Алексей Баиндурашвили: «Привыкнуть к чужой боли нельзя!» №1(103), 2020 год
Директор научно-исследовательского детского ортопедического института имени Г.И. Турнера Алексей Баиндурашвили всегда желанный гость нашего журнала. Каждая беседа с этим интеллигентным, талантливейшим человеком оставляет неизгладимое впечатление в памяти и гордость за нашу отечественную медицину и её выдающихся представителей. Все мысли Алексея Георгиевича наполнены любовью к своему делу, к институту, к пациентам, к коллегам и друзьям, к жизни вообще. В год 130-летия института мы вновь встретились на страницах «Кто есть кто в медицине».
— Алексей Георгиевич, что значит для вас грядущее знаменательное событие: повод для торжества, возможность собраться в кругу большой семьи турнеровцев или же очередная линия старта к новым успехам и достижениям?
— Это очень солидный юбилей и хороший повод осмыслить, как мы развились за эти 130 лет: что наработано нашими учителями и что сделали мы, выполняя их заветы и наставления, как сохраняем школу Турнера. И посмотреть вперёд: что надо предпринять, чтобы институт значился в числе ведущих по нашей специальности центров на мировом уровне. Сегодня он таким и является, и хочется поддерживать этот уровень, чтобы институт был комфортной зоной работы для наших специалистов, чтобы наши дети быстро поправлялись. Мы стараемся, чтобы у института было своё лицо — красивое и неподражаемое.
На 130-летие хотим собрать своих единомышленников, чтобы отметить знаменательную веху в их кругу на юбилейной научной конференции «Турнеровские чтения». Сегодня мы находимся на начальном этапе подготовки этого ежегодного мероприятия, куда традиционно съезжаются наши коллеги и друзья, которые много сделали для института, помогают нам в научных исследованиях, а детям — в скорейшем выздоровлении. Этих замечательных людей много, и надеемся, что они смогут стать нашими гостями, несмотря на непростые времена.
— Каким было прошедшее пятилетие?
— Мы сохранили и укрепили позицию лидера мирового уровня в своей области, институт остался центром притяжения для врачей всех стран: к нам приезжает много коллег, чтобы перенять передовой опыт, и мы щедро делимся всем, что знаем и умеем делать сами, уделяя особое внимание прежде всего российским травматологам, ортопедам, реабилитологам. И чем больше отдаём, тем богаче становимся.
Считаю большим достижением то, что мы стали Национальным медицинским исследовательским центром детской травматологии и ортопедии, отвечающим за своё направление по всей России. Это для нас очень почётно. Мы, собственно говоря, и были таким центром де-факто, а сейчас это закреплено де-юре.
В 2018 году коллективу института вручили третью по счёту главную медицинскую премию России «Призвание». Впервые мы были удостоены этой награды за спасение жизни ребёнка, получившего страшные ожоги 95 % поверхности тела. Второй раз — за лечение детей с тяжёлым инвалидизирующим заболеванием — артрогрипозом. В третий — за лечение детей со спинномозговой грыжей. С 2013 года мы начали применять комплексный подход к лечению пациентов с последствиями спинномозговых грыж. А в 2015 году был создан единственный в России Центр лечения детей с последствиями этого заболевания, где оказывалась помощь детям со всех регионов России. За эти годы мультидисциплинарные бригады наших врачей обследовали и пролечили 643 ребёнка с последствиями спинномозговой грыжи, благодаря чему дети, которые прежде оставались глубокими инвалидами, получили возможность передвигаться, жить полноценной жизнью, получать образование. Это самый большой опыт клинических наблюдений в России и Европе.
Мы открыли новую научно-исследовательскую лабораторию экспериментальной травматологии и ортопедии. Благодаря Министерству здравоохранения РФ она оснащена новейшим оборудованием. Там наши врачи отрабатывают методики лечения, новые хирургические подходы, молодые врачи совершенствуют свои хирургические навыки.
