×

Команда Минздрава России: открытый разговор о будущем здравоохранения №6(63), 2013 год

Надежда Данилова

5 ноября 2013 года на встрече с журналистами в РИА НОВОСТИ  министр Вероника Скворцова представила команду Минздрава России. В ходе пресс-конференции министр, заместители министра, руководители подведомственных Министерству структур, рассказали об основных направлениях, планах работы, о мерах по совершенствованию качества и доступности медицинской помощи, лекарственного обеспечения, по совершенствованию кадровой политики и развитию медицинской науки.

Заседание открыла министр здравоохранения РФ Вероника Игоревна Скворцова. Сначала она представила всех членов своей команды и рассказала, за какие участки деятельности отвечает каждый из руководителей министерства. Затем кратко остановилась на основных трендах и системных подходах в деятельности Минздрава, подчеркнув, что они не изменилась в последнее время, и выделила несколько основных направлений:

– В центре нашего внимания остаётся совершенствование кадровой политики и медицинского образования, устранение дефицита медицинских работников и создание условий для максимального проявления профессионального и творческого потенциала, нормирование труда. 

 Вероника Скворцова также отметила, что необходимо создание системы единых требований к качеству оказания медицинской помощи. Методологическая разработка подходов к качеству включает в себя определение порядка оказания медицинской помощи через формирование клинических рекомендаций и протоколов, через аудит эффективности работы конкретных медицинских учреждений, создание системы открытой, независимой экспертизы работы медицинских учреждений и формирование системы электронного бенч-маркинга: системы электронного управления качеством медицинской помощи.

Вероника Игоревна подробно рассказала о стратегических направлениях деятельности министерства:

 – Огромное значение придаётся работе с субъектами Российской Федерации. Они автономны в установлении своих полномочий по организации медицинской помощи в целом на своих территориях. Наша задача – обеспечить единство и эффективность, формируя региональные программы развития здравоохранения на основе общей для всех регионов государственной программы развития здравоохранения. Особенно важна оптимизация финансово-экономической базы системы здравоохранения. В настоящий момент в мире нет ни одной модели, которую мы могли бы копировать. Самобытность развития здравоохранения в нашей стране – это огромные территориальные размеры и очень низкая плотность населения, специфика отечественной истории с её государственной монопольной системой, когда главной ценностью было не качество оказания медицинской помощи, а равнодоступность на основе работы Госплана.

Другая серьёзная задача – совершенствование формирования программы государственной системы бесплатного оказания медицинской помощи. 41-я статья Конституции гласит о том, что во всех государственных муниципальных медицинских учреждениях помощь должна оказываться бесплатно. Поэтому формирование государственных гарантий программы должно осуществляться таким образом, чтобы не было расхождений между декларацией и финансовым наполнением. 

Повышение служебной эффективности отрасли заключается в том, чтобы минимизировать неэффективные расходы. Дефицита финансирования системы здравоохранения в 2014 году не ожидается, более того бюджет базовой программы госгарантий на будущий год увеличится на 189 млрд. рублей. Программа госгарантий сбалансирована по всем обязательствам, 

Чистый прирост системы составляет 108 млрд. рублей, что будет обеспечено за счёт прироста денег, что позволит повысить плату медицинским работникам. На это будет потрачено 50,1 млрд. рублей дополнительно к сегодняшнему уровню.

 Если говорить о высокотехнологичных видах плановой помощи, то её получат на 64 498 человек больше. Что касается онкобольных, теперь они будут получать все необходимые 6 курсов химиотерапии. Раньше полный курс химиотерапии проходили только дети. 320 тысяч человек дополнительно получат бесплатную помощь. В целом потребуется 9 млрд. рублей дополнительных ресурсов.

Также министр подчеркнула, что Минздрав тесно работает с Федеральным фондом обязательного медицинского страхования, совместно формируя программу государственных гарантий, базовую программу по медицинскому страхованию, некоторые механизмы оплаты медицинской помощи, контроль качества оказания помощи со стороны медицинского страха. 

Отдельно министр Скворцова обратила внимание на чрезвычайную важность в развитии государственно-частного партнёрства:

 – Инфраструктура государства должна разбавляться негосударственной инфраструктурой при абсолютно открытом доступе учреждений и организаций любой формы собственности к программе государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи. В этом направлении уже немало сделано. Мы в два раза увеличили количество частных учреждений, работающих в системе ОМС и в программе государственных гарантий, и их количество растёт. 17,5 % всех медицинских организаций, оказывающих бесплатную помощь, – это частные организации. ГЧП даёт возможность более масштабно оказывать жизненно важные медицинские услуги, входящие в специальный перечень, бесплатно. Здесь есть хорошие перспективы для расширения сферы услуг, например, 25 новейших эксклюзивных технологий, относящихся к биомедицине, пока ещё не входят в этот перечень.

