Борис Малюгин: «Участие в Конгрессе – это не только возможность приобрести новые знания или поделиться своим опытом, но и бесценная возможность личного общения» №3(86), 2017 год

В самый разгар подготовки к 18-му Всероссийскому Конгрессу катарактальных и рефракционных хирургов мы пообщались с одним из основных организаторов этого масштабного мероприятия – доктором медицинских наук, профессором, заместителем генерального директора по научной работе ФГАУ «МНТК «Микрохирургия глаза» им. академика С.Н. Фёдорова», председателем Общества офтальмологов России Борисом Эдуардовичем Малюгиным.

— Борис Эдуардович, насколько далеко продвинулась современная медицина в борьбе с болезнями глаз?  

— Наши возможности постоянно расширяются: появляются новые лекарственные препараты, совершенствуется диагностическое оборудование, разрабатываются новые виды хирургических вмешательств. И тем не менее, предстоит еще много работы, ведь огромное количество недугов, с которыми имеет дело врач-офтальмолог, связаны с «болезнями века», а именно с возрастом, сердечно-сосудистой патологией, избыточным весом, сахарным диабетом. С одной стороны, продолжительность жизни в нашей стране постоянно увеличивается, с другой – мы видим экспоненциальный рост многих заболеваний. И одной из причин этого является то, что раньше до них просто не доживали. Современная медицина исходит из того, что человеку мало дожить до 100 лет, ему нужно прийти к этому рубежу максимально сохранным, и, что очень важно – видящим. Ведь большая часть информации об окружающем мире поступает через орган зрения. 

— Какие изменения в офтальмологии привнесло применение хирургических методов?

— Одной из основных особенностей офтальмологических операций является их малая инвазивность, т.е. практическое отсутствие влияние на общее самочувствие человека, в силу минимальной травматичности. Еще одна характерная черта современной хирургии — высочайшая эффективность. К примеру вовсе не случайно, что операция по поводу катаракты – это самое распространение хирургическое вмешательство в мире. В основе её субъективного восприятия лежит т.н. «ВАУ» эффект. Это когда человек от состояния полной слепоты получает 100% зрение. Рефракционная хирургия дает сходный результат и потому так востребована.

— К такому состоянию офтальмология двигалась долго – тысячелетия. В хирургии катаракты на этом пути был ряд краеугольных моментов. — Первый этап изменений связан с появлением обезболивающих препаратов. Австрийский офтальмолог Кёлер в начале XIX века заметил, что кокаин производит анестезирующее действие на слизистую оболочку глаза. До него на операцию решались лишь практически слепые люди, которым терять было нечего. Следующий скачок развития связан с асептикой и  возможностью проведения операции без заражения операционного поля. Затем на помощь пришли антибиотики. Позже, в 70-х годах ХХ века, наступила эра операционного микроскопа. С ним врачи получили возможность увеличить изображение до 30-ти и более раз. Точность манипуляций существенно возросла. Еще один важный этап – изобретение искусственного хрусталика. И, наконец, бесшовная энергетическая хирургия хрусталика.    

— Насколько эффективны хирургические методы в офтальмологии сегодня?

— Как я уже сказал, в основе широкого распространения современных методов хирургии – их высочайшая эффективность. Интересный факт: в 2000 году в мире выполнили 12 млн. операций по поводу катаракты, а 2020 г по проекту выполнят уже 32 млн. Это почти в 3 раза больше! Для меня цифры говорят о многом. С одной стороны об эффективности и безопасности, с другой — о колоссальном потенциале роста и неудовлетворённой потребности. Ограниченная доступность медицинской помощи не является характерной исключительно для России, этот феномен отмечается во многих других развитых и развивающихся странах мира. Тут и территориальные преграды для жителей отдаленных районов и концентрация профильных клиник и специалистов в крупных населенных пунктах и вопросы финансирования. Все сплетается в клубок, который не просто распутать. Так, у нас в стране выполняется около 500 тыс. операций по поводу катаракты, а пациентов, по официальной статистике с таким диагнозом —  более 10 миллионов. 

— И что, все они требуют хирургического лечения?

— Да нет, конечно. Однако потенциал роста – исчисляется в разы и составляет не менее 2-3 крат.

— Давайте поговорим о готовящемся Конгрессе катарактальных и рефракционных хирургов. В чем его главная значимость?

— Конгресс прежде всего, нацелен на распространение новых знаний и практических навыков, которые бесценны в повседневной работе врача. В практике офтальмолога удаление катаракты – самая распространенная операция, поэтому аудитория Конгресса – это широчайший круг специалистов из разных учреждений и самых отдаленных уголков страны. Основным посылом Конгресса станет образовательный, ведь в этой области офтальмологии постоянно появляются новые разработки. Одна из главнейших задач – проинформировать участников об этих новинках, дать платформу для осуждения различных разработок, задать профессиональные стандарты в этой области медицины. Важно также поделиться накопленным опытом. В частности по прошлому опыту, видео сессии по разбору нестандартных клинических случаев были переполнены и вызывали живой интерес практикующих врачей. 

—  Расскажите, пожалуйста, о том, планируются ли в этом году сеансы «живой хирургии»?

— О да, конечно, ведь это всегда захватывающее зрелище! В этом году трансляция будет производится из операционного блока МНТК «Микрохирургия глаза». Нас увидят не только участники Национального Российского конгресса, но и в Милане на конференции «Видеокатаракта-Рефрактива», который организует известный доктор Лучио Буратто. 

