К 80-летию Великой Победы Свежий номер
2025 год для нашей страны особенный: с глубокой признательностью тем, кто защищал и продолжает защищать суверенитет и безопасность нашей Родины, он провозглашён Годом защитника Отечества и 80-летия Великой Победы. И это не просто юбилейная дата, а символ национального единства и патриотизма, это память, которая передаётся из поколения в поколение — для того, чтобы мы никогда не забывали горя, слёз и потерь, принесённых войной, чтобы вдохновлялись нерушимыми надеждами и твёрдой верой нашего народа в свою правоту, его самоотверженным трудом и беззаветным подвигом, совершённым в борьбе с фашистской Германией во имя Победы.
Великая Победа нашего народа! Её приближали миллионы людей, сражающиеся на фронте и воюющие в партизанских отрядах, бьющиеся с врагом в окопах и работающие в тылу, дни и ночи укрепляя оборонку и создавая всё необходимое для фронта, для победы.
Наряду с бессмертными подвигами воинов Великой Отечественной войны, танкистов и лётчиков, инженеров и связистов, моряков-подводников, водителей, радистов и других военных специалистов, нельзя не отметить героизм и отвагу советских медиков. Благодаря им тысячи солдат остались живыми, вернулись в строй и одержали победу над немецкими захватчиками. Многие из них сражались на передовой и сложили голову за освобождение своей родины.
Переоценить вклад медицинских работников в дело победы невозможно. На фронте и в тылу ими было сделано многое, чтобы организовать помощь раненым, сберечь жизнь подрастающему поколению. Благодаря стараниям медицинских работников ни фронт, ни тыл не знали эпидемий.
За годы Великой Отечественной войны советские врачи вернули в строй более 70 % раненых и более 90 % больных солдат и офицеров. По словам маршала Советского Союза Константина Рокоссовского, госпитали и медсанбаты были основным источником пополнения войск. Вынесенные с поля боя мужественными санитарами, спасённые хирургами, выхоженные заботливыми медицинскими сёстрами бойцы с боевым опытом стали силой, способной выстоять и победить немецкую военную машину. Другой прославленный маршал — Иван Баграмян — утверждал: «То, что сделано советской военной медициной в годы минувшей войны, по всей справедливости может быть названо подвигом. Для нас, ветеранов Великой Отечественной войны, образ военного медика остаётся олицетворением высокого гуманизма, мужества и самоотверженности».
Более 116 тысяч медиков за участие в этой кровопролитной войне получили ордена и медали, 47 медработников стали Героями Советского Союза.
Но война есть война. Поэтому и сами медики получали ранения и гибли на её фронтах. И нам очень важно сохранить светлую память о них. Ведь высшая оценка подвига тех, кто не щадил своей жизни ради Отечества, — это память потомков.
История Великой Отечественной войны донесла до нас множество ярких примеров героизма и самоотверженности военных медиков. Сегодня мы вспоминаем один из них.
Медсестра с полуострова Ханко
В кабинет начальника медицинской службы Каспийского высшего военно-морского Краснознамённого училища им. С.М. Кирова (г. Баку) вошла энергичная моложавая женщина, с типично русским приветливым лицом.
— Тамара Павловна — наша заведующая кабинетом физиотерапии, — представил её офицер А. Савельев. И добавил: — Золотые у неё руки. Душевный, чуткий человек.
Каждый день в кабинет физиотерапии приходят курсанты, офицеры, служащие. Одному нужно принять УВЧ, другому — диатермию, третьему —ингаляцию. И так постоянно. Но редко кто поинтересуется, что за человек их обслуживает, какова его трудовая биография. А у Тамары Павловны она более чем интересна.
...Трудовую жизнь Тамара Павловна Сковорода (Жердева) начала в период финской кампании. В то время она училась в училище и одновременно по ночам дежурила в качестве сестры милосердия в одной из больниц Ленинграда. Уже тогда она полюбила свою будущую профессию. После окончания учёбы ей предложили должность медицинской сестры на полуострове Ханко. Она с радостью согласилась, хотя и знала, что там придётся нелегко. Надо было заново построить медицинское учреждение. На стройке работали каменщики, лесорубы, чернорабочие. И вместе с ними трудилась маленькая, хрупкая Тамара.