Идёт строительство реабилитационного центра для института — это будет мощный реабилитационный центр с гостиницей для родителей.
На Лахтинской мы «реанимировали» диагностический центр, который очень востребован. Сегодня благодаря тому, что внедрена электронная очередь, там нет столпотворений. Всё функционально и удобно для посетителей и сотрудников.
— Какие информационные технологии помогают сделать лечение более доступным?
— Сегодня активно развиваются телемедицинские технологии, которые позволяют общаться врачу со своими коллегами или с пациентом и его родственниками посредством связи через Интернет. Возможности телемедицины огромны: находясь за тысячи километров от Санкт-Петербурга, пациент и его лечащий врач имеют возможность получить консультативную помощь в специализированных центрах самого высокого уровня у лучших специалистов в своей области. Это доступно не только жителям России, но и гражданам любой страны. Сегодня, когда жизнь бросает человечеству новые вызовы, это очень актуально. Возможно проведение телеконсилиума, когда в консультации участвуют сразу несколько врачей разных специальностей. Телемедицинская консультация проводится для уточнения диагноза, решения вопросов госпитализации, выдачи рекомендаций по лечению. Все необходимые медицинские документы можно отправить по электронной почте. Конечно, всё это позволяет сэкономить нашим пациентам огромную сумму денег и большое количество времени. Немаловажно и то, что не приходится лишний раз везти больного ребёнка в институт,. Для наших пациентов это очень сложная процедура.
— Чем ещё гордится институт?
— Среди наших побед не только медицинские. Мы получили Гран-при за дизайн территории, где у нас стоит очень красивый памятник 1777 года, посвящённый присоединению Крыма к России. Ночью он подсвечивается, и создаётся впечатление, что он парит в воздухе. А на Лахтинской в Санкт-Петербурге мы так разрисовали стены, что туристы останавливались и фотографировали их.
Года четыре назад мы восстановили храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», что стоит на Лахтинской, 12. Церкви тоже 130 лет: она была основана в то время, когда институт открывал Генрих Иванович Турнер. Для нас это очень важный момент. Там идёт служба, крестят детей, может зайти каждый прохожий, чтобы поставить свечку, помолиться. Настоятель церкви протоиерей Николай Николаев — замечательный, чудесный человек. Благодаря друзьям сделали иконостас, проводим субботники, чтобы в нашем храме было чисто и светло.
— Алексей Георгиевич, какие новые звёздочки зажглись на небосклоне института имени Г.И. Турнера?
— Я бы назвал их не звёздочками, а планетами. Сегодня часто негативно отзываются о молодёжи, но нам грех жаловаться. В институт пришли молодые врачи, которые хотят серьёзно заниматься хирургией и наукой. Они работоспособны, позитивны, динамичны. Они молоды, сильны и красивы своей молодостью. Когда мы общаемся — я чему-то учусь у них, слышу такие идеи, которые не придут мне в голову.
Для того чтобы наши молодые специалисты прогрессировали, мы своими силами открыли в институте школу английского языка, где преподают носители языка, а учатся и те, кто только начал учить английский, и те, кто уже достаточно хорошо им владеет. Знание языка международного общения открывает для молодёжи совершенно новые горизонты. С 2014 года мы ежегодно проводим научно-практическую конференцию «Будущее детской ортопедии» на английском языке. Эта конференция организована с целью стимулировать научно-практическую деятельность молодого поколения учёных, чтобы они приобретали опыт публичных выступлений на английском языке, учились оформлять и подавать научно-исследовательский материал для международных конференций.
Мы учредили специальные призы за лучшие работы — и это дополнительный стимул для молодых медицинских работников.
Участие наших молодых докторов и учёных в конференции демонстрирует их заинтересованность в профессиональном росте, в исследовательской работе, делает их научный кругозор значительно шире.
