×

Должности, опубликованные на сайте, указаны на момент публикации

Наталья Цветкова: «Продолжаем оставаться на страже эпидемиологической безопасности столицы» №6(117), 2022 год

В работе любого учреждения здравоохранения в настоящее время новой точкой отсчёта стала пандемия COVID-19. Это время не просто проверило на прочность работу стационаров, но и заставило многое переосмыслить в подходах к оказанию медицинской помощи, начать учитывать в работе новые аспекты. Для ИКБ № 2 работать с малоизученными инфекциями не в новинку. За 85-летнюю историю учреждения в этой области накоплен огромный опыт. Однако проще ли по сравнению с многопрофильными стационарами было организовать противостояние опасному вирусу в условиях инфекционной больницы? И каково это — быть среди первых, кто принял на себя удар пандемии? Рассказывает заместитель главного врача по медицинской части Наталья Цветкова.

— Первые пациенты с COVID-19 поступили в наш стационар 1 марта 2020 года. Мы принимали тогда и принимаем сейчас взрослых, детей, беременных и пациентов с хирургической и гинекологической патологией, сочетанными с коронавирусной инфекцией. Надо понимать, что всё это время поток пациентов с другими инфекционными заболеваниями не уменьшался, не ослабевал. 

Нашей задачей было организовать работу так, чтобы пациенты с коронавирусом не контактировали с больными ВИЧ-инфекцией, менингококковой инфекцией, ветрянкой, корью, гриппом, кишечной и многими, многими другими. К нам поступали пациенты с диагнозом лихорадка неясной этиологии, и нужно было провести обследование, поставить диагноз, начать лечение — и сделать это так, чтобы не допустить контакта с заболевшими другой инфекцией, чтобы исключить внутрибольничное инфицирование. 

Требовалось не только разведение потоков при госпитализации, но и при проведении диагностических исследований, при оперативном лечении, родоразрешении и пр. Мало было правильно разместить пациентов в боксах — нужно было, чтобы они не пересекались между собой на КТ, на УЗИ и т.д. Когда больных было немного, все эти процедуры мы делали непосредственно на месте, выходили в отделения. Но когда поток пациентов стал расти с каждым днём, возникла необходимость разработки сложной системы маршрутизации.

Были выделены специальные диагностические боксы. Все пациенты  поступали сначала туда, в течение двух-трёх дней проходили обследование и далее маршрутизировались в лечебные отделения в зависимости от установленного диагноза. Кроме того, дополнительную диагностику стали проводить на уровне приёмного отделения.

Все эти мероприятия позволили снизить долю больных, диагноз COVID-19 которым выставлялся в профильных (нековидных) отделениях, что привело к снижению риска внутрибольничного инфицирования. 

В разгар пандемии, когда новой коронавирусной инфекцией болели сразу целыми семьями, мы первые в Москве стали госпитализировать родителей и детей в один бокс. У нас есть такая возможность, поскольку в учреждении работает также и детское отделение. Совместный подход к лечению обеспечивали инфекционисты и педиатры, при необходимости в условиях нашего же стационара подключались и специалисты реанимации.

Отличительной особенностью нашего учреждения является то, что почти 50% коечного фонда представлено мельцеровскими изоляционно-диагностическими боксами — такая инженерно-техническая единица обеспечивает надёжную изоляцию инфекционного больного и защиту от внутрибольничного заражения больных и медперсонала. Это в условиях пандемии по сравнению с переоборудованными многопрофильными стационарами было нашим плюсом. 

Но здесь стоит отметить, что нагрузка на врачей в таких условиях была колоссальной. Дело в том, что разделение на красную и зелёную зоны в других больницах позволяло персоналу входить в одну из них и выполнять работу на протяжении длительного времени. У нас, заходя в разные боксы, где находились пациенты с совершенно разными инфекциями, приходилось каждый раз переодеваться, менять средства индивидуальной защиты, чтобы избежать внутрибольничного распространения инфекций. 

