×

Итоговая коллегия Минздрава России: 2013-й – год успешной работы по принципам открытого министерства №3(67), 2014 год

Нина Злаказова

Итоговая коллегия Министерства здравоохранения РФ дала возможность в целом оценить, каким был для российской медицины 2013 год. Общий взгляд был брошен и на первые месяцы 2014 года, которые уже внесли неожиданные изменения в ранее запланированный список неотложных дел. Все выступавшие на коллегии отмечали высокий уровень главных сообщений, прозвучавших на ней: вступительного слова заместителя председателя Правительства РФ Ольги Голодец и доклада министра здравоохранения Вероники Скворцовой. На коллегии собрался широкий круг участников – представителей органов власти, российских политиков, представителей других министерств и ведомств, руководителей здравоохранения российских территорий. Коллегия в целом высоко оценила работу Министерства здравоохранения в 2013 году и сочла его подход к решению проблем российской медицины правильным и соответствующим духу времени. Наш журнал даёт выступления основных участников коллегии в кратком, тезисном изложении. 

Ольга Юрьевна Голодец, заместитель председателя Правительства РФ:

– Основным итогом работы нашего здравоохранения стало увеличение продолжительности жизни, и этот показатель сегодня наконец-то действительно превысил планку 70 лет и составил по итогам года 70,8. Все мы понимаем, что это только первый шаг, что в течение довольно ограниченного периода времени мы должны выйти на новый показатель – 75 лет, и наши ресурсы это позволяют, а дальше мы должны сделать шаг для того, чтобы достичь мировых стандартов.

Что мы с вами должны преодолеть в системном порядке? Мы должны научиться не формально относиться к самому построению территориальных программ госгарантий. На практике мы должны научиться отражать в наших программах новые методы лечения, погружать их внутрь наших программ и отказываться от устаревших методов. Мы должны совместить медицинскую и экономическую часть здравоохранения. Сегодня для нас это одна из сложных задач, но я надеюсь, что мы с этой задачей справимся, это задача приоритетная. Изначально мы должны понимать, как мы можем обеспечить то здравоохранение, которого сегодня достойны россияне. Высокотехнологичная медицинская помощь увеличивается более чем в полтора раза, и мы сами должны понимать, сколько это стоит. Это тема № 1 – сама система управления здравоохранением на каждом уровне. 

Профессиональное сообщество должно сформировать и профессиональный стандарт врача, и те требования к специальностям, которые существуют во врачебном сообществе, потому что от этого зависит система профессиональной подготовки – нельзя урывками что-то подправлять сегодня в одной специальности, завтра – в другой. Нужно создать систему. От этого зависит практически всё будущее системы здравоохранения в Российской Федерации. 

Письма и жалобы, которые приходят сегодня, в большинстве своём – по системе оплаты труда. Система здравоохранения вполне готова для того, чтобы установить достойную и справедливую систему оплаты труда. И я прошу обратить внимание на эту проблему.

И ещё есть проблема, которая мешает нашему продвижению вперёд – это бумажная работа, которая парализует всех нас. Мы вполне можем справиться с тем, чтобы отказаться от неё, перейти на электронную карту больного и на электронный листок трудоспособности. Это нужно делать в очень близкой перспективе.

И самое последнее, о чем я хочу сказать. Когда мы модернизируем всю систему здравоохранения, не нужно забывать о главном. Главным у нас является пациент, его здоровье и его удовлетворённость. Это будет в центре внимания всей системы здравоохранения.

Вероника Игоревна Скворцова, министр здравоохранения РФ:

– 2013 год был первым годом реализации государственной программы «Развитие здравоохранения» и других, разработанных в соответствии с указами президента Российской Федерации стратегий, годом отработки методологии, проведения пилотных проектов и внедрения в жизнь того, что было намечено.

В 2013 году были завершены начатые в 2011-м беспрецедентные по масштабу и финансовому обеспечению региональные программы модернизации здравоохранения, на которые было выделено более 664 млрд рублей. 

Одним из приоритетов модернизации стало развитие первичной медико-санитарной помощи, в том числе населению, проживающему в удалённых районах страны и в сельской местности. По количеству ФАПов, фельдшерских пунктов, сельских врачебных амбулаторий, офисов врача общей практики, введённых в строй, исходный план, принятый в конце 2010-го – начале 2011 года был перевыполнен на 731 объект (16,7%), причём число врачебных сельских служб увеличилось более чем на 1,5 тыс., это позволило увеличить мощность сельских амбулаторных служб на 6,6 тыс. посещений в смену. Активно развивались выездные формы медицинской помощи. В ряде регионов с учётом имеющейся транспортной инфраструктуры активно работали теплоходы и «поезда здоровья», такой позитивный опыт находим в Красноярском, Хабаровском краях, Ханты-Мансийском автономном округе. Вместе с тем в некоторых регионах проблема сельской медицины по-прежнему стоит очень остро, среди них Курская, Рязанская, Архангельская, Вологодская, Волгоградская области, Пермский край, Республика Бурятия, Алтайский край и некоторые другие. Необходимо дальнейшее развитие инфраструктуры сельского здравоохранения с использованием быстро возводимых модульных конструкций, а также привлечение в село медработников.