Поскольку наша молодёжь проявляет большой интерес к науке, в институте был создан совет молодых учёных, куда входят ординаторы, интерны, аспиранты, докторанты, а также научные сотрудники и врачи. Совет даёт возможность молодым специалистам развиваться в профессии, обсуждать актуальные проблемы детской ортопедии и травматологии, новости науки в данной области. Большой интерес вызывает также история института. Сегодня для молодых специалистов проводится большое количество научно-практических мероприятий как в России, так и за рубежом, и молодые турнеровцы активно в них участвуют, делясь результатами своих исследований.
Конечно, какими бы талантливыми ни были наши ребята, они нуждаются в помощи и поддержке своих старших коллег. Благодаря Агентству стратегических инициатив мы взяли на вооружение наставничество: каждого молодого специалиста курируют ведущие хирурги института, и эта синергия даёт фантастический результат!
— Достаточно ли, с вашей точки зрения, быть безупречным в области своих профессиональных знаний?
— Я считаю, что для хорошего врача важно развиваться не только в рамках своей профессии, но быть человеком разносторонним, имеющим широкий кругозор. На своих лекциях могу задать не относящийся к теме вопрос: «Кто написал «Возвращение блудного сына», какова история рисунка «Голубь мира», чем славен Кустодиев? Чем отличается музыка Баха от произведений Глиэра?» Такие вопросы стимулируют к тому, чтобы просвещаться. Мы специально взяли на работу нашего бывшего пациента Григория Хабулаву.
Это уникальный человек: философ, доктор филологических наук, профессор. Он пишет учебники и стихи, знает много иностранных языков, а нашим молодым докторам на своих лекциях рассказывает важнейшие, с моей точки зрения, вещи о том, что человек не биологический механизм и собрание органов. Данный позитивистский подход даёт ответы на этические вопросы, например, о деятельности трансплантолога, который якобы просто берёт часть одного механизма и переносит в другой механизм: полярная точка зрения состоит в том, что человек на самом деле гораздо больше, нежели биологическое существо, — и здесь начинается этика. Приходится делать отсылки и к мировой художественной культуре, и к религиозно-этическим максимумам.
— Ваш коллега считал, что «в человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».
— Мы стараемся, чтобы форма и содержание гармонировали: сделали для института парадную форму, и теперь, когда наши врачи выходят на конгрессах в своих красивых костюмах, всем ясно, что идут турнеровцы.
— Вы часто упоминаете друзей института, которые оказывают помощь. Кто эти люди?
— У института действительно много друзей, чью поддержку мы постоянно чувствуем. Большую помощь оказывает Владимир Якунин, который душой болеет за институт, его сын Андрей Якунин. Среди тех, кто всегда готов прийти на помощь, Надежда Алексеевна Савинская, Светлана Витальевна Чупшева, Леонид Михайлович Рошаль, Вероника Игоревна Скворцова, Михаил Альбертович Мурашко. Помогают нам и банки: Сбербанк, ВТБ, «Санкт-Петербург», и такие компании, как «Кнауф», «Сатурн», «Ладога», —
вряд ли в рамках интервью можно перечислить всех, кто близко к сердцу принимает нужды института. Мне повезло в жизни с друзьями.
— Алексей Георгиевич, сегодня, до начала нашей беседы, вы долгое время провели в реанимации со сложным пациентом. Можно ли привыкнуть к чужой боли?
— Врачи и юристы не имеют права привыкать к чужой боли. Как только привыкаешь — это серьёзный сигнал к наступлению фазы, которая называется профессиональным выхолащиванием. Сразу надо брать перерыв или вообще уйти из профессии. Привыкать нельзя!
— О чём мечтает директор Национального медицинского исследовательского центра детской травматологии и ортопедии?
— Хочется развивать новые направления нашей деятельности. С разрешения нашего учредителя — Минздрава России — мы собираемся сделать два института: вертебрологии и ортопедии. Хотим создать академию детского церебрального паралича, которая объединит больных с ДЦП и с системными заболеваниями артрогрипозом. Это будет способствовать улучшению качества научных исследований и лечения. Потому что всю научную работу мы основываем на нашей клинической практике.