«Виталон»: у отечественных лекарственных препаратов будущее есть! №1(95), 2019 год
Отечественная фармацевтическая промышленность — динамично развивающаяся отрасль экономики, где постоянно происходит что-то новое. В последние два года серьёзные позиции на фармацевтическом рынке России занимает фирма «Виталон» — молодая дистрибьюторская компания по поставкам лекарственных препаратов в госпитальном сегменте и сегменте льготного лекарственного обеспечения. С 2016 года «Виталон» эффективно участвует в государственных закупках, представляет интересы многих российских производителей, поставляя их продукцию в медицинские организации, и тем самым активно продвигает государственную программу импортозамещения. Компания имеет филиалы в Волгограде и Астрахани.
Одно из слагаемых успеха — наличие профессиональной команды, руководит которой генеральный директор Вячеслав Добрецов. Мы попросили Вячеслава Григорьевича поделиться опытом работы и оценить состояние и перспективы российской фармотрасли.
— Программа импортозамещения работает уже достаточно длительное время. Как она оценивается с позиции поставщиков лекарственных препаратов, которых вы представляете? Если ли нарекания заказчиков по качеству? Существуют ли перебои с поставками?
— На законодательном уровне сделаны серьёзные шаги по поддержке российских фармацевтических производителей при государственных закупках. В первую очередь это постановление правительства РФ от 30.11.2015 № 1289 о так называемом «третьем лишнем», когда на рынок не допускается импортный препарат, если есть два российских аналога. На мой взгляд, тем самым принята правильная и своевременная мера, позволившая значительном образом увеличить долю российских препаратов в госзакупках — до 80 % в денежном выражении, а по некоторым наименованиям — до 95 %. Необходимо отметить, что данные российские препараты отвечают всем современным требованиям по качеству, не уступают импортным препаратам, что подтверждается и различными клиническими исследованиями, и отзывами специалистов, а также наличием у наших заводов международных сертификатов качества GMP. Ежедневно наша компания осуществляет поставки различных лекарственных препаратов российских производителей, таких как «Сотекс», «Натива», «Фармакор», «Бинергия», и никаких нареканий со стороны заказчиков по качеству препаратов мы не получаем. Некоторое время назад мне приходилось заниматься импортозамещением на стороне органов исполнительной власти, так что могу засвидетельствовать явный прогресс в этом отношении.
Мощности российских заводов позволяют обеспечить потребности населения в полном объёме. А для того, чтобы процесс шёл гладко по всей цепи, от производителя до заказчика, и нужны грамотные, ответственные дистрибьюторы. Не правы те, кто считает, что без нас можно обойтись вовсе. Поставка — это длительная и сложная процедура. Контракты, аукцион и другие её элементы требуют не только оперативности, но и компетентного, ответственного отношения к делу.
— Решена ли задача по полному импортозамещению? Какие остались нерешённые вопросы?
— Российские производители прекрасно научились производить дженерики, воспроизведённые лекарственные препараты. Сложнее дело обстоит с инновационными или оригинальными лекарственными средствами, с разработкой новых молекул, в том числе для таргетной терапии. Большинство из них — импортные препараты, многие очень дорогие, особенно это ощутимо в онкологии и гематологии. Необходимо объединить усилия науки и бизнеса для вывода на рынок современных инновационных препаратов российского производства.
— Как работает импортозамещение в рознице? Каких производителей предпочитают россияне при покупке лекарственных препаратов: отечественных или импортных?
— В розничном сегменте, где, естественно, отсутствуют государственные ограничения, доля импортных препаратов значительно выше, особенно в верхней части ценового диапазона. Здесь можно привести ряд примеров. Так, комбинированный препарат «Ипратропия бромид + фенотерол» для лечения обструктивного бронхита и бронхиальной астмы благодаря введённым ограничениям закупается за государственные деньги у российских производителей: «Натива», «Фармацевтическая фабрика», «Биннофарм». И нареканий по качеству никаких нет. А вот в аптеках россияне предпочитают покупать импортный аналог, хотя российские препараты имеют такое же действующее вещество, и они значительно дешевле. Здесь надо проявлять активность, преодолевая мифы и позицию врачей в отношении качества российских препаратов. Информационно-просветительскую работу следует проводить и на государственном уровне, поощряя аптеки к продвижению и продаже отечественной фармацевтической продукции.
