×

Должности, опубликованные на сайте, указаны на момент публикации

К 70-летию со дня основания ФГБУ ГНЦ ФМБЦ им. А.И. Бурназяна ФМБА России №4(82), 2016 год

Александр Васильев

Федеральный медицинский биофизический центр — мощный научно-клинический кластер в системе ФМБА России. В настоящее время здесь работает более 1700 человек. Это медики, учёные и педагоги; среди них немало специалистов с мировым именем и много молодых талантливых сотрудников, подающих большие надежды. У Центра солидная репутация и в российских научных кругах, и на международной арене. О реализации стратегии руководства ФМБА России в преддверии 70-летия его флагманского учреждения, ФГБУ ГНЦ ФМБЦ им. А.И. Бурназяна, рассказывает генеральный директор А.С. Самойлов.

— Александр Сергеевич, вы прочно зарекомендовали себя в отрасли как эксперт в области спортивной медицины и реабилитации, теперь возглавляете ФГБУ ГНЦ ФМБЦ им. А.И. Бурназяна ФМБА России. Как вы ощущаете себя на этом поле деятельности?

— Безусловно, такое назначение — серьёзнейшая ответственность. Традиционно ФМБЦ возглавляли выдающиеся российские учёные, один из самых известных и результативных — мой наставник, академик РАН Леонид Андреевич Ильин, который сегодня является почётным президентом Центра. Дополнительную ответственность налагает тот факт, что ФМБЦ — это флагманское учреждение ФМБА России в области радиационной медицины и безопасности, гематологии, хирургии и трансплантологии. Однако погружение нового руководителя в сферу деятельности этого учреждения обычно проходит в комфортном для всех темпе во многом благодаря выстроенной руководителем В.В. Уйба эффективной системе управления в структуре агентства, поддерживающей наставничество, передачу знаний и опыта. Заместители директора Центра, профессора Н.К. Шандала и А.Ю. Бушманов — ведущие специалисты страны в области радиационной медицины и безопасности, они проработали в ФМБЦ больше 20 лет и со своей стороны оказали всестороннюю поддержку.

Конечно, опираться пришлось и на личный опыт: 15 лет специализации сначала в хирургии, затем параллельно в фармакологии лекарственных противолучевых препаратов, а также в области спортивной медицины. Естественно, сегодня львиную долю сил и времени требуется посвящать проблемам безопасности ионизирующей и неионизирующей радиации, развитию ядерной медицины.

— 70 лет славной истории Федерального медицинского биофизического центра. Расскажите об основных целевых и организационных моментах его становления.

— Предшественником юбиляра, ФГБУ ГНЦ ФМБЦ им. А.И. Бурназяна ФМБА России, была радиационная лаборатория Академии медицинских наук СССР, созданная в 1946 году. А в 1948 году на её базе было организовано научно-исследовательское учреждение — Институт биофизики Академии медицинских наук СССР, в 1963 году преобразованный в Институт биофизики Министерства здравоохранения СССР.

Параллельно, уже в 1948 году, была создана Клиническая больница № 6. Страна нуждалась в специализированном медицинском учреждении для работников атомной промышленности, в том числе пострадавших в результате возможных радиационных аварий.

В этом году, открывая музей Центра, мы получили возможность оглянуться на долгий и славный путь, который прошли наши наставники. Это годы становления и развития атомной промышленности и атомного флота, зарождения и расцвета радиофармацевтики, героическая ликвидация последствий чудовищной катастрофы на Чернобыльской АЭС, период бурного развития ядерной медицины.

Оценив масштаб задач, стоящих перед медиками и учёными в области радиационной медицины и безопасности, Правительство РФ в 2007 году своим постановлением объединило два учреждения, давно и тесно сотрудничающих друг с другом, в одно Федеральное государственное учреждение — Федеральный медицинский биофизический центр имени А.И. Бурназяна ФМБА России. В 2012 году ФМБЦ был присвоен статус государственного научного центра Российской Федерации.

— Почему Центр носит имя А.И. Бурназяна?

