Андрей Тяжельников «В столице формируется новый тип врача» №3(92), 2018 год
В Москве завершился первый этап социальной программы «Школа профессионального роста» для студентов-медиков. Инициированный столичным Департаментом здравоохранения, этот проект призван обеспечить поликлиники молодыми квалифицированными кадрами. Главному внештатному специалисту по первичной медико-санитарной помощи взрослому населению, главному врачу консультативно-диагностической поликлиники № 121 Андрею Тяжельникову было поручено обеспечить методическое сопровождение и реализацию практической части образовательной программы проекта в медицинских организациях Департамента здравоохранения. Пришли без пяти минут врачи и в его поликлинику…
— Андрей Александрович, как отбирали участников?
— Успеваемость. Мотивация. Собеседование с будущими работодателями: имеется в виду, что нынешние студенты впоследствии получат возможность работать там, где практиковались. Из общего числа кандидатов первой волны, которыми было подано в общей сложности 360 заявок, отбор прошли около пятнадцати процентов.
— Это была обычная практика?
— Не совсем. Мы говорим о практикоориентированной подготовке для шестикурсников медицинских вузов (сегодня они уже выпускники) и обучающихся на втором курсе ординатуры по ряду специальностей, в том числе дефицитных.
Поясню: в связи с изменением порядка подготовки врачей и отменой такого её этапа, как интернатура, все студенты, окончившие медицинский вуз, становятся перед новым выбором. Можно пойти в ординатуру и обучаться узкой специальности, но поступить туда непросто. Другая возможность — получить аккредитацию и начать работать терапевтом или педиатром в амбулаторно-поликлиническом звене. Сейчас это стало обязательным этапом дальнейшей карьеры.
Поликлиники готовы принимать молодых специалистов, но чтобы полноценно и быстро включиться в работу, им необходимо получить больше практических знаний, набрать оптимальный объём организационных навыков. На это и нацелен полугодовой цикл «Школы профессионального роста». Пройдя такую адаптационную программу, вчерашний студент становится практикующим врачом, который не боится остаться наедине с пациентом.
— Расскажите подробнее о программе «Школа профессионального роста».
— Она включает несколько модулей. Теоретический модуль касается организации поликлинической терапевтической службы в Москве, включая регламентирующие нормативные документы. Здесь же рассматриваются алгоритмы приёма пациентов с использованием функциональных возможностей Единой медицинской информационно-аналитической системы города Москвы (ЕМИАС). Это особенно важно, так как данная система является неотъемлемой частью Московского стандарта поликлиники и важной составной частью всего рабочего процесса врача. Чтобы освоить навыки работы в системе, необходимо время. «Школа» предоставляет такую ценную возможность. Другие актуальные темы: особенности общения врача с «трудными» пациентами, способы и методы решения конфликтов в медицинской организации, командная работа как основа междисциплинарного подхода к лечению пациента, а также коммуникативная компетентность врача как часть персонального и корпоративного имиджа.
Серия лекционных модулей программы профессионального характера включает дифференциальную диагностику на амбулаторном этапе, клиническую лабораторную диагностику, то есть актуальные методы лабораторных исследований и интерпретацию их результатов, функциональную диагностику. Не забыты диагностика инфекционных заболеваний и туберкулёза, иммунопрофилактика, клиническая фармакология. Отдельно рассматриваются различные аспекты онконастороженности: как известно, московское правительство выделяет значительные средства для обеспечения ранней диагностики онкозаболеваний и снижению их уровня. Курс лекций на тему «Психиатрия-наркология» готовился под руководством главного внештатного специалиста-психиатра ДЗМ Георгия Костюка. Это актуально, поскольку в последнее время психиатрическая помощь становится доступной в Москве и на амбулаторном уровне, в открывающихся при поликлиниках, в том числе нашей, отделениях ПНД. Слушатели «Школы» занимались также вопросами неотложной помощи в рамках необходимых компетенций врача на амбулаторном этапе. Словом, 280 академических часов были заполнены изучением конкретных современных практик, владение которыми терапевту понадобится с первых дней его работы.
