Владислав Легостаев: «Новейшие методики в диагностике позволяют спасать жизни людей» №1(112), 2022 год
Владислав Михайлович Легостаев, заведующий отделением эндоскопии Национального медицинского исследовательского центра онкологии, г. Ростов-на-Дону, лауреат премии имени академика А.И. Савицкого в номинации «Лучший специалист диагностической службы».
— Вы представитель династии врачей. Расскажите, пожалуйста, как вы пришли в онкологию?
— Да, я врач в третьем поколении. И династия наша продолжается. Две мои дочери тоже врачи: Стефания уже работает, а Каролина учится на шестом курсе медицинского университета и параллельно работает в ковидном госпитале. Супруга — хирург-онколог. Моя мама — физиотерапевт, создатель и руководитель замечательного физиотерапевтического отделения в городе Каменске-Шахтинском, где она внедряла и использовала самые прогрессивные методы. Дедушка был хирургом, а мой дядя долгие годы работал анестезиологом в МОНИКИ. Всё складывалось так, что у меня и не было дум о другой профессии. В 1990 году я окончил один из лучших вузов России — Ростовский ордена Дружбы народов медицинский институт, который входил в пятёрку наиболее престижных высших учебных заведений страны.
В 90-е годы финансирование медицины резко сократилось. Но даже в это трудное для страны время в Ростовском научно-исследовательском онкологическом институте строились новые корпуса, на работу сюда приглашались лучшие специалисты. Это привлекло моё внимание, тем более онкология со студенческих лет была мне очень интересна. В 1993 году я пришёл в РНИОИ искать работу. Здесь я совершенно случайно встретил своего учителя Светлану Дмитриевну Дмитриеву, заслуженного врача России, организатора первого на Юге России отделения эндоскопии, которому в этом году исполнилось пятьдесят лет. Она увидела меня в приёмной директора, взяла за руку и буквально привела в эндоскопию: «Пойдём, сынок, эндоскопистом будешь!». Светлана Дмитриевна дала мне не только профессиональные навыки, но и вложила много человеческого. Благодаря ей я уже почти тридцать лет работаю в Научном медицинском исследовательском центре онкологии.
— А как развивается диагностика в России сегодня?
— За последнее десятилетие произошёл существенный скачок в этой области. И важнейшим шагом к этому стала президентская программа модернизации и переоснащения в медицине. Наша профессия, эндоскопия, непосредственно связана с техникой, поэтому, каким бы хорошим врачом ты ни был, необходимо современное, высокотехнологичное диагностическое оборудование. Сегодня эндоскоп — не только наши глаза, но ещё и наши руки. Ведь мы уже давно вышли за рамки только диагностики. Сегодня эндоскописты выполняют различные малоинвазивные органосохраняющие операции, и это тоже большой прорыв.
Когда-то заглянуть в желудок и увидеть язву, полип или опухоль было сенсацией. Теперь системы визуализации, с качеством изображения 4К, позволяют не только выявлять мельчайшие изменения слизистой оболочки, но и без гистологического исследования, с большой долей вероятности, предполагать ту или иную патологию. В этом нам помогают инновационные технологические возможности оборудования, позволяющего увеличивать изображение от 70 до 520 раз, использовать различные световые фильтры. При специальном окрашивании слизистой оболочки можно увидеть опухолевые клетки. Более двадцати лет назад были созданы и сегодня широко используются ультразвуковые эндоскопы. Повсеместно применяются рентгенэндоскопические методы диагностики и лечения. Этот огромный поток информации постоянно обновляется, что требует от врачей-эндоскопистов непрерывного пополнения своих профессиональных знаний и совершенствования практических навыков. Благодаря активной работе эндоскопического общества мы имеем возможность участвовать в различных конференциях, обучающих вебинарах и мастер-классах. Всё это существенно повысило качество диагностики. Конечно, как и раньше, все усилия прежде всего направлены на то, чтобы найти рак на ранней стадии. Безусловно, успехи в борьбе с онкологией возможны при развитии всех других специальностей в медицине.
