Должности, опубликованные на сайте, указаны на момент публикации

Михаил Мурашко: «Миссия Службы — повышение эффективности, качества и безопасности системы здравоохранения для граждан России» №3(92), 2018 год

Светлана Лыбина

Уже второй год Росздравнадзор работает в рамках реализации проекта по реформе контрольно-надзорной деятельности. О работе в данном направлении рассказывает руководитель ведомства Михаил Мурашко.

— Росздравнадзор участвует с 2017 года в масштабном приоритетном проекте «Реформа контрольной и надзорной деятельности», основной целью которого является снижение числа проверок и объёма задействованных для их проведения ресурсов при одновременном снижении причиняемого ущерба жизни и здоровью граждан.

Вопросы совершенствования контрольно-надзорной деятельности с применением новых форм и методов, в том числе внедрение рискоориентированной модели и повышение доли профилактической работы с одновременным обеспечением прав и защиты интересов бизнеса и прав граждан на получение качественной и безопасной медицинской помощи, являются приоритетными для Росздравнадзора.

Главными целями реформы контрольной деятельности в соответствии с паспортом приоритетного проекта «Совершенствование контрольной и надзорной деятельности в сфере здравоохранения» Росздравнадзора, утверждённым протоколом заседания проектного комитета от 13.02.2018 № 1, в текущем году являются:

• снижение количества смертельных случаев по контролируемым видам деятельности в сфере здравоохранения на 2 % от уровня 2015 года к 2019 году;

• снижение при осуществлении контроля административных и финансовых издержек граждан и организаций, осуществляющих предпринимательскую и иные виды деятельности, связанные с контрольно-надзорной деятельностью Росздравнадзора на 3 % по отношению к предшествующему году;

• рост индекса качества администрирования контрольно-надзорных функций.

Разработка и внедрение совокупности механизмов оценки результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности позволила Рос­здравнадзору сфокусировать внимание на планировании и осуществлении контрольно-надзорных мероприятий с учётом максимального сокращения ущерба жизни и здоровью человека, материального ущерба государству, гражданам и организациям.

В целях дальнейшего совершенствования контрольной и надзорной деятельности, достижения целей и показателей, утверждённых паспортом данного проекта, необходимо сопрягать уже разработанный проект и формирующиеся сегодня два национальных проекта по здравоохранению и демографии. В этом направлении мы очень активно работаем с Минздравом России.

— Такая интеграция трёх крупных проектов отразится на деятельности Росздравнадзора?

— На основе национального проекта «Здравоохранение», который состоит из восьми федеральных проектов, в каждом субъекте РФ должны быть разработаны свои региональные проекты, ориентированные на обеспечение качества, доступности и безопасности медицинской помощи. В свою очередь контроль данного направления — одна из основных государственных функций Росздравнадзора.

В числе показателей ведомственного приоритетного проекта определены снижение госпитальной летальности от инфаркта и инсульта и снижение показателя младенческой смертности, которые согласуются с целями национального проекта, а значит, потребуют корректировки в контроле со стороны Росздравнадзора.

Первые шаги в этом направлении уже сделаны: в настоящее время Рос­здравнадзором совместно с Фондом ОМС проводится мониторинг качества оказания медицинской помощи населению, позволяющий таргетно формировать контрольные мероприятия по тем субъектам и медицинским учреждениям, которые на сегодняшний день имеют наибольшие резервы для достижения поставленных показателей.

— Уже можно сделать выводы по таким проверкам?

— Результаты контрольных мероприятий показывают, что резерв по снижению смертности в регионах присутствует.

Но для достижения поставленных государством целей нужно системно действовать сразу по нескольким направлениям. Во-первых, в каждом субъекте РФ необходимо организовать активную пропаганду здорового образа жизни и тех методов профилактики, которые позволяют снизить общую заболеваемость.

Во-вторых, нужно качественно и своевременно проводить диспансеризацию населения, которая является наиважнейшей составляющей в данном направлении. При этом диагностические исследования на втором этапе должны проводиться своевременно, в полном объёме и с учётом всех факторов риска. И что принципиально важно: по результатам исследований пациенту должны быть выданы рекомендации по дальнейшему обследованию и лечению.

— Михаил Альбертович, сегодня много говорится о профилактике заболеваний среди населения — а правонарушения в медицине можно как-то профилактировать? Какие у Росздравнадзора имеются для этого инструменты?