Что касается практической стажировки, то на примере нашей КДП № 121 могу сказать: она была организована в наиболее значимых точках контакта врача с пациентами. Участники программы — у нас их было пятеро — присутствовали не только на рабочих местах заведующих отделениями и врачей; они наблюдали, как работает стойка администраторов (что раньше называлось регистратурой), служба вызова на дом, сестринские посты, процедурные, прививочные кабинеты, все пункты маршрутизации пациентов — и по каждому уровню сдавали экзамен. Большую работу провели руководитель практики, заведующая терапевтическим отделением Елена Лукьянова и врач-методист Александр Юмукян, занимавшийся внутренней логистикой проекта.
— Какое впечатление оставили у вас молодые коллеги?
— Самое позитивное. Мы были приятно удивлены: их знание медицины находится на высоте. На итоговом экзамене «Школы» все мы (экзаменационная комиссия) дали выпускникам высокую оценку. И не только их знаниям: они проявили высокую мотивированность к тому, чтобы работать участковыми терапевтами. Ещё не так давно статус терапевта в городской поликлинике не считался престижным среди выпускников вузов, но в настоящее время это звено получило ряд значимых преференций. Не только условия труда, но и заработная плата участкового терапевта находятся сейчас на очень достойном уровне. И интерес к работе в поликлиниках растет. В этом мы видим объективное подтверждение того, что реформы в московском здравоохранении идут не впустую.
— Андрей Александрович, КДП № 121 продолжит участие в проекте? Что ждёт «Школу» в будущем?
— Надо сказать, что перед началом первого этапа именно в нашей поликлинике были организованы установочные лекции для сотрудников других медицинских учреждений ДЗМ, участвовавших в проекте. Так что теперь у нас накоплен всесторонний опыт, которым мы готовы делиться с другими. «Школа профессионального роста» — логичное продолжение тех проектов, которые реализуются Департаментом здравоохранения г. Москвы в рамках его кадровой политики. Выпускники «Школы» должны стать носителями новых компетенций и новой корпоративной культуры.
Как сообщил официальный сайт мэра Москвы, в ходе первого этапа проекта Департамента здравоохранения Москвы «Школа профессионального роста» свою квалификацию повысили 53 человека, из них 42 студента шестого курса медицинских вузов по специальностям «лечебное дело» и «педиатрия» и 11 ординаторов второго года обучения. В ближайшее время они выйдут на работу в столичные поликлиники. Второй этап проекта пройдёт с октября нынешнего года по май 2019-го.
Постановление о проекте «Школа профессионального роста» для столичных студентов-медиков и ординаторов было принято на заседании президиума правительства Москвы в декабре 2017 года.
После успешного завершения программы участники получают удостоверение о повышении квалификации с возможностью гарантированного трудоустройства. Согласно условиям заключённого с ними договора, выпускники «Школы профессионального роста» будут два года работать в одном из столичных учреждений здравоохранения, преимущественно по месту прохождения стажировки.
Говорят участники проекта — студенты РНИМУ имени Н.И. Пирогова
Елена Шабрукова:
— Уже сейчас я обрела профессиональную почву под ногами. Открылись новые горизонты. Прежде думала, что обязательные два года после вуза в поликлинике — это препятствие для карьеры. Теперь, наоборот, считаю, что специализация от меня не убежит, но войду я в неё, мне кажется, гораздо увереннее.
Марк Королёв:
— Чего я ожидал от этой практики? Хотелось окунуться в жизнь, не уйти в минус, когда реально начну работать. Лично для меня самым ценным были тренинги по общению с пациентами в разных ситуациях. Честно говоря, собирался пойти в ординатуру, но теперь стану работать в поликлинике. Почувствовал, что теории мне пока хватит, да и направление для ординатуры надо ещё выбрать.
Юлия Лукьянова:
— Почувствовала себя врачом. Если раньше сомневалась, что хочу быть именно терапевтом, то сейчас это сомнение исчезло. Общение с пациентами оказалось не слишком простым, но и не слишком сложным делом. Спасибо старшим коллегам за тренинги!