Леонид Печатников: «В Москве должны работать лучшие врачи» №2(91), 2018 год
О целом ряде проектов, реализуемых сегодня в столице по развитию кадрового потенциала столичного здравоохранения, рассказал в рамках пресс-конференции, прошедшей в Информационном центре Правительства Москвы, заместитель мэра по вопросам социального развития Леонид Печатников.
Ощутимого дефицита врачей в столичном здравоохранении «не отмечается уже несколько лет. По данным на 1 января 2018 года, медицинскую помощь населению оказывают более 121,5 тысячи медиков, из них — более 44 тысяч врачей. Однако, считает заместитель мэра, «существует определённая потребность в специалистах, которая ежегодно оценивается и обусловливается рядом мероприятий для её устранения». Сюда входит и целевая подготовка врачей в медицинских вузах столицы (2017 год — 395 человек), и целевой приём для обучения в ординатуре в медвузах, а также имеющих лицензию медорганизациях Департамента здравоохранения Москвы (соответственно 96 и 106 человек), кроме того, курсы повышения квалификации и переподготовки (в 2017 году их окончили 17 480 медиков).
Печатников подчеркнул, что «высшее образование (в том числе и медицинское) есть полномочие Российской Федерации, а не её субъектов. Поэтому проекты, реализуемые за городской бюджет: «Московский врач», «Лидер.Мед» и «Школа профессионального роста», — это программы постдипломного и среднего профессионального образования (подготовка медицинских сестёр и фельдшеров в медколледжах). Каждая из них имеет свою целевую аудиторию».
Медики категории «супер»
Первый «Московский врач», по словам Печатникова, «был инициирован мэром Сергеем Собяниным, чтобы мы могли протестировать наших врачей на высокое качество их подготовки». Он стартовал в апреле 2017 года и «направлен на стимулирование непрерывного и целенаправленного повышения уровня квалификации врачей, необходимого для применения современных медицинских технологий, повышение профессиональной культуры медицинских работников, их личностный и профессиональный рост».
Заместитель мэра напомнил, что соискатели на получение статуса «Московский врач» «сдают трудный экзамен, состоящий из трёх частей и приближенный к тем, какие сдают в Европе. В нём огромное количество вопросов, практических навыков, которыми должен владеть врач». По каждой медицинской специальности соискателям предлагается не менее 3000 тестовых и 300 практических заданий. Прохождение добровольных оценочных процедур для получения данного статуса осуществляется в ведущих медицинских вузах Москвы — партнёрах проекта.
«Чтобы провести эту работу качественно, — добавил Печатников, — мы профинансировали и создали симуляционный центр в Боткинской больнице, единственный в России и СНГ образовательный кластер, в котором реализован полный комплекс учебных программ». Центр, преподавателями которого являются ведущие специалисты-медики, оснащён комплексом симуляторов высшего уровня реалистичности, современными манекенами-имитаторами, электронными фантомами, интерактивным и медицинским оборудованием. Физиологические параметры человека досконально воспроизводят современные роботы-симуляторы. «На данный момент здесь разработано и проводится более 50 дополнительных профессиональных программ по 100 симуляционным модулям. Сегодня хирург, не владеющий лапароскопом, не может работать в московской больнице, — убеждён заместитель мэра. — Если человек хочет остаться в профессии, он повышает там свою квалификацию и там же сдаёт экзамены. Уже 165 докторов с этим справились и получили звание «Московский врач», а пытались пройти в 10 раз больше. Это не значит, что тот, кто не сдал, плохой медик и у него не надо лечиться. Просто он ещё не достиг категории «супер». В наше время медицина очень быстро меняется, а некоторые пришли со своим старым багажом, с устаревшими данными о лекарствах. Мы даём всю литературную базу, их задача — просто сесть и почитать. Кроме того, тестовые вопросы тоже меняются в соответствии с рекомендациями, которые появляются в мире. Нужно подготовиться так, чтобы сдать экзамен. Это добровольно, бесплатно. Сколько хотите раз, столько и проходите, пока не пройдёте», — заверил Печатников.
В настоящее время статус «Московский врач» присваивается по пятнадцати наиболее востребованным специальностям: «терапия», «хирургия», «неврология», «эндокринология», «педиатрия, «общая врачебная практика», «лучевая диагностика», «кардиология», «акушерство и гинекология», «урология», «травматология», «анестезиология и реаниматология», «оториноларингология», «дерматовенерология», «психиатрия». Департаментом здравоохранения планируется включить в данный перечень также «стоматологию», «онкологию», «скорую медицинскую помощь», «гастроэнтерологию», «клиническую лабораторную диагностику».
