Оптимизация скорой помощи реальна №2(104), 2020 год
— Проект по реорганизации службы скорой медицинской помощи, медицины катастроф и экстренной консультативной службы Свердловской области был подготовлен мною в 2019 году. Его основополагающая идея — перестроить всю систему управления службами экстренной медицинской помощи так, чтобы организовать эффективное оперативное управление профильными региональными ресурсами и существенно повысить преемственность в работе догоспитального звена со стационарными структурами. Ключевой организационной проблемой является создание единого центра управления диспетчеризацией и догоспитальной маршрутизацией больных и пострадавших. Новая логистика должна радикально уменьшить время ожидания пациентами прибытия экстренных медицинских служб.
План получился концептуально новым и достаточно амбициозным, и когда его одобрил губернатор, мотивации только прибавилось. А к идее проекта подтолкнула сама жизнь. В службе скорой медицинской помощи (СМП) продолжают существовать две насущные проблемы, которые актуальны практически для всех субъектов России.
Во-первых, это значительный дефицит финансирования. Так сложилось, что служба СМП является важнейшим элементом всей системы здравоохранения, но в то же время плохо видима с уровня государственного управления. Вероятно, это и есть одна из причин сформировавшегося на сегодня её финансирования по остаточному принципу. Объёмы направляемых средств не покрывают и двух третей от фактической потребности службы.
Вторая ключевая проблема — ненадлежащий уровень обеспечения сотрудников службы СМП в широком смысле слова. Это и низкий уровень оплаты труда, и отсутствие полноценного страхования, включая здоровье и профессиональную ответственность, а также отсутствие системы льгот и преференций.
Наличие данных проблем оборачивается выраженным дефицитом медицинского персонала в службе. Проще говоря, никто не хочет работать в крайне тяжёлых условиях за зарплату, которую можно получить в поликлинике. Кроме того, сама занятость в сфере «скорой» на данный момент имеет скорее отрицательный имиджевый компонент. Именно так выглядят реалии. Сейчас, в связи с распространением коронавирусной инфекции, работу над проектом, к сожалению, пришлось временно приостановить. Но я уверен, что после стабилизации эпидемиологической ситуации мы к нему вернёмся.
Для реализации проекта потребуются сложные решения. Например, задуманное вряд ли удастся осуществить в полной мере без выведения здравоохранения города Екатеринбурга на уровень субъекта, то есть передачи соответствующих полномочий Министерству здравоохранения Свердловской области. Нужен будет также определённый объём первичных инвестиций.
А пока можно решать долгосрочные проблемы. Практический управленческий опыт указывает на очевидный разрыв между системой профессиональной подготовки медицинских специалистов и задачами практического здравоохранения. Первые годы работы почти любого специалиста представляют собой «натаскивание» и «доучивание», а в ряде случаев и обучение чуть ли не с нуля.
Полагаю назревшей необходимость прямой трансляции потребностей в профессиональных компетенциях у специалистов в систему профессиональной подготовки. Форматы здесь могут быть самые разные. И не сомневаюсь, что ещё при нашей жизни мы увидим принципиально иное российское здравоохранение. Для этого в нашей стране есть всё необходимое.
Печатный доставка / самовывоз
Цифровой интерактивная версия
Мобильный Apple / Android
С дополненной реальностью бесплатное приложение ScanAR