— Аветик Игнатьевич Бурназян, Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и государственных премий СССР, кавалер шести орденов Ленина, генерал-лейтенант медицинской службы, заместитель министра здравоохранения СССР, являлся создателем системы медицинского обслуживания работников атомной промышленности. С 1954 по 1981 год (т.е. более четверти века) возглавлял Третье главное управление при Минздраве СССР, ныне ФМБА России. Вклад этого человека в историю оте­чественного здравоохранения сложно переоценить. ФМБА России учредило специальный ведомственный знак отличия — медаль «Нагрудный крест А.И. Бурназяна». В 2016 году мы торжественно отметили 110 лет со дня рождения этого легендарного государственного деятеля. Его памяти была посвящена двухдневная научно-практическая конференция «Медицина экстремальных ситуаций — вызовы XXI века», выпущена памятная медаль ФМБА России «110 лет со дня рождения А.И. Бурназяна», а на территории «Наука» по адресу ул. Живописная, 46 создан единственный в стране музей радиационной медицины, в одном из экспозиционных залах которого воссоздан министерский кабинет А.И. Бурназяна.

— История ФМБЦ им. А.И. Бурназяна ассоциирует и с другими выдающимися личностями — их имена тоже помнят и чтут в Центре?

— В нашем Центре под одной крышей сотрудничали и созидали выдающиеся учёные: академики Г.М. Франк (руководитель той самой первой радиационной лаборатории, заложившей основу Института биофизики), П.Д. Горизонтов, А.В. Лебединский, Н.А. Краевский, В.А. Саноцкий, А.И. Воробьёв, Л.А. Булдаков, А.К. Гуськова и др. И сейчас здесь продолжают трудиться такие выдающиеся деятели науки, как академики РАН Л.А. Ильин, Б.Б. Мороз, И.Б. Ушаков и другие, внося значительный вклад в развитие наших многочисленных научных направлений.

— Какие достижения Центра, на ваш взгляд, навсегда вписаны в науку?

— В первую очередь это конструирование и выпуск промышленной серии прибора УПТ (усилителя постоянного тока) в начале 50-х годов прошлого века, удостоенного одной из самых престижных по тем временам Сталинской премии. В те же годы учёные института представили важнейшие доклады в Женеве на I Международной конференции по мирному использованию атомной энергии, определившие развитие отрасли на годы вперёд.

Необходимо отметить огромные достижения в биофизических и медико-биологических исследованиях при проведении ядерных взрывов на Семипалатинском полигоне, а также участие в пионерских исследованиях по космической биологии и медицине, в пуске атомных ледоколов и атомных подводных лодок.

Отрасль высоко ценит вклад наших учёных в разработку и внедрение лечебно-профилактических средств защиты от радиации, создание средств индивидуальной защиты, антимикробных материалов и изделий из них, а также развитие научных исследований по медико-гигиеническим аспектам ракетных топлив, по изучению действия на организм человека неионизирующих излучений (лазерного, электромагнитного, акустического).

За цикл работ по разработке и внедрению в практику высокоэффективных противолучевых препаратов ряду учёных присуждена Ленинская премия, а в 1977 году Институт биофизики был награждён орденом Ленина.

И особая веха в истории учреждения — медицинское обеспечение ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, ставшее огромным вкладом в развитие радиационной медицины.

— А что является приоритетом для ФМБЦ им. А.И. Бурназяна сегодня?

— В настоящее время основной целью и предметом деятельности Центра является медико-санитарное обеспечение и охрана здоровья обслуживаемых контингентов. Для достижения этих целей сформировано восемь научных направлений деятельности. В их основу положены преемственность и междисциплинарный подход, основанный на тесном взаимодействии врачей-клиницистов, гигиенистов и санитарных врачей, биологов, физиков, химиков, математиков и других специалистов.

— О каких главных научных проблемах идёт речь?

