Лидия Остроумова: «Вся наша работа направлена на то, чтобы спасти человека» №3(92), 2018 год
Служба скорой медицинской помощи в Тюмени берёт своё начало в 1911 году. О том, что собой представляет тюменская станция скорой медицинской помощи спустя более века с момента создания, с нами поделилась её главный врач Лидия Остроумова.
— Лидия Александровна, расскажите о приоритетах учреждения в деле оказания скорой медицинской помощи.
— Одно из приоритетных направлений — обеспечение максимально быстрого доезда до пациентов, нуждающихся в скорой медицинской помощи в экстренной форме, то есть находящихся в жизнеугрожающем состоянии. Дело в том, что наша станция скорой помощи имеет 60-километровый радиус обслуживаемой территории, и если в сельской местности доезд преимущественно беспрепятственный, то в Тюмени на дорогах трафик напряжённый. При этом все наши основные службы базируются в городе, где количество вызовов максимально высокое. Мы проанализировали ситуацию за пять лет, предложили классификаторы с делением поводов вызова скорой помощи на осуществляемые в экстренной форме и в неотложной форме. И департамент с ними согласился. Таким образом был решён вопрос нормативной базы. Далее мы унифицировали эти поводы и разработали специальную систему, которая позволяет диспетчеру, задавая вопросы, автоматически выходить на нужный повод. То есть, по сути дела, создали технологию принятия верного решения диспетчером.
— При этом необходимо было наладить обратную связь с населением, которому пришлось на деле познакомиться с новой системой?
— С населением мы ведём большую разъяснительную работу, чтобы люди понимали: бригады скорой помощи будут выезжать в первую очередь на поводы в экстренной форме. И, соответственно, другие пациенты будут ожидать приезда скорой, пока не будут выполнены выезды к тем, кто находится в жизнеугрожающем состоянии. Далее мы провели обучение персонала и наладили ежедневный контроль за состоянием ситуации. Мало того, мы обучили правильно дифференцировать вызовы не только персонал диспетчерской, но и диспетчеров подстанций, которые контролируют доезды на поводы в экстренной форме, как действовать при закрытии карт вызова, а кроме того, обучили бригады правилам движения, правилам поведения, в целом тактике действий при получении вызова в экстренной форме. При любой дорожной ситуации скорая помощь должна приехать на вызов в экстренной форме в течение 20 минут.
Вторая задача, не менее важная, с моей точки зрения, — это поддержание высокого уровня квалификации сотрудников станции скорой помощи. На протяжении многих лет мы имеем внутреннюю систему подготовки и повышения квалификации персонала. Это и общие конференции, и индивидуальные планы подготовки, например, молодых специалистов. Сюда же входит стажировка на рабочем месте и тестирование новых сотрудников при приёме на работу и многое другое.
— Насколько хорошо ваша станция обеспечена необходимым оборудованием и технологиями?
— Я считаю, что у нас в наличии оптимальный комплект оборудования. Мы принимаем решение о закупках лишь после того, как получим отзывы на ту или иную аппаратуру, а наши бригады поработают с ней в тестовом режиме. Арсенал технических устройств, которым мы располагаем (в том числе оборудование иностранных производителей, если ему нет российских аналогов), — это на сегодня самая современная аппаратура, которая используется в скорой медицинской помощи.
— В работе скорой помощи немало случаев счастливого разрешения самых сложных и опасных для пациентов ситуаций. Есть ли особенно значимые или показательные для вас?
— Не могу сказать, что каждый день, но регулярно мы получаем письма либо звонки, в которых люди благодарят за спасение жизни. Конечно, всегда приятно получать такие отзывы. И это даёт нам новые импульсы к дальнейшему развитию, ведь вся наша работа направлена на то, чтобы принести пользу, спасти человека, который находится в критической жизненной ситуации. Для нас не важны ни возраст, ни социальный статус — для нас важно, что в данный момент человек находится в опасности, и в наших силах ему помочь.