Должности, опубликованные на сайте, указаны на момент публикации

Туберкулёзная больница № 3: история и современность №6(70), 2014 год

Геннадий Габриэлян

Туберкулёзная клиническая больница № 3 имени профессора Г.А. Захарьина отмечает в нынешнем году 100-летний юбилей. Земская больница в селе Куркино была построена за счёт личных средств семьи Георгия Антоновича Захарьина – выдающегося московского врача-терапевта, основателя московской клинической школы, директора факультетской терапевтической клиники Московского университета. Автор проекта – знаменитый русский архитектор и художник Игорь Грабарь.

Во время Первой мировой войны в больнице был развёрнут госпиталь для лечения раненых, просуществовавший до 1920 года. Спустя два десятилетия, в самом начале Великой Оте­чественной войны на базе больницы был  развёрнут теперь уже хирургический эвакогоспиталь, реорганизованный в 1942 году в Городскую клиническую туберкулёзную больницу. 

В 1998 году больнице присвоено имя профессора Г.А. Захарьина. Сейчас это крупнейшая клиническая больница для лечения больных туберкулёзом в системе Департамента здравоохранения города Москвы. В 2013 году здесь было пролечено 2333 больных. 

Часть корпусов больницы получили к сегодняшнему дню статус памятников архитектуры, а само учреждение занимает площадь 

20 га в лесопарковой зоне «Долина реки Сходни». 

В настоящее время главным врачом ТКБ № 3 является кандидат медицинских наук, отличник здравоохранения Александр Собкин.

— Александр Лазаревич, каково место вашего учреждения в системе органов Департамента здравоохранения?

— Самое крупное противотуберкулёзное учреждение в столице — это Московский городской научно-практический центр борьбы с туберкулёзом (МНПЦБТ), у которого есть и свои клиники, и отделения в диспансерах. На втором месте мы. Плановая мощность больницы № 3 составляет 705 коек, в том числе 645 фтизиатрических и 60 хирургических. Кроме того, имеется 12 коек реанимационно-анестезиологических. Специфика больницы состоит в том, что она многопрофильная: здесь работают не только фтизиатры, но и терапевты, кардиологи, неврологи, психиатры, наркологи, психотерапевты, гастроэнтерологи, клинические фармакологи — и это ещё не весь перечень. Кроме диагностического, есть отделения для лечения больных туберкулёзом с ВИЧ-инфекцией, психиатрическое, гериатрическое, эндокринологическое и другие. В целом больница профилирована как учреждение для лечения туберкулёза у лиц с сопутствующими заболеваниями. Они попадают к нам через отдел госпитализации МНПЦБТ, причём вся госпитализация плановая. Второй канал — перевод к нам из городских стационаров тех больных, у которых заподозрен туберкулёз. Примерно у половины больных данной категории предварительный диагноз подтверждается, и они остаются для лечения.

— Каким образом меняются условия, в которых действует современное противотуберкулёзное учреждение?

— Фтизиатрическая служба Москвы является сегодня, наверное, самой передовой в стране, наилучшим образом выстроенной и оснащённой. Вся противотуберкулёзная система работает под эгидой МНПЦБТ — и в организационном отношении, и в методическом. Новые организационные принципы касаются в основном диспансерного наблюдения, амбулаторного лечения, обследования контактов; наше учреждение сотрудничает с МНПЦБТ по методической линии. Туберкулёзная больница — это один из этапов лечения пациента, этап очень важный, поскольку закладывает основу для выздоровления человека.

В последние два года произошла оптимизация коечного фонда больницы № 3 — с 920 коек он уменьшился до 705 в связи с тем, что часть коек работала неэффективно. Кроме того, площади палат престали соответствовать санитарно-эпидемиологическим нормам. Теперь условия пребывания пациентов улучшились, а показатели эффективности выросли.

По программе модернизации столичного здравоохранения больница получила оборудования на 47,7 млн рублей, в том числе компьютерный томограф, биохимический и гематологический анализаторы, наркозно-дыхательную аппаратуру.

— Возбудители туберкулёза приобретают новые формы, что требует новых подходов в лечении…

— Верно, появились лекарственно-устойчивые формы болезни, и в структуре наших больных они составляют около 30 %. Эти пациенты находятся в отделении для больных с множественной лекарственной устойчивостью и проходят особый режим лечения. Он предусматривает приём препаратов нового поколения, довольно дорогостоящих, однако недостатка в них больница не испытывает. Особо следует сказать о пациентах с ВИЧ-инфекцией: они получают и противотуберкулёзную, и антиретровирусную терапию.

— Какая научно-клиническая работа проводится в больнице?

— Наши научно-практические партнёры — это кафедры фтизиопульмонологии 1-го Московского государственного медицинского университета им. И.М. Сеченова и Московского государственного медико-стоматологического университета им. А.И. Евдокимова, а также Научно-исследовательский институт вакцин и сывороток им. И.И. Мечникова. Клиническая база больницы даёт им широчайшие возможности для сбора и изучения материала, а мы получаем в своё распоряжение результаты исследований.

— Каковы практические результаты деятельности больницы в последний период?

— Об эффективности работы противотуберкулёзного учреждения всегда свидетельствуют два основных показателя: прекращение бактериовыделения и закрытие полостей распада. Первый у нас составлял в 2013 году 77 %, второй показатель — 40 %. Это неплохие цифры для стационара. Что касается среднего пребывания пациента на койке, то он равнялся 79,5 дня против стандартных 90, что тоже следует считать позитивным явлением.

— В чём состоят перспективные планы развития больницы?

— Закончить капитальный ремонт некоторых корпусов, прежде всего хирургического, где появятся палаты на двух человек и самая передовая инфраструктура. Заново открыть патологоанатомическое отделение. Ещё одна мечта касается бактериологической лаборатории: сделать её суперсовременной, перейти от классических методов исследований к молекулярно-генетическим, которые позволяют идентифицировать микобактерию в течение суток. Будем и дальше развивать сотрудничество с научными кафедрами, шире вовлекать в этот процесс наших врачей.

— Как собираетесь встретить круглую дату основания учреждения?

— Коллектив больницы уже получил благодарность мэра Москвы Сергея Собянина по случаю 100-летнего юбилея больницы. Программа празднования этого события включает проведение научно-практической конференции совместно с Московским городским научно-практическим центром борьбы с туберкулёзом.

 Кадры
— Какие медицинские специальности, в дополнение к фтизиатрии, наиболее востребованы в вашем учреждении? На этот вопрос отвечает заместитель главного врача по медицинской части, кандидат медицинских наук Лариса Сергеевна Волковинская. — Это, конечно, торакальные хирурги, которые делают до 400 операций в год, в том числе высокотехнологичных, требующих применения видеоторакоскопической техники, затем — врачи-эндоскописты, роль которых весьма значительна как на диагностическом этапе, так и при проведении операций по клапанной бронхоблокации; лор-хирурги, поскольку туберкулёз органов, находящихся в ведении отоларингологов — это существенная проблема; эндокринологи — в связи с тем что люди, страдающие сахарным диабетом, чаще, чем всё остальное население, заболевают туберкулёзом; наконец, психиатры — в них нуждаются больные, которые поступили из психиатрических интернатов. Вообще говоря, подбору и расстановке кадров в больнице уделяется большое внимание. У нас работают 82 врача, из них 13 имеют учёную степень кандидата медицинских наук, 64 — высшую и первую квалификационные категории, а среди 234 человек среднего медперсонала высшую категорию имеют более половины.