Также в выступлении министра прозвучало сообщение о том, что за девять месяцев текущего года Россия впервые за долгое время перешагнула порог, когда рождаемость превысила смертность. В частности, за октябрь рождаемость в стране увеличилась и хоть незначительно, но превысила смертность. Так, если месяц назад Минздрав приводил следующие статистические данные: количество смертей в стране равнялось 13,2 на 1000 человек (аналогичной цифрой была измерена и рождаемость), то теперь, по данным за девять месяцев 2013 года, рождаемость выросла примерно на 1%, то есть до 13,3 на 1000 человек. По сравнению с аналогичным периодом 2012 года в России умерло на 12 500 человек меньше, а прирост составил 5 109 человек.

Статистика зафиксировала снижение смертности из-за туберкулёза (на 8,2%), болезни кровообращения (на 3,1%). На 5,1% меньше умирает россиян от внешних причин и на 0,1% меньше летальных исходов после ДТП. 

Заместитель министра Игорь Николаевич Каграманян более глубоко остановился на вопросах кадрового обеспечения. В частности, он сказал:

– Безусловно, для усиления эффективности всех структурных преобразований в нашей отрасли в рамках программы модернизации здравоохранения основополагающим является совершенствование кадрового обеспечения. Мне хотелось бы выделить несколько граней, несколько аспектов этой проблемы, которые вызывают закономерные вопросы у населения. Особенно остро всех волнует качество подготовки специалистов, повышение их квалификации и преодоление дефицита врачей.  

Начиная с сентября 2012 года, организованы циклы повышения квалификации преподавателей высших учебных заведений. Этой работе предшествовал анализ наших образовательных программ, реализуемых в сфере высшего медицинского образования, сопоставление их с лучшими мировыми и европейскими практиками. Были подготовлены новые программы обучения, с учётом всех современных тенденции. 616 преподавателей прошли повышение квалификации в РНИМУ им. Н.И. Пирогова и Первом МГМУ им. И.М. Сеченова. Они в свою очередь обучили своих коллег на местах. За текущий год более трёх тысяч преподавателей медицинских вузов получили новые знания по фундаментальным разделам медицины и по наиболее актуальным направлениям клинической медицины.

 Минздравом в тесном контакте с субъектами Российском Федерации была проведена аналитическая работа. Сегодня мы имеем точную информацию по каждому региону сколько, где и по каким специальностям не хватает врачей. Эту проблему мы намерены решить с помощью 83 региональных программ преодоления кадрового дефицита до 2018 года. 

Далее И. Каграманян особо выделил несколько важнейших составляющих этих планов действий: развитие целевого приёма, закрепление специалистов и повышение престижа профессии. 

В конце выступления он напомнил собравшимся о стратегии лекарственного обеспечения до 2025 года, которая предполагает реализацию последовательного комплекса мероприятий по унификации перечней, по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности:

– Нам необходимо, чтобы уже в ближней перспективе каждый человек, нуждающийся в лекарственных препаратах, был обеспечен ими по медицинским показаниям. Очень важно, чтобы это были препараты с доказанной эффективностью».

Затем слово было предоставлено заместителю министра Татьяне Владимировне Яковлевой, курирующей организацию медицинской помощи в регионах: 

– Сегодня мы хотим напрямую влиять на доступность и качество оказания медицинской помощи в регионах. Национальный проект «Здоровье» и региональная программа модернизации здравоохранения дали огромный толчок в развитии регионального здравоохранения, помогли создать тот плацдарм, на котором сейчас формируется трёхуровневая система оказания медицинской помощи. Она адаптирована под каждый регион с учётом местной специфики и уже начала работать в ряде регионов. 

 Первый уровень – амбулаторно-поликлиническое звено. Второй –  межмуниципальные специализированные центры (диагностические, онкологические, тубёркулёзные, фтизиатрические и т.д.). И третий уровень – самый главный – это высококвалифицированная помощь на уровне областных, республиканских больниц и перинатальных центров.

Основная цель – уход от массовых госпитализаций в сторону предупреждения большинства заболеваний с помощью развитой системы диспансерного наблюдения. Это поможет повысить качество медицинской помощи, учитывая плотность и количество населения, специальных и географических особенностей заболеваемости и смертности каждого региона.

Заместитель министра Айрат Закиевич Фаррахов, сообщил, что услугой электронной записи к врачу ежедневно пользуются более 120 тыс. россиян и эта цифра постоянно растёт. В среднем в день за плановой помощью в государственные медицинские организации обращается около 3 млн. человек.

А. Фаррахов отметил, что «Электронное здравоохранение» – самый большой проект информатизации в мире и самый глобальный проект, который охватывает такую большую аудиторию. Он динамично развивается, каждый месяц число пациентов, которые записываются на приём к врачу с помощью интернета, информаторов, телефонов увеличивается на 10%. 

