Ирина Бахтина: «Поддерживаем высокий уровень компетенций медсестёр через передовые образовательные технологии» №1(103), 2020 год
Федеральное государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Санкт-Петербургский центр последипломного образования работников здравоохранения ФМБА России» было учреждено в 1988 году. Директор Центра Ирина Бахтина руководит им с момента создания. Как главный внештатный специалист по управлению сестринской деятельностью ФМБА России, Ирина Сергеевна с системных позиций рассматривает задачи современного развития кадрового потенциала отрасли применительно к тем проблемам и вызовам, которые стоят перед системой здравоохранения и профессиональным сестринским сообществом сегодня.
— Ирина Сергеевна, СПб ЦПО ФМБА России — ведущее образовательное учреждение системы дополнительного профессионального медицинского образования. Расскажите о принципах работы Центра.
— Создание нашей организации было связано с необходимостью расширения сети образовательных учреждений, которые могли бы обеспечить дополнительное профессиональное образование специалистов со средним медицинским образованием работникам ведомства: в настоящее время это ФМБА России, в прошлом — Третье Главное управление Министерства здравоохранения СССР. Будучи организацией, созданной в Советском Союзе, мы унаследовали фундаментальные традиции качественного дополнительного медицинского образования.
В девяностые годы нам пришлось быстро перестраиваться и организовывать выездные учебные циклы на площадках ведомственных медицинских организаций — с направлением преподавателей со всеми учебными и демонстрационными материалами.
Миллениум дал старт цифровизации образовательных программ. Центр был одной из первых организаций нашего профиля, которая создала свой сайт и планомерно его развивает. Это во многом помогает сейчас, в связи с непростой эпидемиологической обстановкой, обеспечивать качество образовательных программ за счёт внедрения технологий смешанного обучения на основе дистанционных образовательных технологий.
Среди вызовов сегодняшнего дня — изменение системы повышения квалификации медработников, переход на непрерывное медицинское образование. Система НМО направлена на то, чтобы врачи и специалисты среднего звена могли актуализировать свои знания и компетенции не один раз в пять лет, а на протяжении всего континуума допуска к профессиональной деятельности путём дискретного освоения учебных программ и образовательных мероприятий с минимальным объёмом — 50 образовательных кредитов в год. Наш Центр является зарегистрированным провайдером образовательных программ и образовательных мероприятий в системе НМО.
— Кроме того, ваш Центр — Аккредитационная площадка для проведения первичной специализированной аккредитации специалистов. Расскажите немного об этом направлении деятельности.
— Это связано со следующим этапом развития учреждения — обеспечением эффективного перехода на новую процедуру допуска специалистов — выпускников наших образовательных программ к профессиональной деятельности. Два года назад путёвку в профессиональную жизнь через аккредитацию начали получать выпускники медицинских колледжей и техникумов. Ведомственные образовательные учреждения ФМБА России тоже задействованы в этом процессе.
С января 2020 года на аккредитацию для допуска к профессиональной деятельности переходят выпускники программ дополнительного профессионального образования. Мы готовились к этому начиная с 2012 года — создали и поэтапно развиваем в своей структуре Симуляционно-тренинговый центр, что позволяет нам достаточно плавно подойти к реализации концепции развития непрерывного медицинского образования в части перехода на первичную специализированную аккредитацию.
Ресурс Симуляционно-тренингового центра СПб ЦПО ФМБА России также задействован на этапах подготовки слушателей в рамках реализации образовательных программ. Мы обеспечиваем пред-аккредитационные тренинги для адаптации слушателей к новому формату оценивания компетенций. Ведь для того чтобы уверенно осуществить ту или иную манипуляцию, слушателю необходимо несколько раз выполнить её на тренажёрах. Кроме того, мы реализуем симуляционные тренинги, направленные на выработку и поддержку необходимых навыков квалифицированного ухода для младшего персонала и родственников пациентов.
— Какие образовательные запросы появились со стороны системы здравоохранения, лечебных учреждений в настоящее время?
— В современных условиях всё большее значение уделяется обеспечению готовности медицинских организаций к оказанию профильной медицинской помощи в полном объёме, в том числе через повышение квалификации медицинских работников всех уровней. В свою очередь, СПб ЦПО ФМБА России организует и проводит обучение в дистанционном формате с подключением ведомственных медицинских организаций на тему «Обеспечение эпидемиологической безопасности медицинской организации. Современные вызовы системе здравоохранения в формате биологической безопасности». Мы понимаем задачи, стоящие перед ведомственной системой здравоохранения, поэтому включаем вопросы, касающиеся перепрофилирования больниц (отделений) и функционала специалистов со средним медицинским образованием в формате мультидисциплинарной инфекционной бригады и, что крайне важно, вопросы безопасного труда медицинского персонала в условиях чрезвычайной ситуации эпидемиологического характера.
