×

Должности, опубликованные на сайте, указаны на момент публикации

Санкт-Петербургский центр последипломного образования работников здравоохранения ФМБА России: 30 лет пути к знаниям №3(92), 2018 год

Л.В. Гардеробова, Е.А. Годовых

ФГБОУ ДПО СПб ЦПО ФМБА России проводит профессиональную переподготовку и повышение квалификации средних медицинских и фармацевтических работников с 1988 года. И если предыдущие тридцать лет здесь учились медицинские работники со средним профессиональным образованием, то в юбилейном году сфера деятельности учреждения значительно расширилась, что нашло отражение не только в изменившемся названии: сегодня Центр реализует программы дополнительного профессионального образования работников здравоохранения различного профиля. О том, какие этапы развития прошёл коллектив Центра и какие новые горизонты открываются для него, рассказывает директор учреждения Ирина Сергеевна Бахтина.

— Ирина Сергеевна, юбилей — это всегда повод для ретроспективы. Какими вехами отмечена 30-летняя история Центра?

— Наше учреждение родилось в Советском Союзе: приказ об организации филиала училища повышения квалификации для средних медицинских работников (изначально — структурного подразделения КБ № 122 им. Л.Г. Соколова) был издан в 1988 году Минздравом СССР. Исходная задача этого проекта состояла в том, чтобы поднять на новый уровень престиж медицинской профессии, дать возможность постоянно обновлять и расширять свои профессиональные знания. И несмотря на то, что совсем скоро мы, как и вся страна, оказались в ситуации дефицита госбюджета, коллектив уверенно шёл к цели, осваивая новые методики, привлекая высокопрофессиональных специалистов.

Были пройдены важные ступени развития, которые стали хорошей жизненной школой для нашего становления: в 1991 году училище получило самостоятельный статус, в 1994–1995 годах началось активное сотрудничество с работодателями, заинтересованными в подготовке и реализации программ повышения квалификации. В это же время проходили Игры доброй воли, и именно нашему коллективу поручили разработать программы и провести профессиональную переподготовку кадров с учётом требований медицинского обслуживания иностранных граждан.

В 1998 году началась стандартизация среднего профессионального образования, были созданы программы повышенного уровня для медицинских сестёр-организаторов.

В 90-е удалось наладить взаимодействие с рядом университетов и госпиталей США. В это время мы работали в тесном сотрудничестве и с союзными республиками, что сегодня позволяет вновь наладить связи, но теперь уже как с зарубежными партнёрами.

Нулевые годы стали переломным этапом в деятельности ЦПО: в 2000 году мы создали сайт нашей образовательной организации, дав тем самым старт внедрению дистанционных программ обучения. Это позволило среднему медицинскому персоналу получать знания, не отрываясь от работы на местах. Но одних теоретических знаний недостаточно для повышения профессионализма медицинских сестёр, ведь здесь особенно важна практика. Поэтому следующим этапом, актуализирующим обучение, стало внедрение практико­ориентированного подхода.

На базе КБ № 122 им. Л.Г. Соколова ФМБА России был создан отдел внутрикорпоративного обучения медицинских сестёр. В содружестве с главным врачом Я.А. Накатисом мы запустили проект отделения интенсивной сестринской помощи, направленный на внедрение расширенной сестринской помощи и передачу части полномочий врачей медицинским сёстрам, который получил название «Мини-госпиталь». В рамках проекта была разработана и реализована шестимесячная образовательная программа, включающая стажировку за рубежом с целью изучения лучших практик расширенной сестринской деятельности (в нашей стране тогда подобного ещё не было). Проведённое по прошествии десяти лет исследование показало, что передача части врачебных функций соответственно подготовленным медицинским сёстрам даёт положительный социальный, медицинский и экономический эффект.

— Что позволяет вам сегодня в условиях реформы ДПО занимать лидирующие позиции?

— Всё развивается по спирали, и сегодня происходит очередной виток процессов, связанных с необходимостью динамично и чётко реагировать на запросы современной медицины. Быстро устаревают технологии, оборудование, а также связанный с ними запас сведений персонала. Поэтому необходимо непрерывно поддерживать уровень его квалификации. Мы первыми в России реализовали все те новые инициативы, которые стали актуальны после вступления в силу нового закона «Об образовании»: накопительная система повышения квалификации, дистанционные формы обучения и другие новшества были реализованы нами в качестве эксперимента на наших пилотных объектах.

— Какими ресурсами, педагогическими и информационными технологиями располагает Центр для осуществления качественного последипломного образования работников здравоохранения уже сегодня, а что предстоит сделать в ближайшем будущем?

— Как мы уже говорили, главное в подготовке медицинской сестры — это практика. Поэтому мы делаем ставку на практикоориентированное обучение, использование симуляционных технологий. На базе нашего учреждения функционирует Симуляционно-тренинговый центр, предназначенный для обучения, аккредитации и аттестации среднего медицинского персонала. Для отработки медицинских технологий и решения ситуационных задач СТЦ оснащён современными тренажёрами, фантомами, медицинским оборудованием. Центр аккредитован Общероссийской общественной организацией РОСОМЕД (Российское общество симуляционного обучения в медицине).

В учреждении созданы учебные классы (косметологический и массажный), в которых отрабатывают практические навыки слушатели программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки по специальностям «Сестринское дело в косметологии» и «Медицинский массаж».

Чтобы сделать последипломное обучение доступным для слушателей всех регионов нашей страны, мы включили в образовательную практику дистанционные образовательные технологии: проводим дистанционное обучение, аттестацию специалистов со средним медицинским образованием и педагогических работников учреждений ФМБА России в очно-дистанционном режиме, а также научно-практические мероприятия с онлайн-трансляцией.

Идея практикоориентированного обучения используется нами в рамках проведения конкурсов профессионального мастерства медицинских сестёр ФМБА России. Мероприятия конкурсов позволяют участникам не только продемонстрировать профессиональные компетенции и навыки научного поиска, но и осуществить внедрение новейших методов диагностики и оказания медицинской помощи на уровне ведомственных медицинских организаций.

— Чем сегодня наполнены будни Центра?

— Сегодня деятельность СПб ЦПО ФМБА России сконцентрирована на адаптации междисциплинарного и межсекторального подходов в сфере ДПО. Проектная деятельность направлена на развитие образовательных программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров здравоохранения и медицинского образования в формате учебных модулей, выездных циклов, стажировок. Продолжается сетевое партнёрство с зарубежными университетами и клиниками по реализации международных образовательных программ для руководителей медицинских организаций и клинических специалистов.