— В чём важность вашего проекта «Ранняя диагностика синхронного и метахронного рака пищевода у больных с злокачественными новообразованиями гортаноглотки»?
— Проект начинался как обычный лайфхак. Много лет назад, чтобы сделать эндоскопическое обследование больных раком гортаноглотки максимально быстрым и информативным, я предложил выполнять осмотр не только гортани и глотки, но и одномоментно осматривать пищевод. В этом случае пациента не надо было переводить в другой кабинет и использовать ещё один эндоскоп. Всё, что нужно было сделать, — это подать в бронхоскоп воздух для раздувания пищевода и осмотра всех его отделов. Таким образом мы обеспечили 100-процентный охват больных данной группы. В итоге мы стали на 6,5 процента чаще выявлять синхронные или метахронные рентгеннегативные ранние раки. В 2021 году наш проект был удостоен губернаторской премии в номинации «Ты — новатор» за эффективность и лёгкую тиражируемость метода, не требующего дополнительных вложений.
— Как вы отреагировали на победу в конкурсе на соискание премии имени академика А.И. Савицкого?
— Когда я узнал, что меня номинировали на премию, то испытал двоякое чувство. Безусловно, даже если бы я не стал её лауреатом, для меня была очень важна высокая оценка руководителя нашего центра, который посчитал, что я достоин такой высокой награды. С другой стороны, у нас в стране большое количество достойных, высокопрофессиональных эндоскопистов, многие из которых мои друзья: ну как я могу соревноваться с друзьями — все они блестящие специалисты своего дела! Мне пришлось постараться отвлечься от этих мыслей, чтобы представить проект на конкурс. Вскоре мне сообщили, что я прошёл в финал.
Меня тронуло, как болели за меня коллеги в нашем центре: как на футболе. Когда озвучили победителей, а в кабинетах церемонию награждения смотрели в прямом эфире, все кричали, словно забили гол. Когда я вернулся в Ростов-на-Дону, то увидел радость на лицах коллег, почувствовал горячие рукопожатия, и от этого все они стали мне ещё роднее и ближе. Мне было радостно от осознания того, что мой труд не остался незамеченным. Я благодарен за оказанную мне высокую честь и предоставленную возможность стать лауреатом премии имени академика А.И. Савицкого и хотел бы и дальше работать в том же духе, изо дня в день учиться чему-то новому, совершенствовать то, что умею, и передавать свой опыт молодым специалистам. Моё жизненное кредо: не можешь сделать хорошо — не делай вообще. Так меня учили и родители, и мои учителя.
— Как может повлиять премия имени академика А.И. Савицкого, которая будет вручаться ежегодно, на развитие онкологии в России?
— Всегда приятно, когда твой труд становится заметным. С 1993 года в России существует премия имени Н.Н. Блохина, которая раз в пять лет вручается за лучшую научную работу в онкологии. Премия имени академика А.И. Савицкого отмечает врачей-онкологов практического звена, вне зависимости от регионов и учреждений, где они работают. Это очень важно и ценно! Это престижная и статусная награда, имеющая большое значение не только для лауреатов премии, но и для молодых онкологов, которые теперь знают, что их рядовые трудовые будни — это и есть путь к признанию и успеху, это и есть тот самый карьерный рост. Премия имени академика А.И. Савицкого — хороший пример и для других медицинских сообществ. Эту практику нужно тиражировать.
— Какие ваши ближайшие профессиональные планы?
— Я люблю свою работу, люблю изобретать и внедрять новое. Сейчас так много новых методик, что едва успеваешь за ними угнаться. У нас имеется много новых идей, которые мы будем развивать и внедрять. Я горжусь центром, в котором работаю, своими коллегами и нашим отделением, которым руковожу с 2011 года и которое в этом году вошло в пятёрку лучших отделений в России. Именно такие радостные моменты жизни и делают нас счастливыми.