Совместно с Минсельхозом в 2013 году Министерство здравоохранения разработало сегмент по развитию сельской медицины в рамках ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий до 2020 года». Эта программа была принята Правительством Российской Федерации. Дополнительно предусмотрено введение в строй более 850 ФАПов или офисов врачей общей практики, увеличение мощности сельских амбулаторно-поликлинических учреждений на 7,5 тыс. посещений в смену и мощности участковых и районных больниц – более чем на 6 тыс. мест. Мы надеемся, что это поможет субъектам Российской Федерации эффективно реализовать свои полномочия.

Важнейшее место в программах модернизации было отведено развитию второго уровня системы оказания медицинской помощи. Но в ряде регионов сеть выстроена лишь на 50–60%, так что предстоит активная работа по ее достраиванию в соответствии с потребностями населения. Благодаря модернизации более чем в четыре раза возросло число пациентов, получивших высокотехнологичное лечение в региональных медучреждениях. Значительно сократилось время ожидания пациентами высокотехнологичного лечения. В то же время для некоторых медицинских профилей сохраняются более длительные сроки ожидания. Прежде всего это касается нейрохирургии – 35 дней, что требует увеличения числа медицинских организаций, оказывающих данный вид помощи, и усиленной адресной подготовки специалистов-нейрохирургов. 

Особого внимания заслуживает и трансплантология. Несмотря на несомненное её развитие (в 2013 году число проведённых трансплантаций увеличилось более чем на 2 тыс.), необходимы качественные системные изменения службы донорства органов и тканей. Принятие разработанного Минздравом и широко обсуждённого общественностью Закона «О донорстве и трансплантации органов» не только даст стимул дальнейшему развитию трансплантологии, но и создаст основы для развития биомедицины в целом. Законопроект в ближайшее время будет внесён на рассмотрение в Правительство РФ. 

28% всех средств, выделенных на программы модернизации, это почти 187 млрд рублей, были направлены на развитие детской медицины. Хорошо известно, что среди факторов, снижающих младенческую и детскую смертность, на одном из первых мест по значимости стоит создание полноценной трёхуровневой системы родовспоможения и неонатологии, включающей наличие высокотехнологичного перинатального центра. Мы благодарны президенту и Правительству РФ за принятое решение продлить программу модернизации на 2014–2016 годы и направить её на строительство новых перинатальных центров в 30 регионах страны. 

Важнейшим компонентом всех организационных мероприятий является системная информатизация отрасли. Мероприятия по введению электронного паспорта медицинского учреждения завершены почти в 6 тыс. учреждений, более чем в 7 тыс. обеспечена возможность введения электронной медицинской карты. В 2013 году в федеральный сервис загружено более 36 млн электронных медицинских карт, что составляет на сегодняшний день около 26% численности населения страны.

В 5,7 тыс. медицинских организаций внедрён сервис «Запись на приём к врачу в электронном виде». Каждый пятый визит в амбулаторное учреждение сейчас осуществляется через систему электронной записи, при этом 49 млн россиян записалось на приём через единый портал госуслуг. 

Существенное развитие получили технологии дистанционного консультирования. В телемедицинскую сеть уже включены более 5 тыс. учреждений. В результате число дистанционных консультаций с передачей ЭКГ с борта машины возросло более чем в два раза. 

Необходимо в ближайший год обеспечить оснащение территориальных центров медицины катастроф аппаратными комплексами, которые прошли апробацию на территории пяти субъектов РФ, в том числе во время трагических событий в Волгограде, и также обеспечить их использование для всех станций скорой медпомощи.

Прошедший финансовый год запомнится нам и как год активного развития профилактического направления в нашей стране. Заработала Правительственная комиссия по охране здоровья граждан, возглавляемая председателем Правительства Дмитрием Анатольевичем Медведевым, заместителем руководителя является наш куратор – заместитель председателя Правительства Ольга Юрьевна Голодец. 

