×

Симуляционное медицинское обучение в России: готовим врачей будущего №6(77), 2015 год

Лариса Токарева

1–2 октября в Москве состоялась VI Международная конференция «Росмедобр – 2015. Инновационные обучающие технологии в медицине» и IV Съезд Российского общества симуляционного обучения в медицине, в работе которых приняли участие около 600 гостей, приехавших со всех уголков России, а также из 15 государств мира. Форум был организован Министерством здравоохранения РФ совместно с НП «Национальная медицинская палата», Первым МГМУ им. Сеченова, Ассоциацией медицинских обществ по качеству медицинской помощи и медицинского образования и Общероссийской общественной организацией «Российское общество симуляционного обучения в медицине». 

Главной темой дискуссии стало создание в нашей стране системы непрерывного медицинского образования (НМО), которая позволила бы перейти от формального участия врача в повышении квалификации к эффективной модели. 

Первым выступил президент Национальной медицинской палаты (НМП), директор НИИ неотложной детской хирургии и травматологии, профессор, доктор медицинских наук Л.М. Рошаль. Он рассказал, что НМП уже запустила пилотный проект дистанционного непрерывного образования врачей. Выстроить систему последипломной подготовки предстоит Минздраву РФ. Упомянул Леонид Михайлович и о кадровых проблемах российского здравоохранения:

– Сейчас мы потеряли 120–130 тысяч выпускников, которые ушли из практического здравоохранения в фармацевтику и прочие структуры коммерческого типа. Надо вернуть в профессию тех, кто обучался за счёт государства. Но выпускники медицинских вузов должны войти в сообщество, гарантирующее им социальное обеспечение. 

– Как в условиях, когда врач работает на полторы-две ставки, организовать постдипломную подготовку? – поставил вопрос Леонид Михайлович. – Надо подумать, чтобы сделать непрерывное обучение облегчённым, умным и бесплатным для врачей. В Америке и Англии каждому доктору, например, дают деньги для того, чтобы он обучался, ездил на конференции. Потому что понимают, чем образованнее доктор, тем лучше пациенту.

Тема доклада руководителя Высшей школы организации и управления здравоохранением, председателя правления Ассоциации медицинских обществ по качеству, доктора медицинских наук Г.Э. Улумбековой была посвящена работе НМО за рубежом и предстоящим задачам по его внедрению в России:  

– Что такое непрерывное медицинское образование?  Это повышение квалификации медицинских кадров, аккредитация врача на соответствие профессиональным стандартам. Это то, что мы должны знать, уметь и навыки, которыми мы должны обладать для того, чтобы нас допустили к лечению пациентов. 

Зачем всё это нужно? В любой стране существует проблемы врачебных ошибок. Например, в США в результате неверных действий медицинских работников при стационарном лечении ежегодно умирает около 400 тысяч пациентов, в России – около 300 тысяч. При организации качественного обучения врачей половину этих смертей можно было бы предотвратить. 

В большинстве развитых стран НМО обязательно для всех врачей и регламентируется законом. Оно учитывается при продлении лицензии. Мероприятия по плану НМО проводятся профессиональными обществами, частными компаниями и медвузами. Качество профессиональных образовательных модулей оценивается независимыми организациями. Участие в конференциях засчитывается на основе тестовых вопросов. Большинство мероприятий проходит дистанционно. Главный акцент делается на безопасности пациентов и качестве медицинской помощи. Правда финансирование НМО там производится из кармана самих врачей, а также за счёт работодателей и медицинской индустрии.

В России, где сейчас отменена интернатура, ординатура по срокам стала короче, тема НМО чрезвычайно актуальна. Необходимо в самое ближайшее время установить источник средств для получения врачами образовательного сертификата. Медицинским обществам, совместно с НИИ, имеющим право на образовательную деятельность, и профильным вузам, надо продолжить работу по актуализации и гармонизации программ НМО. Пока совсем устраняются от деятельности по НМО работодатели.  

Нам предстоит, – подытожила Гузель Эрнстовна, – определить виды образовательной активности, которые будут учитываться при НМО; создать независимую комиссию по оценке качества и материалов, используемых в НМО от профессиональных обществ; учесть требования к качеству мероприятий и включить в состав программ НМО современные темы.