Проект включает в себя целые разделы, которые направлены как на более эффективное функционирование системы здравоохранения, комфортную работу врача на рабочем месте, так и на организацию электронного документооборота внутри больницы и в итоге формирование безбумажной поликлиники и безбумажной больницы. Эффективность проекта для пациента будет реализоваться в виде электронного личного кабинета пациента и электронной медицинской карты, которая позволила бы обмениваться доступной и стандартизованной информацией между всеми медицинскими организациями.

 Во время прямого включения из Индии заместитель министра Сергей Александрович Краевой с сожалением говорил о том, что хотя постоянно появляются новые высокозатратные методы диагностики и лечения, бюджет ни одной страны не может успеть за повышающимися финансовыми потребностями здравоохранения, поэтому так необходимо привлечение инвесторов: «Сейчас создаётся банк потребностей регионов по тем видам помощи, которая наиболее востребована в регионе и которую пока регион не может оказать самостоятельно. Исходя из этих данных, и мы будем работать с бизнесом, привлекая его на взаимовыгодных условиях в эти области медицинской помощи».

В компетенции заместителя министра Дмитрия Вячеславовича Костенникова, который также во время прямого включения из Южной Африки поприветствовал собравшихся журналистов, все контакты с Государственной Думой, с Советом Федераций, с Правовым управлением правительства и Аппаратом президента. Также Дмитрий Вячеславович руководит всем блоком международной деятельности, которая чрезвычайно активизировалось. Минздав РФ сейчас представлен во всех крупнейших мировых общественных структурах. Подписано несколько десятков двусторонних соглашений с разными странами. Д. Костенников руководит огромным фронтом работы по взаимодействию Министерства с общественными неправительственными организациями, отвечает за функционирование различных координационных советов, рабочих групп, пациентских и благотворительных организаций.

Председатель Федерального фонда обязательного медицинского страхования Наталья Николаевна Стадченко обрисовала в общих чертах сферы деятельности, которыми занимается ФФОМС: реализация государственной политики в сфере обязательного медицинского страхования, осуществление финансирования в рамках базовой программы ОМС, контрольная деятельность. Более подробно она рассказала о программе государственных гарантий:

– Этот документ, принимаемый на уровне правительства Российской Федерации, нормирует медицинскую помощь, как в объёмных показателях, так и в стоимостных. На его основании в каждом субъекте РФ разрабатываются аналогичные программы, в которых прописывается и регламентируется гарантированная бесплатная помощь гражданам. 

Далее она остановилась на новшествах:

– В 2013 году нормирован объём профилактической помощи. Раньше в программе государственных гарантий принимался норматив 8, 962 посещения на одного застрахованного гражданина или 9,7 на одного гражданина Российской Федерации. Что именно входит в эти объёмы медицинской помощи, каждый субъект определял самостоятельно. Теперь документально разделены понятия «скорая медицинская помощь» и «неотложная медицинская помощь». С 2014-го года будут введены отдельно объёмы медицинской помощи по реабилитации. 

С текущего года выведена такая объёмная помощь как паллиативная. В этом году также в систему ОМС вошла скорая медицинская помощь. Это очень важный момент, потому что раньше, имея полис обязательного медицинского страхования, гражданин имел право на защиту своих интересов, когда он получал амбулаторную помощь или стационарную. Но при оказании скорой медицинской помощи он этого права уже не имел: данная помощь оплачивалась за счёт средств субъекта Российской Федерации и имела только внутриведомственный контроль качества.

 Также впервые с 2013-го года программа государственных гарантий была пронормирована на трёхлетний период. Такое планирование даёт возможность утверждения тарифов на соответствующий период с индексацией на инфляцию, что в свою очередь способствует развитию государственно-частного партнёрства. ГЧП хорошо реализуется в Санкт-Петербурге: в новых микрорайонах, находящихся отдалённо от уже развёрнутых муниципальных поликлиник, открылись офисы врачей общей практики, которые работают в системе обязательного медицинского страхования, по правилам и тарифам, существующим в системе ОМС. Подобный проект планируется в Москве с 2014-го года – «Доктор рядом». 

Немного статистики: в 2010 году в системе ОМС работало 618 медицинских организаций, в 2013 год зарегистрировалось – 1 655. Всё это способствует приближению оказания медицинской помощи к местам проживания людей и к улучшению качества медицинской помощи.

Руководитель Федерального медико-биологического агентства Владимир Викторович Уйба поделился свежими данными о том, что доля безвозмездных доноров в РФ по итогам 9 месяцев 2013 года составляет 95%. Таким образом, не оправдались опасения о том, что число сдающих кровь резко снизится из-за отмены платы за дотации.

Новый закон о донорстве крови вступил в силу в январе 2013 года и вызвал в обществе неоднозначные отклики из-за отмены платного донорства и опасений возможного снижения числа желающих сдать кровь, однако по факту количество бесплатных доноров повысилось. За 2012 год насчитывалось 90% бесплатного донорства, за 9 месяцев 2013 года – 95%.

В завершение презентации команды Минздрава врио руководителя Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения Михаил Альбертович Мурашко описал все направления деятельности, которые курирует подвластное ему ведомство.