В 2013 году, после 30-летнего перерыва, мы вернулись к широкомасштабной диспансеризации взрослого и детского населения. Но вернулись на современной основе. За первый год прошли диспансеризацию 35 млн человек, 21 млн взрослых и более 14 млн детей, проживающих во всех регионах страны. О неформальном характере проведённой диспансеризации свидетельствует тот факт, что по её результатам впервые было назначено лечение 21% обследованных – это более 5 млн человек, 70% в возрасте до 60 лет. 28,7 тыс. человек были сразу госпитализированы для получения специализированной помощи, около 3,6 млн человек прошли углублённое консультирование.

Особое внимание министерство уделяло и медико-социальной поддержке беременных женщин, попавших в трудную жизненную ситуацию. В 2013 году были созданы дополнительно 133 специализированных центра медицинской и социально-психологической помощи. Число абортов за год уменьшилось более чем на 54 тыс., но число их пока бесконечно велико – более 880 тыс. Это значительный резерв роста рождаемости.

В начале 2013 года всеми субъектами России были приняты кадровые программы, направленные на повышение квалификации медицинских кадров и поэтапное устранение их дефицита. Для закрепления кадров доля целевого приёма в образовательных учреждениях Минздрава России была увеличена до 38,5%, при этом эффективность такого приёма резко возросла и превысила 80%. Программа «Земский доктор» позволила привлечь для работы в сельских медицинских организациях более 12 тыс. молодых врачей.

Министерство совместно с медицинским сообществом обеспечило работу и согласование с профсоюзом работников здравоохранения 27 проектов профессиональных стандартов. В настоящее время 15 из них рекомендованы экспертным советом при Минтруда и соцзащиты.

Главным итогом всех наших усилий и действий является реальное влияние на здоровье россиян. По результатам 2013 года продолжительность жизни увеличилась на полгода – до 70,8. У женщин она достигла исторического максимума для нашей страны – 76,6 года. У мужчин пока остаётся чуть выше 65 лет. Но при этом прирост продолжительности жизни у мужчин превысил прирост продолжительности жизни у женщин более чем в два раза, что позволяет прогнозировать положительную динамику. Почти на 5% снизилась младенческая смертность, несмотря на учёт детей с экстремально низкой массой тела от 500 граммов до 1 килограмма.

Всё, что удалось сделать в 2013 году, удалось сделать во многом из-за внедрения в работу принципов и механизмов открытого министерства. Активное взаимодействие с общественными профессиональными организациями, с организациями по защите прав пациентов, благотворительными фондами позволило нам не только установить обратную связь с профессиональным и пациентским сообществом, но и обеспечить общественный мониторинг деятельности министерства. Мы планируем и дальше развивать этот формат работы. В 2014 году уже начал работу Общественный совет при Минздраве России.

Александр Порфирьевич Торшин, первый заместитель председателя Совета Федерации ФС России:

– Министерство здравоохранения достойно справляется с очень трудными и, без преувеличения, глобальными задачами. Хотел бы особо поблагодарить Министерство за оперативную помощь во время Волгоградской трагедии. Всё больше в России регионов, где динамично развивается здравоохранение, их опыт должен стать объектом внимательного изучения для других территорий. От имени председателя Совета Федерации и от себя лично хочу поблагодарить Министерство и лично Веронику Игоревну Скворцову за открытость и конструктивное сотрудничество. Она всегда очень оперативно откликается на все наши обращения и предложения. Очень плодотворно прошёл правительственный час, посвящённый проблемам доступности и качества медицинской помощи в регионах Российской Федерации. Обсуждались самые острые и проблемные вопросы, и ни один из них не остался без ответа. 

Особая благодарность Министерству за своевременное появление наших медиков на территории Крыма и Севастополя, где медицинское обеспечение граждан, что уж там говорить, послабее, чем у нас. Крымчане должны увидеть, что российские медики хорошо делают свою работу. 

Сергей Владимирович Железняк, заместитель председателя Государственной думы ФС РФ:

– Чем качественнее здравоохранение, тем стабильнее наш суверенитет. Министерство делает очень многое для того, чтобы сделать систему российского здравоохранения современной, умной, адресной. И, что немаловажно, работа министерства в последние годы становится всё более открытой, проходит широкое общественное обсуждение важнейших документов. А значит, на выходе получит больше сторонников, чем противников тех документов, которые обретают силу закона. 

Владимир Вольфович Жириновский, председатель Либерально-демократической партии России, руководитель фракции ЛДПР в ГД ФС РФ:

– Приходится говорить о совсем простых вещах. Почему у нас так много стационаров? Многие вещи надо делать амбулаторно. Или проблема бездетности молодых пар: женщин лечат, а где у нас андрологи? Их найти очень трудно. Государство должно взять на себя всё, что связано с рождением ребёнка. И ещё: когда мы будем слышать от наших врачей советы не о том, как лечиться, а как не доводить до болезни, как быть здоровым? То есть профилактике надо уделить внимания больше.

