Марина Зафирова: «Сегодня онкология развивается семимильными шагами» №1(112), 2022 год
Марина Ахилесовна Зафирова, руководитель химиотерапевтической службы Свердловского областного онкологического диспансера, победитель конкурса на соискание премии имени А.И. Савицкого в номинации «Лучший химиотерапевт».
— В 2015 году вы пришли на работу в Свердловский областной онкологический диспансер. Как строилась ваша профессиональная траектория?
— В 2015 году я окончила Уральский государственный медицинский университет. В течение шести лет учёбы искала себя в разных специальностях — онкология заинтересовала меня не сразу. Когда обучалась на шестом курсе, у моей бабушки была выявлена онкологическая опухоль. Своевременно помочь ей, в силу внезапности диагноза и возраста, не удалось. Это подвигло меня на то, чтобы я сделала выбор в пользу данного раздела медицины. Кроме того, свою роль, видимо, сыграл наследственный фактор: мой отец тоже был онкологом. Особенно меня заинтересовали аспекты оказания химиотерапевтической помощи — наиболее перспективно развивающееся направление в онкологии. Осенью 2015 года я пришла работать в Свердловский областной онкологический диспансер, а уже в 2019-м согласилась возглавить химиотерапевтическую службу.
Свердловский областной онкологический диспансер — крупнейший центр по оказанию онкологической помощи в Уральском регионе, где собраны все передовые методики для диагностики и лечения онкологических заболеваний. Техноёмкость всей медицины растёт, вопросы ранней диагностики и своевременного лечения именно злокачественных новообразований всё более осязаемо обретают собственный вектор из-за возросшей актуальности. Наши врачи совершенствуют свои знания и навыки на всероссийских и международных научных форумах, конференциях, симпозиумах, поэтому способны оказывать помощь по самым современным стандартам.
— В чём состоят задачи руководителя химиотерапевтической службы?
— Химиотерапия — самое лабильное и быстро меняющееся направление в онкологии, этим она и интересна. Когда я только начинала оказывать данную помощь, мы располагали не таким разнообразием препаратов, как сейчас. Теперь в нашем арсенале и таргетная терапия, и иммунотерапия. Всё это требует узких знаний, специалист должен успевать за новыми тенденциями. Лечение становится всё более эффективным. Раньше срок жизни пациента исчислялся порой месяцами, а сейчас мы часто можем рассчитывать на годы. И это очень радует: ты видишь, что твоя профессия действительно значительно продлевает жизнь людям.
Как руководитель химиотерапевтической службы могу отметить, что растёт объём оказываемой нами помощи, поэтому нужно открывать новые подразделения, а это требует планирования и организации.
На нашей базе функционируют два отделения противоопухолевой лекарственной терапии и дневной стационар. Мы активно внедряем новейшие тренды в области таргетной и иммунотерапии, персонализированного лечения. Проводим обучение на местах, ведём обширную консультационную деятельность в помощь регионам с использованием телемедицинских технологий. Мы также организуем получение химиотерапевтического лечения по месту жительства пациентов силами ЦАОП (центров амбулаторной онкологической помощи) на территории Свердловской области. Ежегодно у нас проводится более 64 тысяч курсов противоопухолевой лекарственной терапии для лечения злокачественных новообразований различных локализаций.
Налажена работа кабинета централизации, что позволяет готовить химиотерапевтические агенты в соответствии с международными стандартами, что значительно повышает безопасность условий труда работников. Также я принимала активное участие в разработке и имплементации в работу онкологической службы нашей области проекта «ОНКОР» — это система мониторинга онкологических пациентов, предназначенная для комплексной информатизации онкологической службы, которая помогает медицинским организациям всех уровней отслеживать маршрутизацию онкологического пациента, являясь агрегатором с функцией контроля стандартов лечения и встроенными клиническими рекомендациями.
— В чём, по вашему мнению, заключается значимость премии имени Савицкого?
— Я считаю, что любого медицинского специалиста серьёзно стимулирует тот факт, что его труд замечают и ценят. Сегодня очень важно поддерживать регионы. Подтверждение общественного признания онкологов, различных подразделений онкологической службы на всероссийском уровне будет мощным импульсом к их развитию. Премия, несомненно, с каждым годом будет повышать престижность, символизируя высокую степень признания достижений медицинских специалистов, работающих в сфере онкологии. Очень интересна номинация «Лучший молодой онколог»: это большая мотивация для стремления молодых врачей к непрерывному обучению, когда их яркий старт может быть отмечен и оценён не только руководителем, а всем сообществом в целом.
— Вы подали заявку на премию, представив проект «Развитие химиотерапевтической службы в Свердловской области». Расскажите, как в вашем регионе сейчас движется эта работа?
— Этот проект напрямую связан с моей деятельностью. В рамках федерального проекта «Борьба с онкологическими заболеваниями», заложенного в национальный проект «Здравоохранение», в 2019 году было усилено государственное финансирование медицинской помощи больным с онкологическими заболеваниями. Это дало возможность увеличить доступность и охват таргетной и иммунотерапии. При этом Свердловской области с более чем 4,5-миллионным населением, кроме одного нашего диспансера, нужны были другие подобные медучреждения и дополнительные отделения химиотерапии, было необходимо участие в оказании помощи онкологическим больным на местах, что потребовало усилий всех служб, в том числе организационно-методических отделов областного Минздрава. Это помогло нам охватить различными вариантами химиотерапевтического лечения большее количество пациентов. Также мы расширили кадровый состав, развивали обучающие программы. Всё это помогло увеличить качество и своевременность оказания онкологической помощи населению.
— Как вы восприняли свою победу в конкурсе? Чем стала она для вас?
— Конечно, эта новость была большой радостью для всей нашей команды. Уже в тот момент, когда мы попали на второй этап — народное голосование, — мы понимали, что это признание важности нашей работы. Премия имени Савицкого и победа в ней — высший критерий признания профессиональных успехов. Это подтверждение ценности твоего труда и, несомненно, стимул для дальнейшей работы.
— На каком уровне, на ваш взгляд, сегодня находится развитие онкологической помощи в России?
— Наша сфера развивается сегодня стремительно, семимильными шагами. Быстрые перемены требуют мультидисциплинарного подхода, вклада квалифицированных мнений хирурга, радиотерапевта, химиотерапевта. Нужно привлекать в эти профессии молодых, перспективных специалистов, заранее мотивированных развиваться. Стимулируя молодёжь заблаговременно, мы делаем медицину сферой прорывов.
Да, медицинские учреждения до сих пор часто сталкиваются с проблемой дороговизны химиотерапевтических агентов. Это требует государственной поддержки, финансирования, более гибких клинических рекомендаций. Думаю, всё это тоже возможно реализовать. Главное, чтобы люди были заинтересованы в развитии отрасли. Важно, чтобы специалисты не пропадали, а для этого они должны быть мотивированы для работы в регионах и решения проблемы кадрового дефицита. Думаю, такие соревновательные мероприятия, как конкурс на соискание премии имени Савицкого, будут способствовать росту профессионального кадрового состава.
Доступность онкологической помощи благодаря федеральной программе «Борьба с онкологическим заболеваниями» вышла на новый уровень. Пациенты уже не боятся приходить к нам, они не подавлены, а настроены бороться. Они лечатся, живут. Это огромное достижение. И премия имени Савицкого — ещё один маленький шажок в направлении победы над серьёзной болезнью.