Бережливые технологии помогают в сохранении здоровья №4(98), 2019 год
Важной вехой в развитии медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь в Удмуртской Республике, улучшении условий оказания медицинской помощи на амбулаторном этапе стало участие региона в реализации федерального проекта «Бережливая поликлиника». В 2017 году Удмуртская Республика включена Минздравом России в число субъектов РФ, реализующих федеральный пилотный проект «Бережливая поликлиника». В проекте участвовали две поликлиники: БУЗ УР «Городская поликлиника № 2 МЗ УР» и Детская поликлиника БУЗ УР «Городская клиническая больница № 7 МЗ УР».
Для реализации пилотного проекта в каждой медицинской организации, принимающей в нём участие, выявлялись наиболее проблемные места в работе поликлиники. Существенную помощь в обучении инструментам бережливого производства оказали специалисты Госкорпорации «Росатом». На начальном этапе проведён срез текущего состояния процесса оказания медицинской помощи для дальнейшей разработки плана по его улучшению. С этой же целью проведено анкетирование пациентов и сотрудников поликлиник. В проведении анкетирования оказывали помощь страховые медицинские организации, студенты Ижевской медицинской академии.
В БУЗ УР «Городская поликлиника № 2 МЗ УР» работа в рамках «Бережливой поликлиники» шла по следующим направлениям:
1) улучшение работы регистратуры;
2) оптимизация процесса прохождения диспансеризации;
3) оптимизация работы терапевтической службы;
4) вопросы взаимоотношений врача и пациента;
5) эффективное использование оборудования;
6) управление запасами.
Итоги
Изменился облик и процесс регистратуры, выделены отдельные помещения под картохранилище, организована работа колл-центра, созданы комфортные зоны ожидания для пациентов.
В холле постоянно работают администратор и страховой представитель, регулирующие потоки пациентов. Появилось электронное табло с расписанием приёма специалистов, которое актуализируется в онлайн-режиме. Внедрены цифровые технологии в работу (электронная запись, очередь, амбулаторная карта, листки нетрудоспособности). Таким образом, удалось сократить время ожидания в регистратуре в 3,8 раза.
Для упрощения прохождения диспансеризации в поликлинике открыто отделение медицинской профилактики с отдельным входом. В нём работают все специалисты, необходимые для проведения 1-го этапа диспансеризации. На сегодняшний день сокращено время прохождения обследований 1-го этапа диспансеризации с 4,5 до 2,5 ч. В электронной медицинской карте внедрён модуль «Диспансеризация». Исключены бумажные носители для передачи информации от одного специалиста к другому.
Кроме того, разделены потоки здоровых и больных граждан, открыт кабинет неотложной помощи, рабочие места сотрудников укомплектованы компьютерной техникой, модернизирована медицинская информационная система. Время ожидания приёма участкового врача-терапевта сократилось в 2,5 раза, а время общения пациента с врачом увеличилось в 1,4 раза.
В поликлинике внедрена система стандартизации процессов, в том числе разработаны стандарты рабочего места по системе 5S, во всех структурных подразделениях действуют стандартные схемы навигации и маршрутизации.
В 2018 году Удмуртская Республика в числе 33 регионов Российской Федерации участвовала в реализации приоритетного проекта «Создание новой модели медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь». Тогда же Удмуртия вошла в число четырёх субъектов РФ по реализации проекта по созданию поликлиники федерального значения для последующего тиражирования в других субъектах.
Площадкой для реализации этого проекта вновь стала Городская поликлиника № 2. Поликлиника участвовала в разработке и апробации критериев новой модели медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь.
В октябре 2018 года поликлиника первой из медицинских организаций в Российской Федерации прошла сертификацию по системе менеджмента бережливого производства. По итогам аудита уровень зрелости в Городской поликлинике № 2 составил 86,6 %. Это шестой из семи уровней — «Постоянство в совершенстве системы менеджмента бережливого производства», говорящий о высоком качестве внедрённой системы.
Благодаря проводимой работе по внедрению бережливых технологий растёт удовлетворённость пациентов качеством оказания медицинской помощи: так, в мае 2017 года этот показатель составлял 48 %, а в декабре 2018 года — уже 96 %.