Свидетельство о статусе «Московский врач» действительно в течение пяти лет, сообщил заммэра. Этих медиков награждают специальным дипломом, нагрудным знаком и обязательной ежемесячной выплатой в размере 15 тысяч рублей. Любой сдавший экзамен на присвоение статуса «Московский врач», вне зависимости от того, где он работает и живёт, может претендовать на место в столичном здравоохранении, которое тем самым будет пополняться лучшими медицинскими кадрами.
Как стать руководителем
Следующий кадровый проект — «Лидер.Мед». «Из практикующих специалистов мы набираем врачей, которые готовы выполнять функции организаторов здравоохранения, стать руководителями лечебных учреждений столицы, — проинформировал присутствующих Леонид Печатников. — Подали заявку 6000 человек, в том числе иногородние. С ними проводились собеседование, тестирование». Проверялись следующие умения: быстро и качественно анализировать информацию, системно видеть задачи и пытаться разрешить поступающие вопросы с помощью имеющихся ресурсов, соблюдать этические стандарты и вовремя оказывать помощь обратившимся в медучреждение. Наконец, корректность и доброжелательность в отношении с пациентами. «В результате мы выбрали 300 человек, показавших свою способность к руководству лечебными учреждениями. Они пройдут дополнительное обучение в Университете управления Правительства Москвы и профильных вузах столицы. Уже пять участников проекта стали главными врачами в поликлиниках и больницах мегаполиса. Насколько они повысят качество, мы должны посмотреть — их только назначили, гарантировать мы ничего не можем. Ошиблись мы или нет, покажет жизнь», — заметил заместитель мэра.
Требуются анестезиологи и радиологи
Ещё один проект — «Школа профессионального мастерства» — призван частично заменить упразднённую субординатуру. На участие в нём было подано более 360 заявок. Отбор проводился с учётом успеваемости студентов или ординаторов, а также по результатам собеседования с будущим работодателем. Проект рассчитан на два потока. В первую группу вошли более 60 человек. В рамках учебной программы они проходят практику в городских больницах и поликлиниках, знакомятся с особенностями столичной системы здравоохранения.
Проблему дефицита определённых специалистов Леонид Печатников видит в том, что «все хотят быть хирургами, стоматологами, гинекологами и урологами. Мы заранее говорим, что по этим профессиям в столице сложно найти работу. Но насильно мы не можем загнать человека в «Школу профессионального мастерства», чтобы он мог стать, к примеру, анестезиологом-реаниматологом».
«У нас на протяжении нескольких лет не хватает врачей медицинской радиологии. Нам важно завершить перекомплектование поликлиник с терапевтов на врачей общей практики — их квалификация должна расти. Если вы пришли к врачу общей практики и принесли с собой рентгенограмму лёгких, кардиограмму и так далее, то доктор должен распознать там патологию, — уверен заместитель мэра. — Это то, чему раньше учили в университетах на специальности «лечебное дело». Это не значит, что врач общей практики должен видеть особые тонкости, владеть какими-то совсем специальными навыками лучевой диагностики. Но увидеть воспаление лёгких на снимке или инфаркт миокарда на плёнке он обязан». «Поэтому, — резюмировал Печатников, — мы стараемся стимулировать прежде всего специальности, необходимые для столичного здравоохранения».
Студенты получают дополнительную ежемесячную стипендию в 25 тысяч рублей. После углублённого изучения профильных дисциплин и отработки навыков на симуляторах, а также прохождения специальных программ по пациентоориентированности, врачебной этике, юридическим основам деятельности врача они сдают экзамен. В случае положительного результата — получают документ о повышении квалификации и доступ в систему непрерывного медицинского образования, а также гарантированное трудоустройство в столичной медицинской организации, преимущественно по месту прохождения стажировки. «Если они вдруг захотят из Москвы уехать на периферию, — добавил заммэра, — мы держать не будем. Но, боюсь, желающих уехать не найдётся».
Главные показатели — интегральные
Отвечая на вопросы журналистов, Печатников остановился подробнее на теме прохождения московскими медиками стажировок в других странах. «Мы всячески этому способствуем, — заверил он присутствующих, — хотя это и недёшево. Дело не в том, что мы намерены их чему-то переучить. Мы хотим, чтобы они вживую увидели, как там организовано оказание медицинской помощи. Довольно много людей сейчас направляем в Южную Корею. Во-первых, корейцы не берут с нас денег за обучение, что тоже важно. Но главное, их госпитали, в особенности организация работы приёмного отделения, — это примерно то, что вы видите в американских сериалах. Когда поступает человек, вокруг него сразу начинается движение: одно исследование, другое, и уже в течение 1–2 часов становится понятно, что делать дальше. Мы сейчас стараемся сделать, чтобы наши приёмные отделения работали так же. Более того, мы спроектировали и начинаем строить в первых семи больницах новые приёмные отделения, организованные точно по такому принципу, ведь перестраивать всегда тяжелее, чем строить заново.