Говоря о нагрузке на наших врачей и медсестёр, нельзя в очередной раз не вспомнить, что в начале пандемии мы работали в режиме 24/7. Несколько месяцев жили вдали от родных и видели их только на экранах смартфонов, а вся жизнь проходила на работе в режиме бесконечной многозадачности. В режиме поиска решений, телефонных звонков, длительных переговоров и неотложных дел. 

В самом начале пандемии дежурные бригады были усилены, выходили по несколько врачей в смену. Затем мы начали увеличивать штат, привлекали специалистов, которые приезжали из других регионов. Постепенно нагрузка на врачей стала снижаться. 

После начала пандемии COVID-19 в связи с огромным наплывом пациентов стационар был вынужден развернуть 222 дополнительные койки. Они располагаются в специально построенных на территории больницы трёх одноэтажных зданиях (родерах). Заполнение родеров пациентами началось с сентября 2020 года. Корпуса оснащены всеми инженерными коммуникациями: электричеством, горячей и холодной водой, приточно-вытяжной вентиляцией и канализацией, системой видеонаблюдения за состоянием больного. В каждой палате отдельный туалет и душевая кабина. Каждая койка обеспечена кислородной подводкой. 

В дни пандемии, с учётом высокой потребности в быстром получении результата ПЦР-исследования на новую коронавирусную инфекцию COVID-19, возросла нагрузка на лабораторную службу. Наша ПЦР-лаборатория одна из первых была включена в группу из девяти ПЦР-лабораторий города для диагностики коронавирусной инфекции. 

С этой целью в экстремально короткие сроки проведены перепланировка и дооснащение, а также решение кадровых вопросов. 

В стационаре дополнительно было установлено лабораторное, рентгенологическое, реанимационное оборудование, транспортировочные изолирующие боксы. Проведена модернизация газификационного оборудования с установкой систем обеспечения кислородоснабжения к каждой койке, модернизирована система обеззараживания канализации. Усилена система безопасности, увеличено число точек контроля доступа и камер видеонаблюдения. 

Следует отметить, что в нашем стационаре обеспечена постоянная готовность персонала к работе с особо опасными инфекциями. В доковидный период мы постоянно проводили командно-штабные учения, семинары, тренинги. На них отрабатывали необходимые действия: как надевать средства защиты, как забирать, упаковывать и транспортировать биологический материал и т.д. Наработанные навыки позволили нам организовать во время пандемии помощь коллегам. Мы помогли более десяти неинфекционным больницам в перепрофилировании в ковидные центры. 

Наши специалисты в составе бригад ДЗМ оказывали также помощь и коллегам из регионов в перепрофилировании больниц под COVID-19, в разработке новых алгоритмов организации потоков и маршрутизации пациентов. Большое внимание уделялось именно эпидемиологической безопасности лечебного процесса. Акцент был сделан на московском опыте распределения потоков пациентов, разграничении красных и зелёных зон в стационарах и организации работы санитарных пропускников. 

За всё это время наши коллеги выехали в 12 регионов, побывав в Ингушетии, Северной Осетии — Алании, Камчатском крае, Забайкальском крае, Владимирской области, Ханты-Мансийском автономном округе (ХМАО — Югра), Республике Тыва, Хабаровске, Удмуртской Республике, Амурской области, Башкортостане (г. Уфа), Алтайском крае, а также в двух странах ближнего зарубежья: Узбекистане и Казахстане.

За почти 2,5 года работы с COVID-19 в стационаре пролечено более 26 тыс. пациентов с коронавирусной инфекцией, из них почти 1200 детей, более 2100 беременных, рожениц и родильниц; через отделение реанимации прошло более 2200 пациентов; хирургическое лечение получили около 2000 пациентов. 

Сейчас мы по-прежнему принимаем пациентов с новой коронавирусной инфекцией и продолжаем оставаться на страже эпидемиологической безопасности столицы.