Экспорт медицинских услуг: тенденция роста №2(96), 2019 год
Сергей Муравьёв, директор Департамента международного сотрудничества и связей с общественностью Минздрава России, окончил Дипломатическую академию, проходил обучение в Женевском центре международных отношений, работал во Франции, Швейцарии и Скандинавии на дипломатических должностях, находился в командировках в международных организациях. Имеет диплом MBA «Управление в сфере здравоохранения».
— Сергей Михайлович, насколько успешно воплощается в жизнь федеральный проект «Развитие экспорта медицинских услуг», реализуемый в рамках национального проекта «Здравоохранение»?
— Если говорить о мировой тенденции экспорта медицинских услуг, то, по оценкам международных экспертов, в 2018 году общее количество медицинских туристов в мире равнялась 20–24 млн, объём рынка составил 65–87,5 млрд долларов США, средняя стоимость одного визита — 3410 долларов США. При этом следует отметить, что ежегодный прирост рынка медицинского туризма составляет 15–20 %. Такая тенденция роста характерна и для Российской Федерации.
План мероприятий паспорта федерального проекта «Развитие экспорта медицинских услуг» составлялся на межведомственном уровне с учётом всех особенностей отрасли. Сроки, указанные в плане, являются оптимальными и к настоящему моменту исполняются без замечаний.
— Какие конкурентные преимущества российской медицины вы могли бы назвать?
— Уровень оказания медицинской помощи в российских федеральных медицинских организациях сопоставим с уровнем ведущих европейских, американских и азиатских медицинских клиник, при этом существует ряд конкурентных преимуществ лечения на территории Российской Федерации, например, привлекательная стоимость оказания медицинской помощи, высокий уровень оснащённости федеральных медицинских организаций и применение самых современных методов лечения.
— Какие медицинские услуги наиболее востребованы иностранными гражданами?
— В федеральные медицинские организации пациенты обращаются за медицинской помощью по профилям: офтальмология, заболевания сердечно-сосудистой системы, травматология и ортопедия, онкология, стоматология, нейрохирургия.
По данным Национальной ассоциации медицинского туризма, среди частных медицинских организаций у иностранных пациентов наиболее востребованным является фертильный туризм (ЭКО, донорское оплодотворение и суррогатное материнство, гинекология).
— Кто сегодня едет лечиться в Россию?
— Сегодня Российская Федерация открыта для иностранных граждан. Проведение массовых мероприятий международного уровня, таких как чемпионат мира по футболу FIFA-2018, уже показало гостеприимство России в отношении организации досуга иностранного гражданина.
Следуя этой практике, мы говорим о том, что можно расширять формат пребывания иностранных граждан от туристического до медицинского. При этом у нас имеется вся необходимая инфраструктура.
Это подтверждается высоким уровнем притока граждан стран СНГ и ближнего зарубежья с целью получения качественной медицинской помощи на территории Российской Федерации. Также высокую заинтересованность в сотрудничестве демонстрируют страны Азии.
— Говоря об экспорте медицинских услуг, что мы прежде всего имеем в виду: государственные учреждения или частные клиники?
— Согласно Указу Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», необходимо увеличить экспорт медицинских услуг до 1 млрд долларов в вышеуказанный период. Минздрав России реализует комплекс мер, направленных на увеличение количества иностранных граждан, прибывающих на территорию России с целью получения медицинских услуг в медицинских организациях всех форм собственности.
— Какие проблемы испытывают медицинские учреждения, работающие с иностранцами?
— Одной из ключевых задач, возникающих в ходе работы с иностранными гражданами, является необходимость выстраивания маршрутизации пациента и налаживание эффективной коммуникации. Здесь мы сталкиваемся с потребностью дополнительно обучать руководителей здравоохранения и медицинских работников в части организации и менеджмента здравоохранения.
Вся наша деятельность, связанная с развитием экспорта медицинских услуг, безусловно, осуществляется с целью привлечения дополнительного внебюджетного финансирования в медицинские организации, и подход к продаже медицинских услуг здесь необходимо выработать в соответствии с последними мировыми трендами отрасли, что требует отдельной проработки со стороны руководителей медицинских организаций.