Здоровый образ жизни — в образовательный стандарт! №2(104), 2020 год
— Насколько известно, вы уже давно занимаетесь медицинским просвещением?
— Ещё в 2004 году, будучи студентом медицинского вуза, по просьбе своего бывшего классного руководителя я проводил уроки полового воспитания в школе. Интерес к ним был чрезвычайный, родители были довольны, что дети получили адекватную информацию, причём без их прямого участия. Мы говорили об анатомии, физиологии, гигиене, контрацепции. Когда эти дети выросли, они благодарили меня. Однако подобные уроки — большая редкость, и знания в области собственной физиологии у многих молодых людей, несмотря на общую эрудицию, до сих пор оставляют желать лучшего. Считаю, что подобную ситуацию надо исправлять как можно скорее.
В рамках социального проекта конкурса «Лидеры России» я читал лекции в детских садах для родителей и воспитателей про вакцинацию: история, принцип действия, основные мифы и их разоблачение. Говорят, было полезно. В этом году детские сады приглашали меня повторить эти занятия.
Сегодня формирование привычки к здоровому образу жизни целиком отдано на откуп родителям, что не всегда ведёт к закладыванию правильных моделей поведения. Кроме того, часть тем, например связанных с сексом, родители в силу разных причин не в состоянии изложить адекватно. Государственные мероприятия при этом не носят системного характера.
Всё это побудило меня сформулировать основные принципы проекта «Формирование здорового образа жизни у детей», который я надеюсь реализовать. Проект подразумевает разработку и внедрение в образовательный стандарт детей и молодёжи уроков здоровья — регулярного, профессионального и адаптированного к возрасту освещения актуальных тем по данному направлению. Для младших классов — про зубы, прививки, простуды; для среднего возраста — о личной гигиене, проблемах пубертата, важности профилактических осмотров; для студентов — рассказ про уход за маленькими детьми и всё с этим связанное.
— Какие проблемы своей специализации вам представляются наиболее актуальными?
— До эпидемии я работал в сфере вспомогательных репродуктивных технологий (сейчас Дмитрий работает реаниматологом в «Коммунарке». — Прим. ред.). Увы, на сегодняшний день никак не стимулируется качество работы клиник ВРТ — ни соответствующим приказом Минздрава, ни распределением объёмов оказания помощи. Средняя результативность процедуры ЭКО в России — 33 %, и если у российских лидеров индустрии она доходит до 56 %, то у кого-то не дотягивает и до 25 %. То есть одна клиника работает в два раза эффективнее другой, и значит, государство напрасно тратит средства фонда ОМС, выделяя объёмы той, у которой низкая результативность.
Став на один день «главным по отрасли», я потратил бы его на внедрение системы контроля эффективности процедур ЭКО: конверсии «цикл — клиническая беременность» или, что ещё лучше, «цикл — рождение» и затем наладил бы распределение объёмов помощи по ОМС уже в системе этих координат.
— Как следует готовить медицинские кадры?
— Принцип «мастером цеха становится лучший слесарь цеха», на который в основном опираются руководители в системе здравоохранения, в реальности далеко не оптимальный. Как только в должностных обязанностях на первый план выходят организационные, вакансию должны занимать люди, обладающие соответствующими склонностями и способностями. Да, им следует быть специалистами своего направления, если мы говорим о заведующих отделениями и главных врачах профильных стационаров, но в первую очередь — управленцами.
Решить эту проблему можно, если начинать формировать кадровый резерв со студенческой скамьи. Отбирать способных студентов, проводить их дополнительное обучение, продолжать его, когда они стали специалистами. И уже из этого резерва назначать руководителей.
Печатный доставка / самовывоз
Цифровой интерактивная версия
Мобильный Apple / Android
С дополненной реальностью бесплатное приложение ScanAR