Директор Департамента медицинского образования и кадровой политики Министерства здравоохранения РФ, кандидат медицинских наук Т.В. Семёнова познакомила слушателей с особенностями переходной системы аккредитации медиков в России:

– К сожалению,  у нас пока нет даже стопроцентной информатизации рабочих мест врачей, не говоря уже о среднем медицинском персонале, в особенности – в отдалённых регионах и в сельских населённых пунктах. Нам также необходимо повысить компьютерную грамотность старшей возрастной группы специалистов. В ближайшие два года предстоит кардинальная перестройка профессионального медицинского образования и подходов допуска к профессии. Мы должны выработать предложения, которые затем лягут в основу дальнейшей реформы отрасли.

В Министерстве здравоохранения РФ создан Совет по переходу на систему аккредитации. Сейчас законодательный акт готов к принятию и, как только у Минздрава появятся соответствующие полномочия, он будет подписан. 

На сегодняшний день мы предусматриваем, что первыми пройдут процедуру аккредитации лица, завершившие обучение в 2016 году по программам высшего медицинского образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами. Они первыми среди врачей будут иметь пожизненную аккредитацию с возможностью продления и отзыва. 

Остальные будут жить по старой схеме: если аккредитация специалиста заканчивается, скажем, 1 июня 2016 года или 1 июня 2017 года, он обязан снова получить допуск к профессии, то есть пройти программу дополнительного профессионального образования. Это можно сделать в классическом варианте (144 часа) или с элементами непрерывного дополнительного образования в рамках пилотного проекта (108 часов обучения в государственном образовательном учреждении, остальные 36 – за счёт медицинских профессиональных НКО через учебные мероприятия и электронные материалы). После чего он вновь получает сертификат специалиста и с этого дня включается в систему НМО на 5 лет, по истечении которых снова предстоит процедура аккредитации. Таким образом, – считает Татьяна Владимировна, – можно будет постепенно перейти на стопроцентную аккредитацию специалистов к 2026 году.

Президент Российского общества симулиционного обучения в медицине, директор института хирургии им. А.В. Вишневского, член координационного совета Министерства здравоохранения РФ по НМФиО, академик РАН, доктор медицинских наук, профессор В.А. Кубышкин в своём выступлении отметил:

– В последние годы наши клинические кафедры работают в экстремальных условиях. Во многих регионах отсутствие тесной взаимосвязи с администрацией больниц делает их работу неэффективной. Не получив реальных практических навыков, клинический ординатор на практике не может выполнять значительную часть работы, потому что состав пациентов довольно сложный. 

У НМО должна быть разносторонняя мотивация, выражающаяся в перспективах профессионального и экономического роста, если, к примеру, умный, талантливый, образованный врач после НМО по сумме своих перспектив превосходит заведующего. У нас действительно много знающих и хорошо эрудированных будущих специалистов. Но насколько они адаптированы к работе с пациентами? Насколько они готовы принимать решения в части консервативного, а тем более оперативного лечения?

Один из реальных выходов, который может в какой-то степени компенсировать недостаток приобретения практических навыков непосредственно у постели больного есть метод симуляции клинических условий и клинических примеров. Безусловно, это не заменит работу с пациентом, но человек, отработавший свои действия на муляже, совсем по-другому будет реагировать на вызовы конкретной клинической ситуации. Технологии, которые предлагаются сегодня – новый важный вектор модернизации медицинского образования. Они являются брендом любого медицинского учебного заведения. Без них нашу профессиональную жизнь, профессиональное развитие уже невозможно представить, – считает Валерий Алексеевич. 

Запоминающейся частью конференции стала выставка решений для медицинского образования. Больше всего врачей и студентов привлекали искусственные «пациенты» (Harvey, Medaphor Scantrainer, Rodam, Truman Trauma), у которых можно диагностировать симптомы заболеваний, проводить всевозможные манипуляции, отрабатывать навыки оказания помощи. В рамках конференции прошёл симуляционный тренинг по оказанию экстренной помощи, круглые столы и мастер-классы. О трендах симуляционного образования рассказал заместитель председателя правления Ассоциации медицинских обществ по качеству, член Координационного совета Минздрава России, кандидат медицинских наук З.З. Балкизов. 

Все решения, принятые на итоговом пленарном заседании конференции «Росмедобр – 2015», будут направлены в Минздрав России, руководителям региональных органов управления здравоохранением, ректорам медицинских и фармацевтических образовательных организаций, руководителям профессиональных медицинских обществ.

– Главное, – подвела итоги конференции Г.Э. Улумбекова, – суметь сплотить вокруг себя все силы для решения общей задачи повышения качества медицинской помощи нашим гражданам, несмотря на трудности и вызовы времени, с которыми нам придётся иметь дело в ближайшие годы.