×

Должности, опубликованные на сайте, указаны на момент публикации

ГП № 220: современный стандарт поликлиники в обеспечении качества и доступности медико-санитарной помощи населению столицы №6(77), 2015 год

Юлия Оленева

С июля текущего года в столичных поликлиниках стартовал проект «Московский стандарт поликлиники». Что это такое и какие плюсы получили москвичи, мы попросили рассказать главного врача Городской поликлиники № 220 Департамента здравоохранения Москвы, депутата Московской городской думы Веру Ростиславовну Шастину.

— Вера Ростиславовна, откуда вообще взялся «Стандарт»?

— В основу новых стандартов легли предложения москвичей, высказанные в ходе самого масштабного за всю историю проведения подобных мероприятий краудсорсинг-проекта «Московская поликлиника». Без преувеличения можно сказать, что сейчас это самый показательный пример успешного взаимодействия органов власти и населения для повышения качества и доступности медицинской помощи в столице. Напомню, что по новому стандарту в столичных поликлиниках созданы выездные бригады терапевтов для обслуживания вызовов на дом, оптимизирована работа регистратуры. Изменён порядок приёма жителей для выписки медицинских документов и процедур — теперь это могут делать не только врачи, но и средний медицинский персонал. Благодаря внедрению этой программы эффективность работы поликлиник, доступность и качество лечения пациентов, несомненно, будет повышена. Хочу отметить, что в нашей поликлинике ещё задолго до введения Стандарта московских поликлиник уже были успешно опробованы некоторые приёмы работы, которые сейчас вводятся во всех поликлиниках. Например, это отдельное картохранилище и отделение помощи на дому. И уже по нашему опыту можно сказать, что это удобно, это позволяет обеспечить доступность и качество медицинской помощи меньшими силами.

— Каким образом врачи стали более доступны для пациентов?

— Сокращение очередей и сроков ожидания приёма у врача, создание комфортных условий для наших пациентов — это основная составляющая нового стандарта. Снизить нагрузку на врача, не связанную с оказанием собственно медицинской помощи, помогло создание специальных сестринских постов. Здесь можно оформить рецепт на льготные лекарства, направление на медико-социальную экспертизу или анализы, получить необходимые справки. Как показал опыт, сестринские посты позволяют освободить для приёма пациентов до 40 процентов рабочего времени врача. Кроме этого, пациентам с острой болью предоставлена возможность без предварительной записи попасть на приём к дежурному врачу в день обращения.

— Чем занимается отделение помощи на дому? Это некая разновидность скорой помощи?

— Нет, совсем не так. Медицинская помощь на дому не имеет отношения к «скорой». Раньше в обязанности участкового терапевта входило посещение больных на дому. То есть он должен был и в поликлинике приём провести, и по вызовам помощь оказать. Теперь рабочий день участковых терапевтов полностью посвящён приёму пациентов в поликлинике. Вызовы на дом осуществляют специально подготовленные врачи. В их распоряжении есть всё необходимое: служебный автотранспорт и укладка с портативным электрокардиографом — значит, у сердечника сразу же на месте можно снять электрокардиограмму, есть всё для того, чтобы померить сахар в крови, а если потребуется — поставить укол, дать таблетку и даже выписать больничный лист. Это значительно сократило время приезда специалиста к больным и позволило повысить эффективность оказания медицинской помощи нашим жителям.

— Коснулся ли Стандарт московских поликлиник кадровой политики? Ведь, как известно, «кадры решают всё».

— Мы гордимся тем, что у нас очень хороший коллектив, серьёзно относимся к вопросам качества оказания медпомощи. На нашей базе работают многие окружные специалисты. Но главное — здесь работают люди, любящие свою профессию, соблюдающие клятву Гиппократа, хорошо относящиеся к пациентам. Мы понимаем, что очень важно не только быть «заточенным» на оказание медицинских услуг и иметь определённый имидж, но и постоянно стремиться быть лучшими во всём. Растёт конкуренция между медучреждениями, потому что чем больше людей прикреплено к организации, тем лучше её финансируют. Наша поликлиника укомплектована превосходным оборудованием, перешла на принцип подушевого финансирования согласно Федеральному закону. Мы имеем в городе определённый статус, но не останавливаемся на достигнутом. Мы были одной из первых поликлиник в городе, которая внедрила критерии качества. Зарплата врачей в нашей поликлинике зависит не столько от количественных показателей, сколько от качественных. Это — вовремя проведённая профилактическая работа, объёмы диспансеризации, работа, направленная на раннее выявление заболеваний, отсутствие обоснованных жалоб со стороны пациентов. Используем современные технологии — задолго до внедрения ЕМИАС в городе у нас была возможность записаться через интернет и инфоматы.

