Новое здравоохранение России: риски и возможности №1(58), 2013 год

Наталья Лучкина

21 ноября 2012 года в бизнес-центре «Бородино» прошла первая практическая конференция «Новое здравоохранение России», инициатором проведения которой выступило ФГБУ «ЦНИИ организации и информатизации здравоохранения» МЗ РФ. В числе докладчиков — ведущие сотрудники федеральных учреждений Минздрава РФ, ФАС, Росздравнадзора, экспертных организаций, главные специалисты, руководители регионального здравоохранения.

Участники конференции получили возможность детально ознакомиться с теми положениями законодательных новаций, которые ранее публично не освещались и не обсуждались. Обширная тематика затронула как предприятия — производители лекарств, медицинской техники и медицинских изделий, поставщиков автоматизированных информационно-аналитических систем, кадровых и консалтинговых агентств, так и страховые компании, банки, инжиниринговые и проектные организации.

«На конференции мы анализируем ключевые вопросы и заинтересованность участников в модернизации здравоохранения России. Многие затрагивали вопрос о совершенствовании системы государственной регистрации цен. В рамках конференции мы создадим рабочую группу, в которую будут входить самые опытные специалисты и экономисты: не только теоретики, но и практики. Каждая рассматриваемая тема требует отдельной конференции и детального обсуждения. У нас запланирован ряд мероприятий, которые мы будем реализовывать начиная с нового года в зависимости от поправок в стратегических документах. Главное, у нас есть понимание того, что можно усовершенствовать», — отметил советник президента МИСИР по вопросам развития здравоохранения Геннадий Ширшов.

Фарит Кадыров, д.э.н., профессор, заслуженный экономист РФ, заместитель директора центрального НИИ организации и информатизации здравоохранения, поднял вопрос, касающийся неполной урегулированности тарифов взносов на неработающее население. Отсутствие законодательного регулирования взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения ведёт к невыполнению подушевого норматива финансового обеспечения в рамках базовой программы ОМС, установленного Программой государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи. При этом происходит большая дифференциация страховых взносов на неработающее население по субъектам РФ в расчёте на одного человека (в 2009 году максимальное и минимальное значения по субъектам РФ различались в 100 раз).

Также был поднят вопрос о стратегии развития лекарственного обеспечения до 2025 года, которая, как заметил Владимир Стародубов, директор ФГБУ «ЦНИИОИЗ» МЗ РФ, д.м.н., профессор, академик РАМН, вице-президент РАМН, заслуженный врач России, председатель учёного Совета ФГБУ «ЦНИИОИЗ» МЗ РФ, активно обсуждается в нашем сообществе. «Серьёзная проблема: вопрос о лекарственном обеспечении при амбулаторном лечении. Об этом мы говорим начиная с 90­х годов и понимаем, что этот вопрос является ключевым при запуске механизма реформирования здравоохранения. Эта программа является одной из ключевых в системе здравоохранения», — подчеркнул он.

С.В. Глаголев, начальник отдела мониторинга эффективности и безопасности лекарственных средств Управления организации государственного контроля качества медицинской продукции ФС по надзору в сфере здравоохранения, выступил с докладом на тему «Организация системы мониторинга безопасности медицинской продукции в РФ».

Детально был рассмотрен вопрос о порядке оказания медицинской помощи. Стандарт медицинской помощи, согласно закону, включает в себя усреднённые показатели частоты предоставления и кратности применения медицинских услуг, лекарственных препаратов, медицинских изделий, видов лечебного питания и т.д.

Кроме того, на конференции обсуждался контроль над обращением медицинских изделий, поднимались вопросы о перспективах реформирования системы государственных и муниципальных закупок, развитии российской системы фармаконадзора и контроля качества медицинских изделий, системы государственных закупок и конкуренции в системе здравоохранения, передачи полномочий в сфере здравоохранения от муниципальных образований субъектам РФ.