Вероника Скворцова: «В 2017 году высокотехнологичная медицинская помощь была оказана более 1 млн. пациентов» №2(91), 2018 год
Выступая на 22-м Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ-2018), министр здравоохранения РФ Вероника Игоревна Скворцова сообщила о повышении доступности высокотехнологичной медицинской помощи (ВМП), об инновационном развитии сферы здравоохранения, важности защиты прав пациентов и других аспектах современного состояния отрасли.
«Мы существенно нарастили объёмы высокотехнологичной медицинской помощи, начиная с 60 пациентов 10 лет назад, а сейчас это более 1 млн. по результатам прошлого года», — сообщила министр.
Важно отметить, что и сеть медицинских организаций, выполняющих ВМП, увеличилась с 2012 года в 3 раза — до более 1000 медицинских организаций, включая региональные, что существенно упростило получение высокотехнологичной помощи, в том числе в экстренной форме.
Благодаря этому число сельских жителей, которым оказана ВМП, выросло в 2,5 раза — со 111 тыс. до 276 тыс. человек в год. В результате доля сельских жителей в ВМП превысила их долю в численности населения страны: 27 % и 25,7 % соответственно, что отражает уровень заболеваемости сельского населения.
«Сегодня и в селе, и в городе доступность современных технологий одинаковая», — добавила Вероника Скворцова.
По сообщению министра, Минздрав России создал систему профильных национальных медицинских исследовательских центров, которые работают вместе с федеральным институтом и фактически ежегодно обновляют методологию и общенациональные подходы к правилам ведения больных по всем медицинским профилям.
«Эти же национальные медицинские центры круглосуточно осуществляют телемедицинскую, консультативную связь со всеми региональными учреждениями третьего уровня, их более 300», — добавила министр здравоохранения.
Она также рассказала, что Минздрав России разработал механизм направленного ускоренного инновационного развития. «Для этого мы ещё в 2012 году приняли стратегию развития медицинской науки. За прошедшие годы мы создали сеть центров трансляционной медицины, сертифицированных вивариев и другой инфраструктуры, связывающей фундаментальную и прикладную науку с клинической практикой», — заметила Вероника Скворцова.
Министр рассказала об инновационном развитии в сфере здравоохранения: «Первое — это нормативное законодательное углубление системы управления качеством медицинской помощи в нашей стране. Данный законопроект разработан, внесён в Государственную думу и находится на рассмотрении в первом чтении. Этот закон вводит систему национальных клинических рекомендаций — базовых документов, на основе которых вырабатываются нормативные документы критериев качества оказания медицинской помощи. На основе критериев осуществляется регламент экспертизы качества».
По словам министра, важным является тот факт, что клинические рекомендации представляют собой консенсусные документы. «Они принимаются всеми медицинскими организациями, ассоциациями. Они же определяют критерии аккредитации медицинских работников и внесение изменений в образовательные медицинские стандарты, перечни жизненно важных препаратов и медицинских изделий», — добавила Вероника Игоревна.
Как уверена министр, представление о врачах будущего и медицине будущего в отрасли единое.
«Мы все понимаем важность личностного общения, необходимость развивать эмпатию с раннего возраста, особенно у тех людей, которые работают с людьми. Мы все понимаем необходимость практикоориентированности при подготовке специалистов», — сказала министр.
По её словам, учиться работать с пациентами студенты должны с самого первого курса, и этому они должны учиться всю жизнь.
«Система должна быть пациентоцентричной. Мы создали в 2016 году аппарат страховых представителей, сейчас их уже девять тысяч. Это трёхуровневая система, которая помогает каждому пациенту в реализации его прав», — отметила министр.
Напомним, что по инициативе Минздрава России был создан институт страховых представителей различного уровня. Благодаря действиям страховых представителей в 2017 году были проинформированы более 21,2 миллиона граждан, подлежащих диспансеризации, из них более 9,2 были проинформированы повторно, что дало возможность на 6,2 процентных пункта увеличить количество прошедших диспансеризацию, по сравнению с 2016 годом.
Во всех регионах организованы и работают 215 региональных и 25 федеральных колл-центров. Сегодня уже можно сказать, что время дозвона не превышает 20 секунд, в 2 раза сократилось время ответа на телефонный звонок.
Кроме того, уже в 2017 году на 30,3 % увеличилось количество обращений по телефону горячей линии в сравнении с 2016 годом, на 226 % увеличилось количество обращений о видах, качестве и условиях предоставления медицинской помощи по программам ОМС, на 9,8 % увеличилось количество граждан, обратившихся по телефону горячей линии за разъяснениями (консультацией). Количество жалоб снизилось почти на треть (–29,3 %).
Приложение
Выступление министра здравоохранения РФ Вероники Скворцовой на панельной сессии «Векторы медицины будущего: кто будет лечить человека через 30 лет» в рамках ПМЭФ-2018 https://yadi.sk/i/ttn7iI4i3WTdqr