— Оперировать будут 2 ведущих российских специалиста и один зарубежный коллега. Вообще упомянутая конференция в Милане полностью основана на «живой хирургии». В этом году трансляция произойдет из ряда ведущих Европейских клиник Германии, Франции, Италии, Венгрии и, конечно же из России. В живом формате мы продемонстрируем наработки, которые были сделаны отечественными учеными-офтальмологами, представим свою технику, блеснем интересными новинками. И уж точно не ударим в грязь лицом. 

—   Чем еще, кроме прямых трансляций и видео сессий будете удивлять публику?

Мы традиционно приглашаем большое количество ведущих зарубежных специалистов. А в этот раз приедут представители Европейской школы офтальмологов ЕSASО расположенной в г. Лугано (Швейцария). В течение всего дня субботы ведущие профессора этой школы прочитают цикл лекций по особенностям современной техники хирургии катаракты. Уверен, что это будет очень интересно и полезно.

— Будет и много других докладчиков. К нам приедут коллеги из Испании, Италии, Германии, США, Франции, Израиля, Индии, Венгрии, и ряда других стран. 

— В программе Конгресса есть особый «Глаукомный день». Чем он будет полезен для специалистов?

— Глаукомный день состоится 19 октября на базе конференц-зала МНТК «Микрохирургия глаза». Он будет нацелен на решение проблемы катаракты у пациентов с глаукомой. Это примерно 20% пациентов, которые приходят на прием по поводу катаракты. Очень важно правильно наметить тактику лечения такой непростой категории пациентов, корректно выбрать последовательность выполнения и виды используемых оперативных вмешательств.

— Конгресс проходит в юбилейный год — 90 лет со дня рождения Святослава Николаевича Федорова. Эта дата будет отражена в программе?

— Святослав Николаевич –  признанный мировым сообществом авторитет в области катарактальной и рефракционной хирургии. Мы не можем обойти эту дату и посвятим памяти Святослава Николаевича специальную сессию. Лекции его имени по проблемам хирургии катаракты и коррекции аномалий рефракции прочтут два выдающихся офтальмолога. Один из них — отечественный, второй — зарубежный.

— И все-же, почему Вы считаете, что офтальмологам нужно обязательно принять участие в данном Конгрессе?

— Потому, что это конференция является уникальной и не имеет аналогов в нашей стране. Потому, что она имеет за своими плечами 18-летнюю историю. Является ярким событием, которое не оставит равнодушным специалистов, занимающихся вопросами хирургии катаракты и аномалий рефракции. Не менее важной стороной  Конгресса является возможность увидеться и воочию пообщаться. Хороший конгресс – это всегда праздник и мне бы очень хотелось чтобы его участники увезли частичку этого праздника домой.  

— На Конгрессе будет организована выставка оборудования. Какие технические инновации вы бы выделили? 

— Новые виды энергии, которые используются при удалении катаракты. Я говорю об использовании лазеров. В катаракту они вошли относительно недавно, и мне кажется, что это стало ярким и самобытным направлением современной хирургии. Хочется отметить новые поколения искусственных хрусталиков – с усовершенствованной мультифокальной и торической оптикой, а также предназначенных для коррекции пациентов с возрастной макулярной дегенерацией и ряд других. Мне лично кажутся интересными компьютерные системы, объединяющие этапы диагностики и хирургии. Они интегрируют информацию, которую мы получаем в ходе обследования пациентов, и переносят ее в операционный зал непосредственно в микроскоп. Ею руководствуется хирург непосредственном при выполнении вмешательства. Это, к примеру, важно при установке линз, которые корректируют астигматизм.  

— Особо выделю лазерные технологии коррекции аномалий рефракций. Сейчас появились принципиально новые методики, основанные на использовании фемтосекундной лазерной энергии. Они позволяют с минимальной травматичностью достичь великолепного результата.  В офтальмологии очень многое связано с приборами и оборудованием. Прецизионная диагностика является основой для точного расчета параметров операции и её корректного выполнения. 

— Какое место занимает отечественная офтальмология на фоне общемировых тенденций в этой сфере?

— Нам традиционно есть чем гордиться. Отечественные разработки доказали свою эффективность и весьма востребованы на мировой арене. При этом следует оговориться что мы во многом зависим от поставок техники зарубежных производителей. В ходе конгресса мы предоставим широчайшую возможность участникам ознакомиться с такими техническими новинками. 

— В чем преимущества российского Конгресса перед аналогичным европейским?

— В его широкой доступности для отечественных специалистов. Далеко не у каждого врача есть возможность поехать на зарубежную конференцию. Так, по статистике рядя последних лет, в Европейском конгрессе катарактальных и рефракционых хирургов выезжает порядка 50-60 участников из России. Это несомненно все наши ведущие специалисты. Но ведь есть еще и молодежь, мало у кого имеется финансовая возможность поехать за рубеж на несколько дней, заплатить крупный регистрационный взнос, оплатить авиабилеты и гостиницу. 

— Учитывая территориальные особенности нашей страны и расстояния, мы обеспечим прямую интернет трансляцию из Москвы основных сессий. А для участников которые приедут к нам непосредственно будет синхронный перевод докладов иностранных участников. 

— Как будет развиваться Конгресс?

— Наши главная задача постоянно повышать качество научной программы Конгресса. А это комплексная задача и складывается из многих аспектов — организационных, коммуникационных, информационных. Мы должны дать специалистам самую актуальную и современную, а главное – практически значимую информацию. Хочу отметить что до настоящего момента нам это удавалось. Растущее количество участников и неугасаемый интерес врачей к участию в данном мероприятии — самое лучшее тому подтверждение.