— Безусловно. Это одно из важных направлений нашей деятельности, которому мы уделяем особое внимание. В частности, на официальном сайте Росздравнадзора в открытом доступе размещаются годовые доклады по правоприменительной практике и статистике типовых и массовых нарушений обязательных требований, выявленных в результате контрольно-надзорной деятельности, а также доклад с руководством по соблюдению обязательных требований по соответствующим видам государственного контроля с сервисами для сбора вопросов и обращений.

Ежеквартально центральным аппаратом и всеми территориальными органами Росздравнадзора проводятся общественные слушания для всех заинтересованных лиц, где также озвучиваются основные правонарушения и способы их предотвращения. Например, в прошлом году в обсуждении 237 публичных слушаний приняло участие более 10 тыс. человек (в том числе более 400 должностных лиц органов исполнительной власти субъектов РФ). Видеозаписи этих мероприятий также размещены на официальных сайтах центрального аппарата и территориальных органов Службы.

Считаю, что Росздравнадзору удалось, как я уже неоднократно заявлял, стать примером воплощения «умного надзора»: с одной стороны, мы обучаем, предупреждаем, совершенствуем систему контроля, ведём разъяснительную работу, а с другой — достаточно жёстко относимся к нарушителям закона.

— Росздравнадзор является тем ведомством, куда обращаются пациенты, столкнувшиеся с проблемами в получении медицинской помощи. Много ли поступает таких обращений и по каким вопросам?

— Начну с того, что вопросам оперативного решения проблем пациента сегодня уделяется особое внимание как со стороны Минздрава России и министра здравоохранения Вероники Игоревны Скворцовой лично, так и со стороны Росздравнадзора.

Сегодня пациенты имеют возможность обратиться за советом и с жалобой в несколько инстанций. Самый быстрый способ разрешения спорного вопроса — это обращение в саму медицинскую организацию. Возникшая проблема оперативно решается силами администрации и руководства учреждения в более чем 90 % случаев.

Также можно обратиться в страховую медицинскую организацию, которая работает в системе ОМС. На каждом медицинском полисе размещены её контакты, и в любой спорной ситуации человек может позвонить и получить от специалистов консультацию и помощь.

Следующий этап — это обращение в территориальные органы Росздравнадзора (при возникновении риска угрозы жизни и здоровью человека наши сотрудники оперативно начинают внеплановые контрольные мероприятия) и в органы исполнительной власти субъекта: региональный департамент или министерство здравоохранения.

— Помогают ли вам обращения граждан в наведении порядка на рынке медуслуг?

— Для Росздравнадзора очень важна обратная связь с населением. Такое взаимодействие помогает нам выполнять официальную миссию Службы —повышение эффективности, качества и безопасности системы здравоохранения для граждан Российской Федерации.

Участие пациентов и общественных объединений в вопросах повышения качества и доступности медицинской помощи, организации контроля и надзора в сфере здравоохранения является необходимым элементом совершенствования контрольной системы.

При Росздравнадзоре продолжает функционировать Совет по правам пациентов, имеющий 72 отделения в регионах, в составе которого работают более 900 специалистов. В январе 2018 года сформирован Общественный совет при Росздравнадзоре.

Созданная Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения система коммуникации, включающая в себя наличие различных каналов связи, активное информирование граждан о результатах деятельности Росздравнадзора в средствах массовой информации, взаимодействие с общественными пациентскими организациями, позволяют обеспечить публичность и открытость Росздравнадзора и, в конечном итоге, увеличивают степень доверия населения.

В течение нескольких лет количество обращений в Службу находится примерно на одном уровне. Несмотря на видимые и реальные достижения в организации здравоохранения, которые произошли за последние годы (снижение показателей смертности, увеличение продолжительности жизни, открытие новейших медицинских центров и многое другое), обращения пациентов не уменьшаются.

Я вижу этому только одно объяснение: люди, зная о достижениях в медицине, ежедневно читая о новейших препаратах, инновационных изобретениях учёных и современных методах лечения, стали более требовательными. Считаю, что это хорошо. Государство гарантирует своим гражданам право на качественную, эффективную и доступную медицинскую помощь, многое для этого делает — значит, и органы исполнительной власти в регионах, со своей стороны, должны максимально обеспечить соблюдение данного права. Для каждого. В любом уголке нашей страны.

Национальный проект «Здравоохранение» ставит перед нами амбициозные цели. Благодаря пошаговой и комплексной их реализации нам нужно добиться уже через шесть лет (к 2024 году) сохранения на территории Российской Федерации около 230 тыс. человеческих жизней.

Перед Росздравнадзором как перед контролирующим органом поставлены сегодня новые задачи — серьёзные и сложные, но более благородной цели, чем сохранение жизни и здоровья человека, нет.