Сергей Михайлович Миронов, председатель политической партии «Справедливая Россия», руководитель фракции «Справедливая Россия» в ГД ФС РФ:

– Хотел бы принести сюда впечатления с мест. Я встречался с губернатором Забайкальского края, и он говорил, что в связи с сокращением фельдшерских пунктов и поселковых больниц, несмотря на некоторое увеличение ФАПов, огромные потоки людей из села едут в районный центр на госпитализацию. Было принято решение о маршрутизации больных, но на деле из тысячи санитарных машин в Забайкальском крае не на ходу около 800. Ещё одна проблема: зарплата медсотрудников и врачей не должна быть ниже, чем в среднем по региону. Но регионы-то у нас разные. И вот из Забайкальского края люди едут на работу в Якутию, потому что там зарплата в разы выше. 

Павел Алексеевич Астахов, уполномоченный при президенте РФ по правам ребёнка:

– В последние годы мы с Министром здравоохранения стараемся увидеть самых больных детей – детей-инвалидов, детей с синдромами, стараемся в регионах приехать к людям, которые приняли решение оставить такого ребёнка. Я рад, что Вероника Игоревна Скворцова решительно сменила вектор министерства и прилагает усилия к тому, чтобы врач искал способ помочь семье с таким ребёнком. И ещё один вопрос не даёт мне спокойно спать. Я очень прошу вас: когда вы получаете письмо с просьбой о помощи, не ищите юристов, чтобы правильно отказать. Приложите те же самые усилия, чтобы найти возможность помочь. Если мы так будем относиться к каждому обращению, ситуация изменится, и люди нам поверят.

Сергей Вячеславович Калашников, председатель комитета ГД ФС РФ по охране здоровья граждан:

– Мы должны констатировать на сегодняшний день высокоэффективную работу министерства. Оно за короткое время сделало очень многое, чтобы здравоохранение стало более качественным и доступным. Многие обвиняют Минздрав в недостаточной нормотворческой активности. Но, не ответив на принципиальные вопросы, невозможно писать законы. В условиях, когда за всё отвечает медучреждение, а врач не отвечает ни за что, невозможно обеспечить качество и ответственность медицинской помощи. Или финансирование медицины – в её страховом виде она сегодня выглядит странно, и получается, что мы прикрываемся какими-то эвфемизмами: типа она страховая, но по сути та же бюджетная и т. д. Я глубоко убеждён, что наведение жёсткого порядка в финансировании позволит решить многие задачи. 

И ещё один момент: в Минздраве соединены разные вещи – медицинская помощь и охрана здоровья. И то, что мы сейчас эти вещи путаем, очень затрудняет наше дальнейшее развитие.

Имеется огромное количество проблем, но мне кажется, что функция Минздрава и коллегии – вычленить системообразующие вещи и пошагово начинать их решать. И я думаю, что у нынешнего Минздрава дорожная карта для этого есть. Нужно, на мой взгляд, конструктивно подойти к перечню тех проблем, которые мы считаем первоочередными. 

Татьяна Геннадьевна Нестеренко, первый заместитель министра финансов РФ: 

– Министерство здравоохранения хочет услышать мнение финансового сообщества, поэтому я буду говорить о наших оценках, финансовых. Мы проводим мониторинг, и я хотела бы доложить: по итогам мониторинга оценка финансового менеджмента министерства по 100-балльной шкале составляет 45,1 балла. В целом получается «троечка» с небольшим «плюсом». Но, по сравнению с 2012 годом, Минздрав поднялся на пять ступенек. Конечно, всё это условно, но для нас это важно. Есть очень важные показатели, например, своевременность подготовки актов. Имеется серьёзная проблема с кассовым планированием: нам необходимо делать заявку, что нужны деньги, чтобы они вовремя к вам поступали. Предварительный контроль констатирует, что 15% документов приходит в финансовую систему с браком и отсылается назад. А учреждения здравоохранения ждут денег. Очень важный индикатор, который мы отслеживаем, разумное финансовое управление, состояние расчётов с контрагентами. Очень значительна сумма средств, за которые не отчитались, – а это средства, предназначенные для здоровья людей. Но анализ исполнения бюджета в текущем году показывает неплохую динамику, и я вижу, что есть потенциал изменений в лучшую сторону.