— Первое направление кратко может быть определено как клиническо-эпидемиологическое и радиобиологическое (Бушманов А.Ю., д.м.н., профессор; Мороз Б.Б., д.м.н., профессор, академик РАН; Краснюк В.И., д.м.н.; Галстян И.А., д.м.н.; Давтян А.А., д.м.н.; Надёжина Н.М., к.м.н.; Бирюков А.П., д.м.н., профессор; Осипов А.Н., д.б.н.; Калистратова В.С., д.м.н.; Лягинская А.М., д.б.н.; Астрелина Т.А., к.м.н.; Квачева Ю.Е., к.м.н.).

Второе, объединяющее комплекс исследований в области радиационной гигиены и противорадиационной защиты, определяется как радиационно-гигиеническое (Шандала Н.К., д.м.н.; Новикова Н.Я., к.б.н.; Шинкарёв С.М., д.т.н.; Клочков В.Н., д.т.н.; Кочетков О.А., к.т.н.; Симаков А.В., к.м.н.; Кухта Б.А., к.б.н.; Киселёв С.М., к.б.н.; Щебланов В.Ю., д.б.н., профессор).

Третье направление, исторически формировавшееся по мере развития новых технологий военного назначения, в настоящее время охватывает проблемы гигиены агрессивных компонентов ракетных топлив — жидких и твёрдых (Алехнович А.В., д.м.н.; Кушнева В.С., к.м.н.; Чушняков С.П., к.х.н.).

Четвёртое, возникшее в связи с бурным развитием в нашей стране и за рубежом лазерной техники, созданием и широким внедрением в промышленность источников неионизирующих излучений, составляет гигиена неионизирующих излучений (Григорьев О.А., д.б.н.; Григорьев Ю.Г., д.м.н., профессор; Степанов В.С., к.м.н.; Лукьянова С.Н., д.б.н., профессор; Драган С.П., к.т.н.).

Пятое, изначально развиваемое в нашей стране с 1948 года, включает комплексные работы по синтезу, экспериментальному изучению, испытаниям радиофармацевтических препаратов (Кодина Г.Е., к.х.н.; Корсунский В.Н., к.м.н.; Клементьева О.Е., к.х.н.) для целей диагностики и лечения целого ряда патологий человека.

Шестое, специально выделенное при формировании ФМБЦ в отдельный блок, — противоаварийное (Саленко Ю.А., к.м.н.; Грачёв М.И., к.м.н.), разрабатывается в Аварийном радиационно-дозиметрическом центре и касается вопросов радиационной безопасности персонала и населения в случаях возникновения радиационных инцидентов и аварий, возможных актов ядерного или радиологического терроризма. Оно направлено на разработку основ медицинского аварийного реагирования.

Седьмое, возникшее в 2011 году, касается научно-методического сопровождения исследований в спорте высших достижений и определяется как допустимое медико-биологическое сопровождение спортсменов сборных команд России (Хан А.В., Разинкин С.М., д.м.н.).

В восьмом направлении разрабатываются и совершенствуются новые лечебно-клинические, в том числе хирургические технологии (Забелин М.В., д.м.н.; Трофименко Ю.Г., к.м.н.; Восканян С.Э., д.м.н.).

— С какими успехами учреждение подошло к 70-летнему юбилею?

— В области радиационной коммунальной и промышленной гигиены проводившимися научно-практическими исследованиями оценена радиационно-гигиеническая обстановка в районах размещения ряда радиационно опасных объектов России, разработаны оригинальные современные методики определения цезия-137, стронция-90, радия-226, свинца-210, полония-210 и других радионуклидов как в объектах окружающей среды, пищевых продуктах, так и в теле человека. В процессе разработки методики измерения активности полония-210 в пробах биологического материала впервые в России получен образцовый раствор радионуклида полония-209. Других аналогов данной методики в России не существует. В этом и иных направлениях радиационной медицины были обследованы значительные контингенты персонала и населения, обслуживаемого ФМБА России а также, пострадавшего в различных инцидентах и авариях. Выполнен также комплекс работ, направленных на совершенствование системы обеспечения радиационной безопасности персонала ряда радиационно опасных объектов, включая объекты ядерного оборонного комплекса.

