Флагман ведомства: бесценный опыт исследовательской и практической деятельности №1(119), 2023 год

О важнейших направлениях работы Федерального государственного бюджетного учреждения «Государственный научный центр имени А.И. Бурназяна» Федерального медико-биологического агентства (ФГБУ ГНЦ ФМБЦ им. А.И. Бурназяна) рассказывают ведущие специалисты, руководители структурных подразделений Центра.

Радиобиология и радиационная безопасность

Андрей Юрьевич Бушманов, первый заместитель генерального директора:

— История развития направления радиобиологии и радиационной безопасности с 1946 года связана с формированием системы ФМБА России и его флагманским учреждением — ФГБУ ГНЦ ФМБЦ им. А.И. Бурназяна. Центр сопровождал развитие атомной отрасли с момента работ по созданию ядерного оружия до современных исследований по разработке новых топлив. Огромный опыт работы Центра включает лечение около 500 пациентов с острой лучевой болезнью и лучевыми ожогами, что составляет две трети мирового опыта. И этот опыт оказался особенно востребованным мировым сообществом после радиационных аварий в Бразилии (1987), Японии (1999, 2011), Перу (2020).

В Центре разработаны препараты для профилактики и лечения радиационных поражений, изучены сценарии развития аварийных ситуаций при терактах с применением радиоактивных материалов. Совершенствуются регенеративные технологии: печать на биопринтере материала на основе бесклеточного матрикса для замещения дефектов при лучевых ожогах и их лечение мезенхимальными стволовыми клетками. Установлены механизмы действия короткоимпульсного лазерного излучения, получены субстанции на основе нанотехнологий для усиления эффекта радиотерапии рака.

Перспективными исследованиями являются поиск молекулярно-генетических маркеров индивидуальной радиочувствительности человека, его предрасположенности к радиационно-индуцированным заболеваниям. В ближайших планах — продолжение исследования в сфере геномных и протеомных технологий и современных методов визуализации в области радиобиологии и радиационной безопасности.

Исследования в направлении радиационной защиты

Наталия Константиновна Шандала, заместитель генерального директора по науке и биофизическим технологиям:

— Современная методология радиационной гигиены охватывает объекты и территории всех звеньев ядерно-топливного цикла России и базируется на проведении радиационно-гигиенического мониторинга. Исследовательские работы нацелены на совершенствование эколого-гигиенических основ радиационной защиты населения, проживающего на территориях, обслуживаемых ФМБА России.

Радиоэкологические исследования в районах бывших береговых технических баз ВМФ, а ныне пунктов временного хранения ОЯТ и РАО на Северо-Западе и Дальнем Востоке России, а также предприятий, осуществляющих утилизацию атомных лодок, позволили оценить воздействие радиационно опасных объектов на окружающую среду и разработать рекомендации по обеспечению безопасности на объектах ядерного наследия. На территориях уранового наследия в Забайкалье, Ставрополье и в Центральной Азии изучено загрязнение объектов окружающей среды и оценены дозы облучения населения. Полученные результаты явились основанием для переселения жителей из посёлка Октябрьский в город Краснокаменск; реабилитационных работ в районах штолен гор Бештау и Бык; разработки критериев реабилитации территорий урановых рудников.

В рамках проекта Росатома «Прорыв» изучается влияние производственных процессов, связанных с наработкой нового СНУП-топлива, на состояние здоровья персонала, а обобщение опыта исследований по радиационной безопасности позволило впервые в мире разработать основы нового научного направления — медицинской ядерной криминалистики.

Радиационная медицина

Андреян Николаевич Осипов, заведующий отделом экспериментальной радиобиологии радиационной медицины:

— В состав отдела входит 6 научно-исследовательских лабораторий:

• молекулярной биологии и генетики радиационных эффектов;
  • радиационного канцерогенеза и токсикологии;
  • радиационной иммунологии и экспериментальной терапии радиационных поражений;
  • фармакологии противолучевых средств;
  • радиационной биофизики;
  • экспериментальных животных.

Специалистами отдела разработаны средства купирования первичной реакции на облучение, а также ряд противолучевых препаратов, включённых в аптечки первой помощи при радиационных инцидентах для персонала радиационно опасных объектов и населения, проживающего в зоне их возможного воздействия. Сотрудники отдела принимали участие в создании препаратов для защиты организма от поражения радионуклидами йодида калия, ферроцина, альгисорба, пентацина и цинкацина.

