×

Должности, опубликованные на сайте, указаны на момент публикации

Обучение и лечение онлайн №5(62), 2013 год

Алиса Лузгина

На расширенном заседании ФМБА России В.В. Уйба отметил несколько учреждений, которые полностью выполнили задания по модернизации. Среди них — ФГБУН «Российский научно-практический центр аудиологии и слухопротезирования ФМБА России». О том, что было сделано для получения признания, рассказал директор Центра Георгий Таварткиладзе. 

— Георгий Абелович, за что Центру дана такая высокая оценка со стороны начальства и коллег?

— Мы получили финансирование на абсолютно конкретное узкое направление — информатизацию. 

И, соответственно, все средства, которые нам были выделены, мы использовали на усиление этого раздела. В течение двух последних лет мы разрабатывали новые научные направления, в том числе телеаудиологию. В чём выражается усиление этого направления и что оно в перспективе нам даст? Мы реабилитируем пациентов из разных уголков нашей страны, а территория её огромна, поэтому возникает множество проблем, связанных с расстояниями. После операций, в частности кохлеарной имплантации, пациенту необходима реабилитация практически в течение всей жизни, особенно часто в детском возрасте, 3–4 раза в год, и хотя бы один раз в год — во взрослом. 

Сегодня, имея телеаудиологию, дистанционные настройки и интернет-консультирование, специалист в регионе предоставляет больному возможность проходить реабилитацию рядом с местом жительства. Наша основная задача в этих условиях — оказывать техническую и профессиональную поддержку коллегам. И, что самое главное, мы можем дистанционно проводить программирование речевого  процессора кохлеарного импланта, создавать и корректировать индивидуальные карты стимуляции. Сейчас мы можем входить в карту программирования непосредственно из Москвы и настраивать её пациентам в Красноярске, Воронеже и т.д. Это, безусловно, облегчает ситуацию, сокращает расходы и повышает эффективность реабилитации больных. 

Вторым положительным итогом информатизации является обучение. Мы проводим обучение специалистов — наших коллег на рабочих местах. Я руковожу кафедрой сурдологии Российской медицинской академии последипломного образования на базе нашего центра, и сегодня мы можем проводить дистанционное обучение, то есть читать лекции практически на всю страну. Эти лекции посвящены как общему и тематическому усовершенствованию, так и профессиональной переподготовке, и подобное обучение — одно из направлений профессиональной подготовки, которому в последипломной подготовке уделяется большое внимание. Потребность в такой подготовке колоссальна, это стало особенно ощутимо после внедрения универсального аудиологического скрининга, который вошёл в нацпроект «Здоровье» и внедрялся в 2008–2010 годах. За эти годы на деньги федерального бюджета нам удалось оснастить аппаратурой для скрининга практически все родовспомогательные учреждения с пропускной способностью более 1000 человек в год.

В нашей стране более 250 сурдологических центров, и вопрос о подготовке специалистов для них сегодня актуален. Нашим центром за эти годы подготовлено более 3000 специалистов. Разумеется, при этом мы применяли и информационные технологии. Пока преобладает очное обучение, но в будущем лекции онлайн будут использоваться более активно. 

И третий позитивный момент информатизации — это обучение хирургическим подходам. Мы транслируем операцию, при этом слушатели могут не только видеть на большом экране происходящее, но и задавать вопросы — подобное обучение является интерактивным. Мы проводим также мастер-классы для подготовки специалистов-хирургов и специалистов, которые будут заниматься реабилитацией пациентов, прошедших хирургический этап кохлеарной имплантации.