×

ФМБА России: за конструктивный диалог в сфере контроля за госзакупками №4(75), 2015 год

Ольга Киц-Ковязина

Система госзакупок находится сегодня под строгим контролем не только государства, но и ряда общественных организаций. Так, активисты Общероссийского народного фронта пригласили к разговору руководство ФМБА России, чтобы обсудить вопросы расходования бюджетных средств в сфере развития донорства крови и её компонентов в России. За круглым столом собрались глава ФМБА России Владимир Викторович Уйба, руководитель проекта ОНФ «За честные закупки» Антон Александрович Гетта, журналисты, а также заинтересованные представители различных министерств, ведомств и других заинтересованных организаций. 

– Наша работа строится на мнениях и предположениях народных экспертов, которые на безвозмездной основе из соображений патриотизма помогают чиновникам решить сложные задачи, – начал разговор Антон Гетта. 

– Мы считаем, что неэффективные решения в сфере здравоохранения недопустимы. Но, говоря о вопросах экономии бюджетных средств, мы не должны забывать о той стратегической задаче обеспечения национальной безопасности, которую выполняет ФМБА России. Это и федеральный контроль за работой станций переливания крови, и информационное обеспечение, то есть вопросы организации деятельности Единой базы данных донорства крови и её компонентов в России. 

Далее А.А. Гетта отметил, что с представителями ФМБА России активисты Народного фронта ранее встречались уже неоднократно. 

Главной темой текущего обсуждения на этот раз стала эффективность использования и поддержки ФМБА России Автоматизированной информационной системы трансфузиологии (АИСТ). Это программное обеспечение позволяет комплексно автоматизировать технологические процессы производства станций переливания крови и осуществлять информационный обмен с использованием единых форматов данных. 

Представители ОНФ просили уточнить, на какой именно платформе программного обеспечения размещена АИСТ и имеет ли эта программа достаточный функционал. Кроме того, независимые общественные эксперты просили пояснить следующее: на сегодняшний день на интеграцию и техническую поддержку Единой информационной базы данных по донорству с момента начала её создания (2008 год) ушло около 4 млрд рублей, в том числе 1,6 млрд рублей за последние четыре года было потрачено на поддержку системы учёта доноров. Соответственно, не было ли  более целесообразно вместо доработки имеющейся системы, возможно, за меньшие деньги разработать и внедрить совсем новый программный продукт, отвечающий всем современным требованиям безопасности, хранения и обработки данных. Таким образом, представителям ФМБА России было предложено дать анализ: насколько правомерны произведённые траты и  была ли возможность сократить расходы путём перехода на другую систему хранения данных, например, «облачную», как предлагают это многие провайдеры?

В ответном слове руководитель ФМБА России Владимир Уйба отметил, что федеральные полномочия по ведению Единой информационной базы донорства крови и её компонентов были возложены на ФМБА России в 2008 году. Тогда же стартовала и поэтапная модернизация Службы крови, в рамках которой, в целях создания на федеральном уровне системы контроля в сфере обращения донорской крови и её компонентов, началось формирование и развитие Единой информационной базы данных по донорству крови и её компонентов.

Владимир Уйба пояснил, что Федеральный закон «О донорстве крови и её компонентов» однозначно требует от Федерального медико-биологического агентства как федерального оператора ЕИБД,  чтобы в Единой базе данных донорства крови и её компонентов в режиме реального времени ежедневно собиралась вся информация об объёме заготовленной в стране донорской крови и её компонентов, их запасах и обращении, а также о людях с выявленными медицинскими противопоказаниями для сдачи крови. 

–  Программой, обеспечивающей автоматизацию технологических процессов на станциях переливания крови, в соответствии с решением Правительства России, сегодня является АИСТ, которая полностью выполняет свою задачу, при этом за всё время её работы в Службе крови не было выявлено ни одного случая посттрансфузионных осложнений, причиной которых явилась бы работа этой программы, – доложил  заместитель директора ФГБУЗ Центр крови ФМБА России Андрей Бранц. 

В 2007 году при анализе программного обеспечения для создания ведомственной информационной системы Службы крови ФМБА России, ставшей прообразом Единой информационной базы данных крови и её компонентов, был проведён всесторонний мониторинг, и выбор пал на АИСТ неслучайно. Основными критериями оценки соответствия были возможности по реализации алгоритмов типовых технологических процессов станций переливания крови, максимальный опыт практического применения и потенциал в организации сетевого взаимодействия. 

На тот момент АИСТ надлежащим образом соответствовала решаемым задачам и широко использовалась в учреждениях Департамента здравоохранения города Москвы, а также в некоторых региональных СПК и в ряде учреждений ФМБА России. 

Успешный опыт в организации ведомственной информационной системы с применением АИСТ позволил ФМБА России в течение трёх лет завершить создание базовой инфраструктуры Единой информационной базы данных крови и её компонентов, объединив головные станции переливания крови регионов в едином информационном пространстве и обеспечив непрерывный информационный обмен  посредством ведомственной сети передачи данных с использованием единых форматов, и приступить к развитию этой базы.

Разумеется, любое (даже самое совершенное) программное обеспечение имеет свой период морального износа, поэтому, несмотря на то, что АИСТ в полной мере обеспечивала функционирование базы донорства, а также требования нового закона о донорстве крови и её компонентов, в 2013 году ФМБА России было принято решение о коренной модернизации АИСТ. 

В 2014 году указанная задача была выполнена; с использованием современных информационных технологий разработан новый продукт, полностью совместимый с предыдущей версией и унаследовавший проверенные алгоритмы и наименование АИСТ. С начала 2015 года начался масштабный и веерный переход учреждений Службы крови на новое программное обеспечение.

Учитывая, что решение вопросов безопасности донорской крови и её компонентов неразрывно связано с охраной здоровья граждан, а преимущественно с оказанием экстренной медицинской помощи, в качестве ключевых критериев оценки эффективности Единой информационной базы данных крови и её компонентов, прежде всего, следует рассматривать непрерывность доступа к информации системы, полноту и достоверность информации, а также скорость обработки запросов. 

Сегодня функционирование Единой информационной базы данных крови и её компонентов полностью соответствует перечисленным критериям и действующему законодательству, а скорость обработки запросов пользователей исчисляется секундами.

Участники круглого стола договорились провести специальный открытый семинар, на котором представители ФМБА России наглядно продемонстрируют практическое применение обновлённого программного продукта и на практике покажут его результативность.

Представители ФМБА России отметили, что все госзакупки, связанные с данным программным обеспечением, проводились в строгом соответствии с российским законодательством, при этом достоверная и полная информация обо всех совершённых сделках выложена на официальном сайте госзакупок, что неоднократно проверялось ФАС России и органами Росфиннадзора. Кроме того, представители ФМБА России пояснили, что в цену соответствующих контрактов помимо модернизации системы были включены работы по техническому сопровождению ЕИБД, соответственно  с ежегодным увеличением объёма работ пропорционально росла и стоимость оказанных услуг.

Завершая выступление, Владимир Викторович Уйба отметил, что ФМБА России всегда выступало и выступает за открытый и конструктивный диалог и поиск взвешенных решений, направленных на безусловное исполнение тех задач, которые определены для ФМБА России президентом страны, Правительством России и Минздравом России.

Представители ОНФ, со своей стороны, единодушно поддержали соответствующие инициативы ФМБА России, а также обещали оперативно выдвинуть кандидатуры своих представителей для участия в работе Общественного Совета при ФМБА России.