Значительные результаты достигнуты в области гигиены, токсикологии и индикации при работе с компонентами ракетных топлив, когда в результате мониторинга состояния производственной, окружающей среды и биосред на предприятиях ракетно-космической отрасли и прилегающих к ним территориях разработаны и актуализированы в соответствии с современными требованиями методики определения компонентов ракетных топлив. Таким образом, накопленный многолетний опыт, внедрённый на «Байконуре» путём организации там специализированного санитарно-эпидемиологического надзора, адаптируется при осуществлении ракетно-космической деятельности на космодроме «Восточный».

В области гигиены и медико-биологических испытаний неионизирующих излучений изучены биологические эффекты различных таких излучений, выработаны методы изучения и критерии их оценки, разработаны современные средства защиты от соответствующих факторов неионизирующей природы. Так, впервые в нашей стране разработаны и внедрены в практику санитарные нормы для лазеров и инфразвука, а также гигиенические нормативы для гражданского оружия самообороны и специальных средств неионизирующей природы.

В области радиобиологии, клинической медицины, радиофармацевтики в результате экспериментальных и клинических исследований детально изучен патогенез для диагностики различных форм острой лучевой болезни человека, создана и принята схема её лечения. Разработаны и практически используются современные высокоэффективные препараты для профилактики и лечения радиационных поражений, уточнены подходы к оценке показаний и сроков проведения некрэктомий, своевременного протезирования и пластической хирургии местных лучевых поражений, в частности разработано высокоэффективное комбинированное их лечение с применением мезенхимных стволовых клеток.

— На столь глубоко представленном историческом фоне Центра не могли бы вы поделиться личным опытом и своими успехами в работе в области радиационной медицины?

— Я бы назвал это нашими общими результатами. Мы организовали и провели международную конференцию, посвящённую 10-летней годовщине сотрудничества ФМБЦ им. А.И. Бурназяна с Государственным управлением Королевства Норвегия по ядерной и радиационной безопасности. На этой конференции были подведены итоги сотрудничества двух стран в области научного регулирования радиационной безопасности. На площадке ФМБЦ прошло международное научное совещание по проблемам радиационной защиты, в котором приняло участие более 50 зарубежных и отечественных учёных.

2015 год стал годом завершения Федеральной целевой программы «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2008 год и на период до 2015 года», в рамках которой Центр отвечал за выполнение ряда мероприятий, их логичным завершением стал круглый стол на тему «Здоровье и радиация», который мы провели в рамках VIII Международной выставки и конференции АТОМЭКО-2015. В этом году серией мероприятий Центр отметил 30-летнюю годовщину Чернобыльской катастрофы (одно из значимых — совместный российско-германский семинар в Вюрцбурге).

Мы гордимся результатами клинической практики, связанной с областями нашей специализации. Это в первую очередь общая победа научного и медицинского подразделений в лечении пациента с тяжёлой сочетанной ожоговой травмой. Медикам и учёным удалось не только спасти жизнь, но и реабилитировать пострадавшего работника Сибирского химического комбината. При поступлении этого больного площадь поражения составляла до 85 % поверхности тела. Как известно, смертность при поражениях такого рода достигает 80 % и более, а риск тяжёлой инвалидизации близок к 100 %. Благодаря разработкам в области регенеративной медицины (собственная уникальная методика использования аутологичных мезенхимальных мультипотентных стволовых клеток) мы добились полного выздоровления больного.

— Как планируете отметить юбилей?

— Этот день будет ознаменован проведением беспрецедентного по масштабам научного форума «Ядерные технологии на страже здоровья», в котором примут участие и поделятся своими достижениями ведущие учёные мира и нашей страны. В рамках форума пройдёт специальная конференция молодых учёных и специалистов. К этой дате мы планируем выпуск специального издания нашего журнала «Медицинская радиология и радиационная безопасность», распахнёт двери для широкой аудитории новый музей. Особое внимание уделим ветеранам, которые на протяжении многих лет трудились и трудятся в Центре. Это наши корни, наша основа, их вклад позволяет нам уверенно смотреть в будущее и ставить на крыло новое поколение медиков и учёных.