этой области. Минздрав совместно с Минэкономразвития РФ и экспертными и научными организациями продолжает работу по созданию методологической основы реализации инфраструктурных проектов на принципах ГЧП. Помимо этого, основными направлениями деятельности по привлечению частных инвестиций в сферу здравоохранения на среднесрочную перспективу являются: тиражирование лучших практик применения ГЧП; внесение изменений в ФЗ «О концессионных соглашениях», предусматривающих возможность участия федеральных государственных учреждений на стороне концедента в обязательствах по концессионному соглашению в отношении объектов здравоохранения; внесение изменений в земельное законодательство РФ, определяющих возможность предоставления без проведения торгов земельных участков по инвестиционным договорам лицу, с которым заключён такой договор, а также предоставления земельных участков без торгов в соответствии с распоряжением Правительства РФ для размещения объектов здравоохранения; подготовка проекта постановления Правительства РФ «О внесении изменения в Положение о Министерстве здравоохранения Российской Федерации», предусматривающего наделение Минздрава полномочием рассматривать предложения о заключении концессионного соглашения в отношении объектов здравоохранения, в том числе предназначенных для санаторно-курортного лечения, и принятию решения в установленном порядке; внесение изменений в постановления Правительства РФ, снимающих ограничения для системного использования инвестиционных договоров, в том числе в отношении объектов здравоохранения федеральной собственности; проведение ежегодного Всероссийского конкурса «Лучший проект государственно-частного партнёрства в здравоохранении».

Все эти меры, подытожил Андрей Казутин, должны стать основой системного использования инструментария ГЧП для модернизации инфраструктуры здравоохранения — чтобы в итоге повысить уровень качества и доступности медицинских услуг.

Выслушав участников заседания и приняв во внимание их предложения, Совет принял решение рекомендовать внести изменения в законы «О концессионных соглашениях», «О государственно-частном партнёрстве, муниципально-частном партнёрстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и «О контрактной системе в сфере закупок, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и другие нормативные акты. В частности, предложено установить возможность компенсации затрат на подготовку проекта его инициатору (в рамках процедуры частной инициативы) в случае, если он не признан победителем конкурса Минэкономразвития РФ. Кроме того, предложено установить возможности для субъекта РФ выступать стороной в концессионных соглашениях и соглашениях о МЧП, заключаемых муниципальными образованиями.

Органам государственной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано проанализировать возможные направления реализации проектов ГЧП в социальной сфере, определить потребности в инфраструктурных инвестициях, сформировать перечень объектов, которые могли бы участвовать в ГЧП, обеспечить подготовку и публикацию в открытых источниках перечня объектов, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений и соглашений о ГЧП, в том числе в рамках частной инициативы.

Справочно

Системное выстраивание государственной политики в сфере государственно-частного партнёрства началось в 2015 году — был принят закон «О концессионных соглашениях», за которым последовало развитие регионального законодательства о ГЧП. Закон «О государственно-частном партнёрстве, муниципально-частном партнёрстве в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» № 224-ФЗ вступил в силу 1 января 2016 года. Главное отличие от закона о концессионных соглашениях — возникновение частной собственности на создаваемые или реконструируемые объекты общественной инфраструктуры, в том числе в социальной сфере, что усиливает интерес потенциальных инвесторов. 3 июля 2016 года был принят Федеральный закон «О концессионных соглашениях», вступающий в силу с 1 января 2017 года.