— Скажите, вместе со Стандартом московских поликлиник жизнь москвичей стала удобнее?

— Безусловно. Мы с вами начали наш разговор как раз с того, что стандарты разрабатывались в соответствии с пожеланиями городских жителей. То есть во главу угла были поставлены интересы москвичей. Кстати, буквально на днях в Московской городской думе прошло совместное заседание комиссии по здравоохранению и охране общественного здоровья и комиссии по социальной политике и трудовым отношениям.

Мы с коллегами-депутатами обсуждали ход реализации проекта «Московский стандарт поликлиники» и пришли к выводу, что в целом это хорошо. Я лично считаю, что опыт нужно распространять на регионы, а не останавливаться только на столице.

— Что нужно делать для того, чтобы и материально-техническая база, и кадровый потенциал были достойными, чтобы выйти на современный уровень, который позволил бы нашим лечебно-профилактическим учреждениям конкурировать с клиниками ведущих страна мира?

— Стоит напомнить, что в течение нескольких лет, с 2011 по 2014 год, в столице проводилась модернизация системы здравоохранения. Правительство Москвы поставило тогда серьёзную задачу — обеспечить москвичам современную, доступную и качественную медицинскую помощь и привести систему столичного здравоохранения в соответствие с современными международными стандартами.

Ни для кого не секрет, что к 2010 году мы имели изношенную материально-техническую базу отрасли здравоохранения, структурную и кадровую несбалансированность, отсутствие информатизации. Буквально за несколько лет многое изменилось. Почти во всех стационарах и поликлиниках был проведён ремонт (на это было выделено более 38 млрд рублей), построено 15 новых поликлиник, 5 корпусов больниц и 2 подстанции скорой помощи. Произведена реорганизация — созданы крупные поликлинические объединения, а поликлиники и стационары получили более 100 тыс. единиц современного и дорогостоящего оборудования. Наконец, за эти годы в Москве создали Единую медицинскую информационно-аналитическую систему. За короткое время были урегулированы проблемы, которые не решались в Москве годами.

Что касается непосредственно ГП № 220, то стоит отметить, что новое оборудование наша поликлиника получила по программе «Столичное здравоохранение». В целом для нашего амбулаторного центра — ГП № 220 и филиалов было приобретено новое оборудование на сумму более 240 млн рублей. Конкретно в нашу поликлинику были поставлены компьютерный томограф на 64 среза, магнитно-резонансный томограф, цифровые рентгеновские аппараты и рентгенографические комплексы, цифровой рентгеновский маммограф и многое другое, всего примерно на 124 млн рублей. Новые технологии увеличивают доступность качественной медицинской помощи. И хочу ещё раз подчеркнуть: все диагностические обследования, необходимые для установки диагноза, по направлению лечащего врача пациенты получают бесплатно.

— В связи с вводом в эксплуатацию нового оборудования как изменился состав врачей и медицинских сестёр? Есть ли нехватка высококвалифицированных кадров?

— Кадры — самая главная составляющая успеха. Ещё до получения оборудования мы готовились к его скорейшему внедрению в эксплуатацию, поэтому о кадрах подумали заранее. Недостатка в высококвалифицированных медиках у нас нет. Мы активно взаимодействуем с кузницами врачебных кадров, такими, как Первый Московский медицинский университет, ректором которого является профессор, доктор медицинских наук, член-корреспондент РАН, прекрасный специалист и педагог Павел Витальевич Глыбочко. Кстати, я сама выпускница этого учебного заведения.

В Москве работает система непрерывного образования. В частности, на нашей базе стажируются врачи общей практики кафедры клинической фармакологии 1-го МГМУ. Я считаю очень существенным взаимодействие учебных, научных и практических заведений. Важно, что кафедры располагаются на базе поликлиник и больниц. С хорошими кадрами, с хорошим техническим обеспечением мы выполним свою миссию — «Москвичам — здоровое долголетие».