— Качество препаратов российских производителей продолжает подвергаться нападкам со стороны?
— Маркетинговая стратегия крупнейших иностранных производителей, построенная на лозунге «Наша продукция лучше российской, индийской или китайской», не может длиться бесконечно. Фармацевтические гиганты десятилетиями вкладывали в головы врачей тезис о том, что качественное лекарство не может быть дешёвым, но это уже не отвечает действительности. Сегодня врачи в стационарах без малейших сомнений используют российские препараты, скажем, Бупивакаин и Пропофол в анестезиологии, Гликлазид при лечении сахарного диабета, Сорафениб, Пеметрексед в онкологии и многие другие. Качество этих российский препаратов соответствует импортным, как я уже говорил, а некоторые даже превосходят их. Это доказано практикой.
Если говорить более системно, то можно назвать следующие базовые факторы, которые должны способствовать дальнейшему системному выводу отечественной продукции на рынок. Во-первых, отсутствие рекламаций: за последнее время мы не получили ни одного письменного обоснованного отзыва от заказчиков относительно того, что препарат «не работает». Во-вторых, наличие у большинства фармацевтических заводов, участвующих в программе импортозамещения, международных сертификатов качества GMP означает, что они достигли того уровня чистоты производства, который обеспечивает им прочные позиции на рынке. Да, мировые производители предлагают и хорошие цены, и ретробонусы, у них привлекательная маржинальность — но уже сегодня есть случаи, когда им приходилось снижать цены на российском рынке в десять раз! Это не может не внушать оптимизма.
— Что нужно сделать, чтобы, не ограничивая потребителя, доля продаж российских препаратов выросла?
— Рекомендации пациентам относительно приобретения и использования лекарств дают медицинские и фармацевтические работники. Поэтому, на мой взгляд, государственная информационно-просветительская программа по продвижению качественных российских лекарственных препаратов, о которой я говорил, должна более активно работать именно среди врачей, провизоров, фармацевтов. Следует больше информировать их о наших российских препаратах, оказывать государственную поддержку при проведении конференций или иных обучающих мероприятий. Какие тут могут быть механизмы? Крупные федеральные медицинские организации и их непосредственные руководители, главные внештатные специалисты, заведующие отделениями медицинских организаций — все они должны участвовать в общем процессе продвижения продукции отечественных фармпроизводителей. Если такая вертикаль административного воздействия будет выстроена не в теории, а на практике, результаты можно будет почувствовать достаточно быстро. Давайте будем продвигать и покупать препараты российских производителей! Таким должен быть постоянно действующий слоган!
— Но ведь и с пациентами надо как-то работать?
— Безусловно — повышая их комплаентность, то есть в данном случае приверженность к назначенной фармакотерапии. Сюда может и должен быть включён слом стереотипа о заведомом превосходстве импортного препарата перед отечественным.
— Какова сейчас конкуренция на рынке лекарственных препаратов? Что необходимо сделать для её роста в пользу оптимизации цен?
— Следует отметить, что благодаря политике государства по закупке и отпуску лекарственных препаратов по международным непатентованным наименованиям конкуренция на рынке лекарственных препаратов значительно выросла. Это уже привело к существенному, иногда в несколько раз, снижению цен. По ряду позиций зарегистрированы десятки и даже сотни торговых названий разных производителей. Лидером здесь выступает препарат Диклофенак, у которого зарегистрировано 250 торговых названий. Однако с расширением рынка появляются и новые дженерики, но тогда производство определённых препаратов может стать нерентабельным. Так что здесь нужны контроль и координация со стороны регуляторов.
С другой стороны, случается так, что у препарата всего один или два производителя, но он востребован. Такая ситуация может возникать, например, в офтальмологии или педиатрической практике. В подобных случаях Минздрав и Минпромторг могли бы объединять усилия, чтобы способствовать заполнению подобных ниш путём поощрения производителей.
