Должности, опубликованные на сайте, указаны на момент публикации

Роль Ассоциации работников СКО Пермского края в реализации нацпроектов «Здравоохранение» и «Демография» №1(103), 2020 год

Андрей Петров

19 декабря 2019 года состоялась региональная конференция Ассоциации работников санаторно-курортных организаций Пермского края (ОО «АСКОР») при поддержке Правительства и Законодательного собрания Пермского края, Пермского регионального отделения Фонда социального страхования РФ, на которой обсуждалось участие санаторно-курортных организаций (СКО) Пермского края в реализации Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 о национальных проектах «Здравоохранение», «Демография» и Стратегии развития санаторно-курортного комплекса Российской Федерации, утверждённых распоряжением председателя Правительства РФ от 26.11.2018 № 2581-р.

Конференцию открыл президент Ассоциации Владимир Егорович Тимофеев. Он зачитал приветствие президента Национальной курортной ассоциации, академика РАН, профессора, заслуженного деятеля науки РФ, лауреата премии Правительства РФ А.Н. Разумова, в котором, в частности, говорилось, что данная конференция является исключительно важным научно-практическим мероприятием года в санаторно-курортной отрасли для Пермского края и для России. «Курорты Пермского края должны быть привлекательными для местного населения, российских и иностранных граждан, а для этого есть все возможности», — убеждён А.Н. Разумов.

С докладом «Актуальность вопроса санаторно-курортного лечения в рамках существующей нормативной правовой базы и реализации корпоративных программ» выступил замминистра здравоохранения Пермского края М.А. Мальцев.

Заместитель управляющего Пермским региональным отделением ФСС РФ С.Л. Епанов проинформировал о возможности направления работодателями на санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, и работников предпенсионного и пенсионного возраста, независимо от условий их труда, за счёт средств обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, а также санаторно-курортного лечения льготных категорий граждан.

Заместитель начальника управления труда Министерства промышленности, предпринимательства и торговли Пермского края Н.В. Баранова отметила, что сегодня поставлена задача по улучшению ситуации с охраной труда, охраной здоровья на производстве, с тем чтобы прежде всего достичь высоких стандартов по профессиональному долголетию работников, увеличению продолжительности и качества их жизни.

В Пермском крае активно идёт реализация концепции Vision Zero (нулевой травматизм), цель которой — системно подойти к вопросам сохранения жизни и здоровья работников. Минпромторг использует все имеющиеся информационные площадки и активно взаимодействует с Ассоциацией в части профилактики, оздоровления работников и сохранения их здоровья на долгие годы.

Доктор медицинских наук, профессор Е.В. Владимирский отметил, что сегодня возрастает потребность в санаторно-курортном лечении и оздоровлении в связи с увеличивающимися запросами корпоративной медицины, необходимостью оздоровления и лечения лиц предпенсионного возраста и других социально значимых групп населения.

О роли Ассоциации в реализации национальных проектов «Здравоохранение» и «Демография» и Стратегии развития санаторно-курортного комплекса РФ рассказал президент ОО «АСКОР» В.Е. Тимофеев.

Ассоциация, которой в прошлом году исполнилось 25 лет, объединяет 27 санаторно-курортных организаций Пермского края различных форм собственности и считается одной из крупных в Приволжском федеральном округе. В 2018 году в санаториях края оздоровлено около 120 000 человек, в том числе 1860 человек за счёт бюджетных средств края (Закон Пермского края от 04.09.2017 № 121-ПК «Об обеспечении работников государственных и муниципальных учреждений Пермского края путёвками на санаторно-

курортное лечение и оздоровление»), по программам долечивания (реабилитации) Министерства здравоохранения Пермского края — 2754 человека (с заболеваниями сердечно-сосудистой системы и беременных женщин групп риска; Постановление Правительства Пермского края от 14.04.2010 № 166-п).

Сегодня важнейшей темой общественного обсуждения является Стратегия развития санаторно-курортного комплекса РФ. Каждому субъекту РФ поручено разработать свою стратегию развития СКО, расположенных на их территории.

Распоряжением председателя Правительства Пермского края М.Г. Решетникова от 24.07.2013 № 108-рпп утверждён новый состав координационного совета в количестве 21 человека. В совет вошли представители ЗС и правительства края, Минздрава, Пермского регионального отделения ФСС, санаторно-курортных организаций, главные внештатные специалисты Минздрава.