— Расскажите о трёхуровневой системе оказания медицинской помощи.

— Департаментом здравоохранения Москвы разработана и внедряется в жизнь трёхуровневая система оказания медицинской помощи. В рамках этой системы каждое лечебное учреждение будет отнесено к одному из трёх уровней.

Первый уровень — амбулаторно-поликлинические учреждения, оказывающие первичную доврачебную медико-санитарную помощь, первичную врачебную медико-санитарную помощь и некоторые наиболее востребованные виды первичной специализированной медико-санитарной помощи. Помощь в медучреждениях этого уровня предоставляется, как правило, по территориальному признаку, в шаговой доступности и включает в себя наиболее востребованные населением специальности врачей (участковый врач-терапевт, участковый врач-педиатр, хирург, уролог, невролог, акушер-гинеколог, оториноларинголог, офтальмолог, кардиолог, эндокринолог и т.д.).

На второй уровень направляются пациенты для уточнения диагноза и корректировки лечения. Как правило, медучреждения второго уровня обладают более широкими диагностическими возможностями.

Третий уровень — консультативно-диагностические отделения и центры, являющиеся структурными подразделениями стационарных лечебно-профилактических учреждений, а также диспансеры и научно-практические центры, оказывающие консультативную и лечебно-диагностическую помощь в амбулаторном порядке на догоспитальном этапе и после выписки больных из стационара.

Благодаря этой системе длинные очереди на приём к врачам, сложности с получением талончика к узким специалистам, неудовлетворительное качество медицинской помощи уйдут в прошлое.

— В 2015 году столичное здравоохранение должно перейти на схему развитых стран 60 : 40. То есть 60 процентов населения должно лечиться амбулаторно — в поликлиниках, а только 40 процентов — в больницах. На ваш взгляд, это выполнимая задача?

— Считаю ваш вопрос не очень корректно сформулированным. По нему получается, что Россия неразвитая страна, но это, безусловно, не так! У нас масса достижений в области медицины и здравоохранения. В частности, в 2014 году в глобальном рейтинге здравоохранения Россия впервые признана благополучной страной, к которым относятся государства, где средняя продолжительность жизни превышает 70 лет. На данный момент этот показатель в России превысил 71 год. Что касается Москвы, то средняя продолжительность жизни столичных жителей на 8 процентов превышает этот показатель по России в целом и составляет сейчас 75,8 года. Реформа нашего здравоохранения сыграла в этом не последнюю роль.

— Надо ли информировать людей, разъяснять им, зачем нужна диспансеризация?

— Я считаю это просто необходимым. Человеческий фактор — здоровое население является национальным богатством любой страны. Сильная духом здоровая нация выигрывает войны, поднимает из руин экономику, двигает вперёд науку, отправляет ракеты в космос.

Диспансеризация — это метод систематического наблюдения за здоровьем населения, цель которого — раннее выявление хронических неинфекционных заболеваний, которые являются основной причиной инвалидности и смертности населения нашей страны. Она включает в себя профилактический подход и одновременно несёт в себе потенциал доступности, так как у каждого лечебного учреждения существует государственный план, то есть количество подлежащих диспансеризации лиц, и каждое лечебное учреждение очень ждёт своих пациентов для проведения диспансеризации. Диспансеризация населения не имеет принудительного характера, но, как мне кажется, гражданин, уклоняющийся от диспансеризации, вероятно, не имеет морального права винить медицину в несостоятельности. Важность и необходимость проведения диспансеризации населения заключается в том, что она позволяет своевременно выявить сердечно-сосудистые, онкологические заболевания, болезни обмена веществ и репродуктивной системы, провести полноценное лечение, предотвратить инвалидизацию, сохранить здоровье и репродуктивный потенциал населения. Кстати, напомню, что 2015 год объявлен президентом В.В. Путиным Годом борьбы с сердечно-сосудистыми заболеваниями.

— Есть такой пласт постоянных пациентов: ветераны Великой Отечественной войны, участники других войн, чернобыльцы. У них есть право на первоочередное обслуживание?

