Развиваем технологическое предпринимательство в сфере медицины и технологий здравоохранения №2(104), 2020 год
— Участвую вместе с коллегами из Дирекции по развитию инновационной экосистемы Российской венчурной компании (РВК) в проекте, результатом которого станет образовательный курс по технологическому предпринимательству в сфере медицины и технологий здравоохранения. Курс создаётся в партнёрстве с ведущими медицинскими и технологическими вузами России.
На первый взгляд, стартапы по методологии проходят одни и те же начальные этапы: возникновение идеи, поиск команды, проверка гипотез о потенциальном продукте и его востребованности рынком, создание минимально жизнеспособного продукта (прототипа), его тестирование и запуск продаж. Но специфика медицинских продуктов делает весь этот путь очень длинным. Сначала необходимо оценить потенциальную эффективность изделия или технологии и понять, для каких пациентов и в каких условиях их можно применять. После этого — проверить продукт в доклинических условиях (путём компьютерного моделирования и затем — на модельных животных), после чего суметь корректно составить документацию для клинических исследований (с участием людей) и получить результаты, успех которых далеко не гарантирован. И только после этого можно говорить о реальном потенциале коммерциализации продукта. При этом поиском финансирования тем стартапам, которые связаны с медициной и здравоохранением, приходится заниматься гораздо раньше обычных проектов.
Всё это и многое другое предстоит внести в обучающие материалы, но мы верим, что в результате обязательно появятся новые прорывные медицинские технологии, которые будут помогать врачам более эффективно оказывать медицинскую помощь, а людям — дольше сохранять своё здоровье.
Вообще, сектор технологических компаний в сферах медицины и охраны и поддержания здоровья во всём мире развивается достаточно бурными темпами. И в России сейчас появляются компании, которые анализируют медицинские данные, создают системы поддержки принятия врачебных решений с использованием технологий искусственного интеллекта, медицинских роботов.
К сожалению, в нашей стране (и во многих других) отсутствуют механизмы поиска и отбора наиболее перспективных из таких проектов для последующего внедрения их в медицину и здравоохранение на федеральном уровне. На мой взгляд, стоит разработать регулярную систему поиска, оценки и, при необходимости, поглощения основными подрядчиками Министерства здравоохранения РФ уже существующих технологий. Это позволило бы снизить стоимость и скорость разработки и внедрения частей единого цифрового контура здравоохранения.
Если попытаться связать данную проблематику со структурой высшего медицинского образования, то можно отметить, что она крайне инертна, даже несмотря на спорадическое внедрение новых образовательных техник. На мой взгляд, стоит воспользоваться накапливаемым в условиях самоизоляции опытом перевода части курсов в формат дистанционных и начать анализировать этот опыт. Это особенно важно для оценки типов, качества и скорости восприятия информации нынешним и будущими поколениями студентов. Например, какой процент преподавателей смотрит обучающие видео в ускоренном режиме и может качественно воспринимать при этом информацию? А для сегодняшних школьников и студентов это вариант нормы. В ближайшее время стоит провести анализ методов и технологий обучения медицине, в том числе с получением обратной связи от сегодняшних студентов и недавних выпускников, и скорейшим образом внедрять результаты такого анализа в образовательные процессы.
Печатный доставка / самовывоз
Цифровой интерактивная версия
Мобильный Apple / Android
С дополненной реальностью бесплатное приложение ScanAR