— С какими ещё актуальными проблемами вы столкнулись в последнее время?
— Мы находимся на стыке медицинских знаний и знаний в области педагогических технологий. Дополнительное образование сейчас испытывает определённую турбулентность, связанную с переходом на новый формат и выходом на рынок множества поставщиков программ ДПО. Считаю, что самостоятельные организации дополнительного профессионального образования, в том числе наш Центр, могут и должны быть базовыми методическими центрами, продвигая лучшие образовательные практики.
Если говорить о дистанционном обучении, то есть ряд проблем, которые связаны с тем, что законодательство ограничивает реализацию образовательных программ исключительно в дистанционной форме по основным специальностям среднего медперсонала. А вот что касается специальностей, приобретаемых на постдипломном уровне, то прямо в законодательстве это не прописано. И, естественно, появляются недобросовестные предложения по дистанционному освоению программ для медицинских специалистов. Однако невозможно качественно обеспечить учебный процесс и отработку навыков без клинических баз и симуляционных центров. Поэтому мы внедряем инструменты обеспечения качества дополнительного образования и активно сотрудничаем с нашими партнёрами в образовательной сфере, в частности — с Союзом дополнительного профессионального образования, представляющим интересы учреждений образования и работодателей.
— Являясь председателем Профильной комиссии при главном вне-штатном специалисте по управлению сестринской деятельностью ФМБА России, что вы можете сказать о задачах, которые стоят перед комиссией?
— Безусловно, основные задачи связаны с дальнейшим обеспечением кадрового потенциала среднего медицинского персонала Федерального медико-биологического агентства и заключаются в развитии персонала ведомственной системы здравоохранения с учётом перспектив, с применением научно обоснованных и междисциплинарных подходов. Мы регулярно проводим мониторинги с целью минимизации дефицита кадров на местах. По результатам последнего исследования выделены те ниши, которые требуют особого внимания, в первую очередь в первичном здравоохранении.
У нас есть инструмент, который мы развивали в рамках эксперимента с 1990 годов и применяем сейчас, в том числе в первичном звене здравоохранения: расширение функции медсестры на базе тогда ещё организованного стационара. Мы поддерживаем тесную связь с главными специалистами ФМБА России по клиническим направлениям и на регулярной основе организовываем совместные мероприятия, чтобы медсёстры и фельд-шеры были более вовлечены в общемедицинские инновации, умели решать комплексные задачи.
— Кто входит в состав профильной комиссии?
— Как правило, это лучшие представители сестринского сообщества. Наша комиссия выстроена по межрегиональному принципу — от Дальнего Востока до Северо-Западного округа, для того чтобы можно было на базах медицинских организаций ФМБА России, расположенных в федеральных округах, проводить мероприятия с возможностью более широкого участия медперсонала этих учреждений. Одна из традиционных инициатив профильной комиссии — конкурсы профессионального мастерства медицинских сестёр ФМБА России. Они проводятся один раз в два года при поддержке Федерального медико-биологического агентства и Российского профсоюза работников атомной энергетики и промышленности. Среди призов — стажировка в ведущих клиниках нашей страны или за рубежом. В 2021 году очередной конкурс пройдёт в Новоуральске, на базе медсанчасти нашего агентства.
— С чем вы связываете оптимизм в развитии своей сферы деятельности?
— Мы сохраняем возможность развития когорты сестринского медперсонала в современных условиях на высоком профессиональном уровне. В настоящее время у специалистов практического звена медицины имеются возможности для получения академического образования — не только в сфере управления, но и в клинических направлениях сестринской деятельности. Кроме того, они могут принимать участие в научных исследованиях, демонстрации лучших практик, основанных на научных доказательствах. Сейчас, когда медицинские технологии развиваются так стремительно, необходимо не просто вовлекать медсестру в их реализацию, но и обеспечить её необходимыми компетенциями через создание новых инструментов профессиональной деятельности. И мы способствуем этому благодаря объединению усилий с общественными организациями, с ведущими клиниками и специалистами страны.