— Какие сейчас существуют проблемы у дистрибьюторов лекарственных препаратов? Что мешает развитию фармацевтического бизнеса?
— Основное условие для развития любого бизнеса, в том числе фармацевтического, — это стабильность. Очень важно, чтобы правила игры не менялись каждый год. Сегодня эта стабильность есть, производители могут планировать объёмы производства, дистрибьюторы — формировать долгосрочные стратегии развития бизнеса, исходя из действующего законодательства и экономических условий. Устойчивость рынка — самое главное, а с остальным мы справимся самостоятельно.
— Перспектива продажи лекарственных препаратов через Интернет, на ваш взгляд, необходима для развития бизнеса или же она является излишней и опасной технологией?
— Считаю, что при правильной организации процесса, когда у покупателя есть возможность получить бесплатную консультацию у провизора или фармацевта по телефону или скайпу по тому или иному препарату, иметь доступ к инструкции, ознакомиться с противопоказаниями, — почему бы и не получить препарат с доставкой на дом, причём быстро?
Как известно, сейчас рассматриваются соответствующие проекты и законодательные инициативы. Надеюсь, что регуляторы найдут компромиссный вариант и создадут на законной основе условия, позволяющие осуществлять дистанционную торговлю безрецептурными лекарственными препаратами и биологически активными добавками в сети. Давайте не забывать, что положительное решение этого вопроса повысит конкуренцию, что может привести к дальнейшему снижению цен и — внимание (!) — сделает некоторые группы препаратов более доступными. А разве не эта цель является одной из главных для сохранения здоровья нации?
— Что ожидает фармацевтический рынок завтра?
— Он растёт. Госпитальный рынок также растёт: хорошим примером может быть национальный проект о развитии онкологической помощи, на который государство выделяет колоссальные средства — три триллиона рублей на следующие шесть лет. Более трёхсот миллиардов рублей дополнительно будет выделено в следующем году субъектам федерации только на приобретение лекарственных препаратов. Доля отечественных препаратов на рынке постепенно увеличивается — динамика здесь положительная. Иногда возникают проблемы с платёжеспособностью медицинских организаций, вызываемые спецификой их финансирования — однако ни один живой процесс не может происходить в лабораторных условиях! В будущее мы смотрим с оптимизмом.
В проекте Стратегии развития фармацевтической промышленности РФ на период до 2030 года отмечается, что основной целью государственной политики является гарантирование безопасности Российской Федерации в сфере лекарственного обеспечения населения и лекарственной доступности во всех сегментах, обеспечение передового уровня научно-технического и технологического развития фармацевтической промышленности, создание экспортно-ориентированного потенциала фармацевтической промышленности, наличие компетенций в исследованиях и разработках, производстве полного цикла, внедрении в клиническую практику и экспорте инновационных лекарственных средств.
К основным задачам Стратегии относятся:
• внедрение современных технологических компетенций при производстве основных видов фармацевтической продукции для обеспечения как целей импортозамещения и национальной лекарственной безопасности, так и создания потенциала для экспорта фармацевтической продукции на внешние рынки;
• обеспечение достаточного уровня материально-технического развития и кооперационных связей между производственной (технологической), образовательной и научной инфраструктурой, вне зависимости от формы собственности и ведомственной принадлежности такой инфраструктуры;
• обеспечение фармацевтической отрасли достаточным по номенклатуре и количеству исходным сырьём и материалами локального производства, прежде всего фармацевтическими субстанциями;
• повышение авторитета национальных систем регистрации, инспектирования, контроля качества, фармаконадзора и международного сотрудничества по данным вопросам, для обеспечения признания документов и данных в целях ускорения выхода российской продукции на внешние рынки;
• поддержка собственных исследований и разработок, в первую очередь поиск новых мишеней, новых источников действующих веществ, механизмов воздействия на них для создания собственных инновационных лекарственных средств и обеспечения инновационного развития фармацевтической отрасли;
• развитие мер государственной поддержки с целью защиты локального рынка от недобросовестной конкуренции со стороны импортёров, в частности, недобросовестной ценовой конкуренции за счёт использования государственных субсидий в странах производства импортируемой продукции.