— Сейчас у пациентов есть право выбора поликлиники, мы не исключение. Если житель хочет лечиться у нас, то достаточно написать заявление и прикрепиться. Напоминаю только, что сделать это можно раз в год. Мы работаем не только с жителями Пресни, у нас есть пациенты, проживающие в других районах Москвы. Так исторически сложилось, что у нас есть определённый контингент: ветераны — участники войны, чернобыльцы, афганцы, многодетные мамы со всего города. У нас очень хороший коллектив, мы серьёзно относимся к вопросам качества оказания медпомощи, глубоко уважаем всех наших пациентов. Кстати, нашим законодательством предусмотрено, что ветеранам положено внеочередное оказание медицинской помощи по полису ОМС. А инвалиды войны, инвалиды боевых действий и бывшие узники конц­лагерей имеют право на ежегодную бесплатную диспансеризацию, которая вообще проводится у нас раз в три года. Хотя медицинские профилактические осмотры в тех же поликлиниках пациенты могут проходить ежегодно.

— В Департаменте здравоохранения Москвы обсудили новые подходы к организации работы по оказанию паллиативной помощи в столичных поликлиниках. Что это?

— Как вы знаете, в этом году вступили в силу поправки к Федеральному закону от 08.01.1998 № 3-ФЗ, в связи с этим и оказание паллиативной помощи немного изменилось. Сама паллиативная медицина подразумевает под собой комплекс мер, которые способны облегчить жизнь тяжело больным людям. Да, мы не можем их вылечить, но мы способны им помочь и препаратами, и психологически, это очень важно. Больным такого профиля стало намного проще получать медицинскую помощь. Например, в нашей поликлинике, как, в общем, и во многих других столичных поликлиниках, работает кабинет паллиативной помощи, доктор выписывает рецепты, консультирует, оказывает необходимую помощь в амбулаторных условиях.

— Вера Ростиславовна, лично ваш послужной список можно продолжать бесконечно: кроме медицинского образования, получили диплом Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации по специальности «Государственное и муниципальное управление». С отличием, конечно: если что-то делаете, то только на «отлично», чего бы это ни касалось — работы, семьи, общественной жизни или обычного апрельского субботника. Не сложно ли всё время держать такую высокую планку?

— Не сложно, потому что я эту планку не держу, это просто с детства выработанная привычка всё делать хорошо. Это внутренняя самодисциплина и уважение ко всему — окружающим тебя людям, твоей работе, городу, в котором ты живёшь. Когда всё это есть, то получать «отлично» по жизни совсем не сложно.

— Расскажите о своей работе депутата, что, на ваш взгляд, здесь главное?

— Важная задача депутата — стать связующим звеном между жителями и чиновниками. Его миссия, с одной стороны, разъяснять жителям политику городских властей. Не секрет, что зачастую не сразу возникает понимание того, в каком направлении мы двигаемся, зачем необходимо и к чему приведёт то или иное решение. И, с другой стороны, очень важно, чтобы депутат доносил советы, пожелания от населения исполнительной власти, правительству города. Проблемы существуют всегда, но каждая из них имеет своё решение. Поэтому необходимо встречаться с жителями и объяснять, зачем происходят те или иные изменения.

— Вы много общаетесь с людьми — какие проблемы больше всего волнуют москвичей?

— Самые разные вопросы, касающиеся всех сфер нашей жизни. Всего не перечислишь. Парковки, места отдыха, безопасность, обеспечение лекарствами, незаконное строительство — это только малый список вопросов, который волнует наших жителей. Много вопросов, которые касаются московских хостелов. Это очень серьёзный вопрос. Я с моими помощниками начала вплотную заниматься им ещё весной, мы столкнулись с тем, что законодательство в этой сфере совсем не проработано. Пришлось даже открыть депутатскую приёмную, которая занимается только вопросами хостелов. Вот вам один из острых вопросов, который волнует москвичей.

— Трудно быть женщине депутатом?

— Думаю, не труднее, чем врачом. Или учителем. Если ты хочешь помогать людям, нетрудно быть кем угодно. Знаете, совсем недавно в Петербурге прошёл Международный Евразийский женский форум, в работе которого я принимала участие. В Таврическом дворце собрались 700 делегатов из 85 стран мира. Это женщины — депутаты, представители исполнительных органов власти, деловых кругов, научного сообщества и общественных организаций, авторитетные деятели международного женского движения. После него могу вам сказать, что мы, женщины, — движущая созидательная сила мира. Нам нетрудно делать этот мир лучше.