Остров спасения №1(38), 2009 год
Областное государственное учреждение здравоохранение «Наркологический диспансер» оказывает все виды специализированной наркологической помощи взрослому и детскому населению на всех этапах: от экстренной в отделении неотложных состояний до проведения реабилитационных программ. Возглавляет учреждение Т.А. Улезко.
Татьяна Улезко — продолжатель известной в Астраханской области династии врачей-психиатров. Имеет второе высшее образование по специальности «Муниципальное и государственное управление».
С 2007 года — главный врач Астраханского областного наркологического диспансера.
Несмотря на то что Астраханская область находится на пути наркотрафика, ситуация с распространением наркомании среди населения имеет тенденцию к стабилизации и снижению. Это обусловлено совместной скоординированной работой всех ведомств региона, отвечающих за наркологическую ситуацию, начиная от силовых структур, культуры, образования и заканчивая здравоохранением.
— Наркологическая служба Астраханской области представлена ОГУЗ «Наркологический диспансер» и психиатрами-наркологами, работающими в штатах Центральных районных больниц Муниципалитетов, — рассказывает Татьяна Александровна, —, но при этом наш диспансер является главным организационно-методическим центром по наркологии в регионе. Мы проводим учебные семинары, научно-практические конференции, сертификационные циклы, оказываем консультативную помощь, а также ведём сбор и анализ ситуации по районам и по области в целом. В 2008 году в состав диспансера была включена наркологическая служба г. Ахтубинска — одного из крупнейших районных центров области.
— Из всех подразделений вашего диспансера, работающих с наркозависимыми, какое бы вы выделили в первую очередь? И почему?
— Конечно же, наш Реабилитационный наркологический центр. Когда в 2001 году центр открывался, то были проблемы даже в подготовке специалистов, так как тогда реабилитационное направление в российской наркологии находилось ещё в зачаточном состоянии. В поисках эффективных направлений работы коллектив центра вышел на Миннесотскую модель «12 шагов», рассматривающую зависимость как биопсихосоциодуховную болезнь. Однако наши врачи не копировали работу коллег из Миннесоты от А до Я, а посчитали необходимым прежде адаптировать её к российским реалиям. Если Миннесотская модель в чистом виде предполагает отсутствие медикаментозного лечения, то мы решили совмещать психотерапевтические методы «12 шагов» с лечением медикаментами. Особая роль в лечении наркозависимых отводится консультантам по психической зависимости из рядов бывших пациентов нашего диспансера. Речь идёт только о тех пациентах, которые прошли лечение и давно находятся в состоянии ремиссии. Они состоят в штате нашего учреждения, и практически весь свой рабочий день проводят с пациентами. Для достижения результата больной ни на минуту не должен быть предоставлен сам себе, поэтому весь день больных занят: работой в малых группах со специалистами и консультантами, работой над своей историей болезни, на психотерапевтических тренингах, работой непосредственно по «Шагам выздоровления».
— И какова, интересно, эффективность реализации этой программы?
— До 45% тех пациентов, которые прошли все три этапа лечения в нашем диспансере, — находятся в ремиссии свыше трёх лет.
— Не секрет, что ваши больные неохотно обращаются за помощью в государственные наркологические клиники, опасаясь постановки на учёт. Как вы решаете эту проблему?
— Последние два года в диспансере заработала анонимная наркологическая служба, где оказывается как амбулаторная, так и стационарная помощь. Высокий уровень сервиса, а самое главное профессионализм и квалификация специалистов, оказывающих данный вид услуг, позволили нам сломать барьеры насторожённости, а рост числа обращений говорит о большой востребованности данного вида помощи. А в целом это даёт снижение количества таких тяжёлых осложнений, как алкогольные психозы, так как больные раньше попадают в руки специалистов, а не шарлатанов от наркологии.
— Татьяна Александровна, а вам лично что приносит наибольшее удовлетворение в работе?
— Это когда видишь пациента в длительной ремиссии, вернувшегося к нормальной трезвой жизни, в семью, на работу, социально адаптированного.
А для достижения данной цели кроме профессионализма специалистов необходимо, чтобы больной в стенах диспансера чувствовал участие в своей судьбе со стороны всех медицинских работников.
Чтобы лечение проходило в комфортабельных условиях, чтобы стены и окружающая обстановка своим уютом помогали и согревали наших больных, чтобы наша клиника была для них своеобразным островом спасения. К этому мы стремимся, и я считаю, что у нас это получается.