Именно для того, чтобы наши доктора увидели, как должно быть на самом деле, мы и продолжаем практику зарубежных стажировок наших врачей. Нам уже нечего делать даже во многих государствах Восточной Европы (напротив, из этих стран организуют медицинские туры в Москву). За последние пять лет более 1000 медиков у нас побывали на обучении там, где медицина сильно развита и где она высокотехнологична: в Бельгии, Израиле, Германии, Швейцарии, Италии, Испании, Сингапуре, Канаде», — подчеркнул заммэра.
Печатников отметил, что такие стажировки предусмотрены и для среднего медицинского персонала, «который в самое ближайшее время может стать для нас даже большей проблемой, чем врачи. Хотя мы очень стремимся программу в колледжах приближать к реальности: в настоящее время подготовка специалистов осуществляется в шести государственных профессиональных образовательных организациях Департамента здравоохранения Москвы по шести специальностям, здесь учится более 10 тысяч человек. Но, к примеру, французская медицинская сестра больше знает и умеет, а потому имеет гораздо больше полномочий, чем наша. Это вообще во многом проблема нашего среднего профессионального образования. Мы должны постепенно приближаться по уровню образования среднего медперсонала к Западной Европе. Это та дорога, которую нам ещё предстоит пройти. Медицинская сестра — не просто сотрудник, который делает уколы или ставит клизмы. Поэтому мы очень стремимся к тому, чтобы сподвигнуть Министерство образования на такую форму, как прикладной бакалавриат. Необходимо повысить престижность среднего профессионального образования, — уверен Печатников, — не только в медицине, но в медицине, на мой взгляд, особенно».
Попасть на работу в московский стационар «всегда было непросто, а в поликлинику идти не хотели», отметил заместитель мэра. «Сегодня эта ситуация ничуть не лучше — в том смысле, что в стационар попасть тяжело, но и в поликлинику попасть не так просто. Зарплаты там высокие. Есть направления, где они не отличаются от стационарных. Например, мы создали группу пациентов с хроническими заболеваниями — небольшой по численности контингент больных, которых лечит опытный доктор; эта работа почти не отличается от работы в стационаре, при том что диагностические возможности в поликлинике почти те же самые. Поэтому за рабочие места в московском здравоохранении ещё надо побороться. Звания «Московский врач» и «Школа профессионального мастерства» дают их обладателям привилегии в этом вопросе».
Средняя зарплата московского врача по итогам января и февраля, по данным Печатникова, достигла 135 000 рублей, что соответствует указам президента РФ. Это 200 % от среднемесячного дохода по городу. Сюда не входят зарплаты администраторов и главных врачей, которые иногда получают гораздо больше, а также зарплаты заместителей главных врачей и бухгалтеров. Сюда входят только зарплаты врачей. «Но врачи тоже разные. Есть хирурги, у которых иногда зарплата доходит до 500 000 рублей в месяц, анестезиологи-реаниматологи, врачи общей практики, которые получают больше 200 000 рублей. Но меньше 67 000 рублей, то есть среднего годового 100-процентного дохода по Москве, у нас не получает никто (если эти люди работают на ставку полный месяц, не сидят на больничном листе и не в декрете), и за этим мы следим. Конечно, зарплата состоит из гарантированной части, которая не должна быть меньше 70 %, и стимулирующей части в 30 %. Кроме того, есть премии, вознаграждения. Сегодня у больниц и поликлиник деньги есть», — уверен Печатников.
Нет сомнения, считает заместитель мэра, что «принятые Департаментом здравоохранения меры по повышению уровня профессионализма и развитию кадрового потенциала столичного здравоохранения отразились в том числе на интегральных показателях: снижении смертности и увеличении продолжительности жизни». «По итогам 2017 года по смертности наблюдается исторический минимум — 9,5 %, на 38 % снизилась смертность в трудоспособном возрасте, — констатировал он. — Ожидаемая продолжительность жизни в Москве по итогам 2017 года — практически 78 лет». «Москва — мировой лидер по темпам прироста продолжительности жизни. Какие ещё показатели должны больше всего волновать врачей и организаторов здравоохранения? И это то, ради чего я 40 лет в этой профессии прожил», — заключил свою речь на пресс-конференции заместитель мэра в Правительстве Москвы по вопросам социального развития Леонид Печатников.