Комитет Государственной думы по охране здоровья рассмотрел бюджет здравоохранения на 2019–2021 годы №2(91), 2018 год
25 сентября на заседании Комитета Государственной думы по охране здоровья состоялось предварительное рассмотрение проектов федерального бюджета на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов в части расходов на здравоохранение и бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования с представителями Министерства здравоохранения Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования.
«Ранее, когда мы обсуждали бюджет здравоохранения уже после того, как он был внесён в Государственную думу, у Комитета складывалось ощущение, что никаких изменений уже внести нельзя. Обсуждение приобретало отчасти формальный характер. Поэтому в прошлом году мы поставили вопрос о необходимости предварительного обсуждения планируемого бюджета здравоохранения перед министром, и я благодарен Веронике Игоревне Скворцовой за согласие. Сегодня у нас, коллеги, есть возможность заранее обсудить ключевые, «болезненные» моменты финансирования здравоохранения в срезе федеральной и региональной политики», — подчеркнул председатель Комитета по охране здоровья Дмитрий Морозов, открывая заседание.
Заместитель министра здравоохранения Российской Федерации Наталья Хорова сообщила, что на реализацию мероприятий госпрограммы «Развитие здравоохранения» с 2019 по 2021 годы планируется направить 1961,5 млрд рублей. Из них в 2019 году общий объём расходов в рамках госпрограммы «Развитие здравоохранения» составит 506,3 млрд рублей, что выше уровня прошлого года на 31 %. А уже в 2020 году совокупный объём ресурсов на реализацию госпрограммы запланирован в объёме 760,9 млрд рублей, в 2021 году — свыше 694 млрд рублей. При этом она пояснила, что основным фактором, влияющим на увеличение расходов на госпрограмму, стало включение в неё средств на мероприятия национального проекта «Здравоохранение», которые будут реализовываться с 2019 года в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204.
В составе национального проекта «Здравоохранение» предусмотрены расходы по восьми федеральным проектам: развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи, борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями, борьба с онкологическими заболеваниями, развитие детского здравоохранения, обеспечение квалифицированными кадрами, развитие сети национальных медицинских исследовательских центров, создание единого цифрового контура здравоохранения, развитие экспорта медицинских услуг.
«Сумма, выделенная на мероприятия нацпроекта в 2019–2024 годах, составляет 1325,9 млрд рублей. Кроме того, за счёт базового объёма бюджетных ассигнований на реализацию мероприятий госпрограммы сумма национального проекта увеличена на 40,3 млрд рублей, в том числе на оснащение детских поликлиник, подготовку медицинских кадров, создание ФАПов, приобретение передвижных мобильных комплексов. Совокупный объём ресурсов из федерального бюджета за счёт дополнительно выделенных средств составит с 2019 по 2024 гг. 1366,2 млрд рублей», — сообщила присутствующим Наталья Хорова. При этом Федеральный проект по борьбе с онкологическими заболеваниями предусматривает расходы из федерального бюджета в размере 100,9 млрд рублей в 2019 году, 219,7 млрд рублей в 2020 году и 188,6 млрд рублей в 2021 году.
С подробным докладом о проекте бюджета ФОМС на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов выступила Наталья Стадченко, председатель Федерального фонда обязательного медицинского страхования. Она изложила участникам заседания основные показатели и новые подходы к формированию и расходованию средств бюджетов федерального и территориальных фондов ОМС.
В ходе заседания все члены Комитета по охране здоровья смогли высказать свою позицию и обратить внимание на проблемы. Были обсуждены наиболее острые темы формируемого бюджета здравоохранения, актуальные как для регионов, так и в целом для отрасли. Представителям Минздрава России, Минфина России и ФОМСа были заданы вопросы, касающиеся закредитованности медицинских организаций в субъектах Российской Федерации (особенно в первичном звене), низких тарифов и тарифной политики территориальных фондов ОМС, уровня заработной платы врачей, строительства новых медицинских учреждений, поддержки образовательной политики и многие другие.
Подводя итоги расширенного заседания Комитета, на котором впервые было апробировано предварительное обсуждение проектов федерального бюджета на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов, касающееся расходов на здравоохранение и бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования, Дмитрий Морозов сообщил, что состоялся обстоятельный, заинтересованный разговор законодателей с представителями исполнительной власти. И до внесения окончательной версии главного финансового документа страны на рассмотрение Государственной думы депутаты услышали о главных направлениях бюджета здравоохранения: «Нам удалось детально обсудить вопросы, волнующие регионы, — их много у наших депутатов. Мы запланируем отдельное заседание Комитета, которое в ближайшем будущем проведём с представителями субъектов Российской Федерации по отдельной теме — закредитованности учреждений здравоохранения, потому что порой просьбы о помощи из регионов, которые мы слышим, говорят о неэффективности управления ситуацией. Хотелось бы достичь взаимопонимания в этом вопросе, потому что бюджет здравоохранения не может развиваться в условиях просроченной кредиторской задолженности».
Председатель профильного Комитета уверен, что «год от года идёт движение в системном понимании проблемы» и что «на многие непростые вопросы можно ответить только системно и сообща».
«Правительство Российской Федерации, Министерство здравоохранения, Министерство финансов, ФОМС, на мой взгляд, предлагают нам грамотное решение существующих проблем бюджетирования и распределения средств. По крайней мере, мы придём к таким решениям, которые позволят ответить на все спорные вопросы и друг другу, и, прежде всего, нашим избирателям», — сказал Дмитрий Морозов.