В.Е. Тимофеев предложил, в соответствии с Планом мероприятий по реализации Стратегии развития санаторно-курортного комплекса РФ, принять закон Пермского края «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах Пермского края» и продолжить работу по разработке Программы развития санаторно-курортного комплекса края. Кроме того, для развития СКО необходимы государственные инвестиции в виде изменения действующего законодательства о государственном заказе на санаторно-курортные услуги и налоговые преференции, а именно:

1. В Порядке организации санаторно-курортного лечения, утверждённом приказом Министерства здравоохранения РФ от 05.05.2016 № 279н, прописать определения понятий санаторно-курортного оздоровления, лечения, долечивания, реабилитации и лечебно-оздоровительного туризма и определить длительность санаторно-курортного лечения в рамках лечебно-оздоровительного туризма от 3 до 14 дней.

2. В приказе Министерства здравоохранения РФ от 07.06.2018 № 321н актуализировать перечень медицинских показаний с учётом участия санаторно-курортных организаций во 2-м и 3-м этапах медицинской реабилитации (проект приказа Минздрава России «Об утверждении порядка оказания медицинской реабилитации взрослых»).

3. Необходимо интегрировать санаторно-курортные организации как элемент системы здравоохранения в систему поэтапного лечения «поликлиника — стационар — санаторий», а также в систему медицинской реабилитации 2-го и 3-го этапов и обеспечить доступ в Региональную информационно-аналитическую медицинскую систему (РИАМС) «ПроМед».

4. Государству необходимо гарантировать стабильный спрос на санаторно-курортные услуги, выполняя в полном объёме свои социальные обязательства, и оплачивать стоимость услуг по экономически обоснованным рыночным ценам. При этом приобретать услуги для целей медицинской реабилитации 2-го и 3-го этапов не только у организаций подведомственной сети, но и на конкурентном рынке по 44-ФЗ, как это сегодня организовано в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Пермском крае, где долечивание (реабилитация) финансируется за счёт средств бюджета субъекта РФ (программа Территориальных гарантий бесплатной медицинской помощи), а не за счёт средств ОМС.

5. Необходимо создать условия для платёжеспособного спроса на санаторно-курортную услугу, повышение её доступности для разных слоёв граждан.

Включить санаторно-курортную услугу в перечень социальных налоговых вычетов для исчисления НДФЛ и расходов на оплату труда для исчисления налога на прибыль организаций в рамках действующего Налогового кодекса и установленных им ограничений по предельной величине расходов.

6. В действующей редакции Налогового кодекса предусмотреть включение расходов работодателей на приобретение санаторно-курортных путёвок для своих сотрудников (статья 264 НК РФ).

7. Также необходимо отнести деятельность санаторно-курортных организаций к медицинской деятельности (статья 284.1 НК РФ).

8. Предусмотреть льготы для санаторно-курортных организаций, так как у большинства рентабельность колеблется от 0 до 4 % (в Пермском крае — 3,7 %):

а) для перехода на упрощённую систему налогообложения увеличить численность работников до 150 человек и общий доход до 200 млн рублей в год;

б) освободить от налога на добавленную стоимость санаторно-курортные организации при оказании гостиничных услуг;

в) освободить от уплаты земельного налога и налога на имущество санаторно-

курортных организаций в отношении земельных участков и имущества, используемого для осуществления санаторно-курортной деятельности.

9. Необходимо разработать государственную программу по льготному долгосрочному кредитованию санаторно-курортных предприятий, направляющих средства на модернизацию и создание современной санаторно-курортной инфраструктуры.

Предусмотреть льготы для предприятий-инвесторов:

а) ввести льготу по налогу на прибыль для предприятий-инвесторов в размере средств, вложенных в развитие материально-технической базы СКО;

б) ввести льготу по налогу на прибыль для предприятий-инвесторов в случае приобретения санаторно-курортной организации в размере её стоимости.

Итоговым документом работы региональной конференции стала резолюция, в которую вошли основные предложения участников конференции по реализации Стратегии развития санаторно-курортного комплекса РФ как для федерального уровня, так и для уровня субъекта федерации.

С целью мониторинга реализации Стратегии принято решение провести II Региональную конференцию в  2020 году.