×

Должности, опубликованные на сайте, указаны на момент публикации

Городская клиническая больница № 81: высокие технологии здоровья №6(77), 2015 год

Геннадий Габриэлян

Городская клиническая больница № 81 города Москвы — крупное лечебное учреждение на севере столицы, руководит которым уже длительное время главный врач Наталья Викторовна Вёрткина. Сегодня больница, имеющая многолетние традиции высокого качества оказания медицинской помощи, идёт в авангарде нового тренда — оперативного освоения и применения высокотехнологичных видов медицинской помощи.

Городская клиническая больница № 81 осуществляет оказание следующих видов ВМП жителям города Москвы в области сердечно-сосудистой хирургии:

  • эндоваскулярная, хирургическая коррекция нарушения ритма сердца без имплантации кардиовертера-дефибриллятора (радиочастотная аблация, имплантация двухкамерных кардиостимуляторов);
  • коронарная реваскуляризация миокарда с применением ангиопластики в сочетании со стентированием при ишемической болезни сердца;
  • хирургическая и эндоваскулярная коррекция заболеваний магистральных артерий.

Руководитель Регионального сосудистого центра, входящего в состав ГКБ № 81, Сергей Петрович Семитко — ученик профессора Д.Г. Иоселиани, первого российского хирурга, который в 90-е годы выполнил коронарную ангиопластику при остром инфаркте миокарда.

— После окончания ординатуры в Томске, — рассказывает доктор С.П. Семитко, — мне посчастливилось стать здесь, в Москве, свидетелем и участником первых шагов отечественной эндоваскулярной хирургии. В 1998 году в столице возник научно-практический центр кардиоангиологии, существующий и сегодня, и с 2001-го по 2008 год мне довелось работать именно там. Как раз в тот момент 81-я больница решила создать сердечно-сосудистый блок — и мы пришли сюда целой командой. 

Столичное правительство делает всё возможное, чтобы сократить очередь пациентов на высокотехнологичную медицинскую помощь. В июле 2015 года Городская клиническая больница № 81 получила из бюджета Москвы дополнительные квоты на ВМП, в том числе сердечно-сосудистые операции (стентирование, шунтирование, протезирование клапанов, установка кардиостимуляторов и другие).
По квотам осуществляются и нейрохирургические вмешательства: удаление внутримозговых опухолей, опухолей оболочек головного и спинного мозга, пункционная биопсия опухолей головного мозга, удаление грыж поясничных межпозвонковых дисков, операции при гидроцефалии, удаление внутримозговых гематом эндоскопическим методом.
Из федерального бюджета получены также средства на проведение сердечно-сосудистых операций для иногородних жителей столицы. Всего на больницу (по всем профилям) было дополнительно выделено свыше 900 квот: 730 региональных и более 200 федеральных.
(Из сообщения префектуры САО)

 Со стороны больницы это потребовало определённого риска: дополнительный коечный фонд не выделялся, средства — тоже. Инициативу взяла на себя и стала продвигать главный врач Наталья Викторовна Вёрткина. Новшество быстро себя оправдало: уже к 2010 году мы могли гордиться достойными результатами — делалось до шестисот вмешательств ежегодно. Что касается сегодняшнего дня, то на недавнем совещании у главного рентгенолога было объявлено: по объёму операций ГКБ № 81 вошла в первую тройку городских больниц Москвы. В 2014 году было сделано 960 эндоваскулярных коронарных вмешательств и около 450 аортокоронарных шунтирований — это считается очень приличным показателем для городского уровня. Итог текущего 2015 года прогнозируется на уровне 1200–1300 процедур.

— Ваш центр имеет статус регионального учреждения — какую территорию он обеспечивает своей деятельностью?

— Северный административный округ Москвы с населением полтора миллиона человек — его можно приравнять к отдельному немаленькому городу. С 2011 года в столице стартовала программа создания сосудистых центров, подразделения которых были бы способны заниматься сосудистой патологией различного происхождения. Региональные центры включают сегодня все компоненты: службу оказания экстренной помощи больным с острым инфарктом, то есть кардиоблок, службу рентген-эндоваскулярной хирургии, а также отделения кардио-, нейро- и сосудистой хирургии. У нас есть и одно собственное дополнение: отделение хирургического лечения нарушений ритма сердца. Подчеркну, что стратегической задачей сосудистого центра является оказание помощи больным с острым расстройством коронарного кровообращения, независимо от локализации. Это может быть не только инфаркт или инсульт, но и ишемия кишечника или конечностей.

— Как всё это организовано с точки зрения логистики?

— Согласно новым правилам, установленным городскими медицинскими властями, больные с острым расстройством коронарного кровообращения должны поступать только в учреждения с рентген-эндоваскулярной службой, что, естественно, увеличивает их шансы на излечение и выздоровление.

Как правило, больной поступает к нам по скорой помощи и попадает непосредственно в кардиоблок, минуя приёмное отделение. Если это инфаркт — через 20–40 минут после поступления пациент оказывается на операционном столе (при нормативе один час). Что касается инсульта, то в этом случае больные сразу попадают в отделение неинвазивной диагностики, где установлены компьютерные и магнитно-резонансные томографы. При ишемическом инсульте им проводится системный тромболизис. Если же говорить о процедуре эндоваскулярного лечения инсульта, то она чрезвычайно дорогостояща и пока не погашается медико-социальным стандартом. Кроме того, требуется время для подготовки достаточного количества хирургов, способных проводить операцию тромбоэкстракции из сосудов головного мозга. Снова скажу, что в нашей клинике акцент делается на коронарной помощи, в то время как нормативных медицинских документов, которые регламентировали бы выполнение эндоваскулярных вмешательств, пока нет. Однако мы лечим патологию сосудов всего организма — нет такой локализации, до которой нельзя добраться с помощью малоинвазивных методик, включая урологию и гинекологию. Эмболизируются доброкачественные фибромы, аденомы, поддаётся коррекции эректильная дисфункция сосудистого генеза — артериального и венозного.