Силами отдела опубликовано более 1500 научных работ в российских и зарубежных высокорейтинговых журналах, издано 26 монографий, получено 35 патентов и авторских свидетельств.

Инновации в хирургических технологиях

Сергей Эдуардович Восканян, заместитель главного врача по хирургической помощи — руководитель Центра хирургии и трансплантологии:

— Центр хирургии и трансплантологии является экспертным подразделением в абдоминальной хирургии, онкохирургии и трансплантологии. Многие хирургические технологии внедрены здесь впервые в России.

Центр входит в тройку ведущих клиник страны, выполняющих трансплантацию печени. В нём проведено уже более 500 трансплантаций печени. Разработаны инновационные хирургические технологии лечения ранее считавшихся неоперабельными погранично-резектабельного и нерезектабельного альвеококкоза печени. Выполнено свыше 170 операций, что является крупнейшим опытом в РФ и в мире. Разработаны уникальные технологии экстракорпоральных резекций печени и двухэтапных резекций печени при первично нерезектабельных образованиях печени. Выполнен ряд уникальных вмешательств: full split трансплантация печени двум взрослым реципиентам, полностью лапароскопическая донорская правосторонняя гемигепатэктомия, экстракорпоральная резекция брыжейки тонкой кишки с аутотрансплантацией тонкой кишки, полностью лапароскопическая DP-CAR с резекцией воротной вены. Центр является лидером в лечении канцероматоза рака яичников с применением внутрибрюшной гипертермической химиотерапии — выполнено более 350 операций.

Активно проводятся научные исследования, опубликовано более 600 научных трудов, получено более 60 патентов на изобретения, за последние три года получено два гранта РНФ.

Лаборатория аддитивных технологий

Татьяна Алексеевна Астрелина, руководитель Центра биомедицинских и аддитивных технологий:

— Сегодня аддитивные технологии являются самым перспективным и активно развивающимся методом тканевой инженерии. Они дают возможность получения биоматриксов, эквивалентных тканям и органам человека, с активацией и стимуляцией восстановительных процессов в поражённых тканях.

В лаборатории аддитивных технологий решаются задачи получения искусственных органов и тканей, создания новых технологий, связанных с аддитивным производством и 3D-биопринтингом, проводится 3D-проектирование и моделирование, разработка технологий создания индивидуальных персонифицированных биоматриксов и имплантов, их изготовление по индивидуальным КТ и МРТ данным, создаётся ряд уникальных технологий с внедрением в клиническую практику.

В апреле 2022 года ФМБЦ им. А.И. Бурназяна одним из первых в России получил лицензию на производство биомедицинских клеточных продуктов. Мы имеем соответствующую всем стандартам площадку для их производства и возможность последующего применения. Лицензированное производство с соблюдением стандартов GMP обеспечивает выпуск качественных, безопасных, эффективных биомедицинских клеточных продуктов и гарантирует благополучие пациентов.

Урологическая помощь

Павел Сергеевич Кызласов, руководитель Центра урологии и андрологии, заведующий отделением урологии:

— Центр урологии и андрологии создан в целях оказания специализированной медицинской помощи больным с урологическими заболеваниями в марте 2010 года. В него входят отделения урологии, онкоурологии и кабинет литотрипсии, что позволяет покрыть весь спектр урологических и онкоурологических патологий и оказывать качественную медицинскую помощь в полном объёме, включая помощь пациентам с онкологическими заболеваниями урогенитального тракта, бесплодием, недержанием мочи и патологиями мочевыделительной системы, требующими реконструктивно-пластических операций; проводить коррекцию сексуальных расстройств.

Уникальной особенностью Центра можно считать индивидуальный подход к каждому пациенту, а также возможность полного цикла лечения пациентов с онкоурологической патологией — от диагностики до хирургического лечения, а также хирургической реабилитации осложнений, развивающихся после органоуносящих операций.

Сотрудниками Центра оформлено 16 патентов на изобретения, опубликовано множество научных трудов в оте­чественных и зарубежных изданиях. Впервые в мире здесь проведены такие операции, как антеградная экстраперитонеальная реваскуляризация полового члена, уретропластика неофаллоса лучевым лоскутом с предварительной префабрикацией уретры буккальным графтом. В 2021 году специалистами Центра выпущена первая в России книга по фаллопротезированию.