Управление отраслью очень схоже с тканью персидского ковра, где каждый узелок соединён с другим. Если есть ошибки, на ковре никогда не будет красивого рисунка. Поэтому всем этим вроде бы мелочам надо уделять внимание.

Леонид Михайлович Печатников, заместитель мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам социального развития: 

– У нас неплохие цифры в Москве, хорошие показатели, но я хотел бы сказать о том, что не удалось сделать. Мы с вами начинали программу модернизации одновременно с программой структурных преобразований в здравоохранении, это всегда очень сложно. От советского здравоохранения мы получили 70% услуг в стационарах и только 30 – в поликлиниках, а мы решили этот тренд перенаправить, сделать так, чтобы основное количество услуг у нас оказывалось в амбулаторных условиях. Минздрав нас в этом поддержал. Так живёт весь мир, и мы не будем изобретать велосипед. Но те поликлиники, которые мы получили к 2010 году, были абсолютно не готовы к оказанию такой помощи. После программы модернизации, которая для нас по сути являлась шоковой терапией, в Москве мы полностью подготовили амбулаторное звено, создали крупные амбулаторно-поликлинические объединения и полностью готовы к программе перевода основных проблем на уровень поликлиник. Вторая проблема – это переизбыток в Москве коечного фонда. Наряду с муниципальными койками существуют федеральные, ведомственные, силовых структур и так далее, которые, оказывается, не учитываются в расходах на здравоохранение. Сейчас мы проводим с Минздравом серьёзную работу, как использовать весь комплекс коек для обслуживания в основном москвичей. Количество коек, которые будут использовать по ОМС, то есть активные койки, мы довели до 50 тысяч. Мы изменили подходы к оказанию специализированной помощи. У нас нет больше женских консультаций, психдиспансеров и т. д. Вернулись к тому, от чего когда-то уходили: сегодня психдиспансеры являются амбулаторными подразделениями психиатрических больниц, а женские консультации – родильных домов. А сами родильные дома постепенно становятся структурными подразделениями многопрофильных больниц. В таких условиях мы будем гораздо эффективнее расходовать средства, которые нам выделяют, а их – и это не раз было сказано – всегда не хватает. 

Пётр Витальевич Глыбочко, председатель УМО по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России, ректор Первого МГМУ им. И.М. Сеченова:

– Подготовлена концепция непрерывного медицинского образования, которая обсуждалась и на совете ректоров, и на конференциях. В этом году реально стартовал пилотный проект по непрерывному образованию, это серьёзный шаг вперёд. Изменилось время, изменился подход к подготовке в вузах. Мы пришли к тому, что нам сегодня необходимы не только симуляционные кабинеты, а в целом симуляционное обучение. Концепция симуляционного обучения разработана и утверждена Минздравом, и она уже работает на территории РФ – в центрах обучения, в перинатальных центрах, но на этом нельзя останавливаться, нужно как можно больше создавать таких центров не только в вузах, но и в городских и в областных больницах. Нам удалось создать виртуальную клинику на 1000 коек, которая сегодня работает и даёт возможность готовить специалистов – от сестринского ухода до врачей высокой квалификации. Кроме того, мы создали центр эндоскопической хирургии на животных, который даёт возможность готовить специалистов с учётом внедрения новых технологий.

Одна из задач – внедрение дистанционного образования в работу каждого врача, и мы её решили. Мы создали электронную медицинскую библиотеку, каждый может выйти на площадку библиотеки и получить информацию, независимо от места нахождения. Мы объединили всё это в рамках электронного рабочего места врача. На сегодня модель дистанционного медобразования, электронного места врача реально существует. И, если мы объединим все усилия, концепция непрерывного медицинского образования будет работать на территории России.

Факты

В 2013 году были завершены начатые в 2011-м беспрецедентные по масштабу и финансовому обеспечению региональные программы модернизации здравоохранения, на которые было выделено более 664 млрд рублей. 
Возникшая в 2012 году экономия средств позволила значительно расширить программы модернизации: дополнительно включить для завершения строительства 15 объектов, провести капитальный ремонт 118 медицинских организаций, увеличить планы по приобретаемому оборудованию на 52%.
Всего за период реализации программ завершено строительство 101 медучреждения, отремонтировано больше 4 тыс. объектов, закуплено и установлено более 389 тыс. единиц оборудования, в том числе более 700 магнитно-резонансных и компьютерных томографов, более 6,5 тыс. единиц рентгеновской и ангиографической аппаратуры.
В 2013 году фондооснащённость государственных медицинских организаций в регионах страны повысилась в 2,5 раза по сравнению с 2011 годом: с 7,7 тыс. рублей до 19 тыс. рублей на 1 кв. м.