— Что означает выделение дополнительных квот на ВМП для вашей больницы?

— Это ведёт к расширению доступности соответствующих операций, теперь их можно будет делать и немосквичам. Мы регулярно выполняем государственное задание, запрашиваем новые квоты и ценим то, что нам идут навстречу.

Конечно, в целом у городских клиник есть так называемая задолженность перед контингентом больных — частота выполнения процедур в пересчёте на 10 тыс. населения Москвы уступает европейскому уровню, однако динамика роста этого показателя до сих пор была положительной.

В августе 2015 года нейрохирурги ГКБ № 81 выполнили сложнейшую операцию — экстренное удаление внутримозговой гематомы левого полушария мозжечка головного мозга. Было установлено, что кровоизлияние у больного произошло шестью — восемью часами ранее. Ему была проведена декомпрессивная трепанация задней черепной ямки слева, удаление внутримозговой гематомы и червя мозжечка объёмом 22 см3, закрытое наружное дренирование левого бокового желудочка. Операция длилась более пяти часов. Такие случаи встречаются довольно редко — в 10 % от всех кровоизлияний в головной мозг, и обычно 60–70 % заканчиваются летальным исходом. Однако пациент, о котором идёт речь, уже на следующий день был в сознании и разговаривал, а через неделю ему разрешили вставать. В итоге сознание больного восстановилось до ясного, без парезов и параличей.

— Что вы можете сказать об оснащении сосудистого центра?

— Рентген-хирургия и кардиохирургия располагают оборудованием экспертного класса для визуализации и ультразвуковых исследований, а также рентген-ангиографическими установками, вспомогательными системами жизнеобеспечения — кровообращения, дыхания. Всё это — приборы, которые относятся к лучшим образцам, существующим на мировом рынке. Проблем с расходными материалами до сих пор, к счастью, не было.

Чем ещё мы отличаемся? Если в большинстве больниц рентген-эндоваскулярная служба представлена как параклиническая дисциплина, то у нас есть двадцать собственных коек. В Москве других подобных учреждений не существует.

— Высокие медицинские технологии пришли в отечественную медицину достаточно динамично, как встретили этот вызов врачи и другие специалисты?

— Следует отметить, что наше отделение — это клиническая база кафедры рентген-эндоваскулярных методов диагностики и лечения факультета постдипломного образования Российского национального исследовательского медицинского университета имени Н.И. Пирогова (знаменитый Второй мед), профессором которой, кстати говоря, является ваш покорный слуга. Ежегодно 30–40 наших сотрудников проходят подготовку на этой кафедре, а также на соответствующих кафедрах Первого меда и Бакулевского института. Исторически наша специальность развивалась как диагностическая и только впоследствии переросла в клиническую. На кафедры приходят состоявшиеся специалисты различных дисциплин — доступ студентам сюда закрыт. Обучаются катетерным методам люди с сертификатами общих и сосудистых хирургов, кардиологов, неврологов — они дополняют свои знания и умения возможностями транскатетерной малоинвазивной хирургии. В итоге к сегодняшнему дню в нашем центре сформировалась школа специалистов данного профиля.

Сейчас мы участвуем в разработке программы практических навыков для двухлетней подготовки ординаторов. В ней будет определён норматив количества вмешательств, которые ординатор обязан сделать за время пребывания в клинике. Это ещё один шаг в подготовке специалистов на перспективу.

— Вы часто говорите «команда», «школа»…

— Наша специальность схожа с футболом — одному на этом поле действовать невозможно. Всего в нашем большом коллективе работает около 180 человек. Хочу назвать основных «игроков» — руководителей структурных подразделений, которые входят в региональный сосудистый центр. Блоком кардиореанимации руководит доцент Заур Шогенов, отделением кардиохирургии — доктор наук Станислав Цыгельников, отделением нарушений ритма сердца и электрокардиостимуляции — кандидат наук Максим Рыбаченко, отделением сосудистой хирургии — профессор Феликс Хамитов, нейрохирургическим отделением заведует Евгений Сосновский. И конечно, незаменима на своём месте главный врач больницы Наталья Викторовна Вёрткина, которая непосредственно участвует в процессах развития центра. Надо понимать, что отрасль большой, серьёзной медицины, подобная нашей, убыточна, или, другими словами, затратная настолько, что зарабатывать деньги на этом невозможно. Онкология, неврология, сердечно-сосудистая хирургия — это сфера ответственности общества, а не больного. Как я уже говорил, главный врач ГКБ № 81 взяла на себя в своё время большую ответственность в виде значительных затрат на организацию службы кардиохирургии. История подтвердила и медицинскую, и социальную обоснованность такого административного риска.

— Что вы желаете своему региональному центру на обозримую перспективу?

— Во-первых, не терять набранного темпа, сохраняя существующий уровень материально-технического обеспечения. Во-вторых, мы не существуем отдельно от других клиник, от всего московского здравоохранения, и потому выступаем за большую интеграцию всех его звеньев — от скорой помощи до поликлиники и дальше, до стационара с его реабилитационными возможностями. Приветствуем системный подход к совершенствованию общегородской системы ЛПУ — это положительно отра­зится и на нас.