Вскоре мирные будни были нарушены фашистской Германией. Бомбы посыпались на маленький гарнизон.
Ханко... Сколько героического оживает в памяти, когда мы слышим название этого полуострова. Вот что рассказывает о своём пребывании там Тамара Павловна:
— Морской госпиталь занимал в городе школьное здание и несколько домиков. Финские артиллеристы каждый день на маленький клочок земли обрушивали тысячи снарядов и бомб. Наша задача состояла в том, чтобы укрыть раненых.
Решение было одно — построить подземный госпиталь. И когда наступал отдых после дежурства, я вместе с хирургами, терапевтами, медицинскими сёстрами и санитарками занималась строительством.
Тамара Павловна задумалась, а затем продолжила свои воспоминания:
— Были и страх, и холод сырых землянок, и безмерная усталость. Выдержать всё помогло до предела обострённое чувство большой, настоящей любви к Родине. Когда надо было, носила раненых, перевязывала их. Иногда в операционной проводила сутки.
165 дней мужественные ханковцы сражались за родную землю. Но пришло время, когда по тактическим соображениям командование решило оставить остров. Первыми эвакуировали раненых. Сопровождать их было поручено Тамаре Павловне.
— Я никогда не забуду, как мы уходили с родной земли. Шторм, корабли затемнены. Переваливаясь с борта за борт, зарываясь в крутой волне, двигался караван. А в воздухе, на воде и под водой шныряли фашисты. Пришлось пережить много тревожных минут после того, как корабль, на котором мы следовали, подорвался на мине, — вспоминала Тамара Павловна.
Да, такое не забывается. Очутившись в студёной воде, она почувствовала, как её тянет вниз. Уже захлебываясь, ухватилась за чью-то протянутую руку — и её вытащили на борт корабля. Переодевшись и обогревшись, она приступила к оказанию помощи раненым. И только потом, когда сделала всем перевязки, Тамара Павловна наконец поняла, что сама находилась на грани смерти.
Каравану тогда пришлось вернуться. А в декабре 1941-го началась новая эвакуация. С последним отрядом уходила и Тамара Павловна. Вначале на остров Гогланд, затем в Кронштадт, а там, через Финский залив, на лошадях в Ленинград, который уже находился в блокаде.
«Прошу направить в действующую часть!» — писала Жердева. Но каждый раз получала отказ. Медицинские работники нужны были и в Ленинграде. Она стала трудиться в клиническом отделении Военно-медицинской академии. Но мысль попасть на фронт не покидала её.
Когда начались бои под Нарвой, попросилась туда.
Немало пережила Тамара Павловна за эти военные годы, зато так много хорошего она сделала для раненых бойцов. Потому и пишут они ей письма со словами благодарности и добрыми пожеланиями в жизни. Вот что написал в своём письме бывший командир военно-морской базы Ханко Сергей Иванович Кабанов: «Отчётливо помню Вас. Вы на Ханко были такой маленькой, худенькой. Но я всегда восхищался Вашей неутомимостью и работоспособностью».
Родина высоко оценила труд медицинской сестры, наградив её многочисленными государственными наградами, среди которых медали «За оборону Ленинграда», «За боевые заслуги», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», орден Отечественной войны II степени.
С большой гордостью она рассказывала о вручённом ей знаке, на котором выгравировано «Гангут–1941».
Вернувшись к мирной жизни, Тамара Павловна не оставила своей профессии. Более 40 лет она проработала в КВВМКУ им. С.М. Кирова заведующей кабинетом физиотерапии до момента распада СССР в 1991 году. Её труд отмечен знаком «Отличник здравоохранения».
После вынужденного отъезда в 1992 году из г. Баку последние годы жила в г. Иваново. Умерла 13 июля 2003 года. Похоронена на Богородском (городском) кладбище в городе Иваново.