О стратегических направлениях развития санаторно-курортного комплекса России №2(91), 2018 год
Николай Анатольевич Мурашко, генеральный директор ООО «Курортное управление (холдинг) г. Кисловодск», депутат Думы Ставропольского края, поделился с журналом «Кто есть кто в медицине» своим видением необходимых изменений в санаторно-курортном комплексе России.
Родом из СССР
— Санаторно-курортная отрасль России — наше уникальное достижение. В советское время санаторно-курортный комплекс СССР принимал на отдых и лечение ежегодно более 32,7 млн человек. В него входили почти 7,5 тыс. предприятий. «Тогда государство объединяло в себе функции всех трёх сторон современного социального партнёрства — как собственник предприятий, организатор производства и работодатель, нуждающийся в квалифицированных трудовых ресурсах, централизованно обеспечивало их сохранность и воспроизводство, реализовывало соцгарантии, — говорит генеральный директор ООО «Курортное управление (холдинг) г. Кисловодск» Николай Мурашко. — Действовала государственная, общедоступная санаторно-курортная система. Она выполняла государственный заказ на восстановление трудовых ресурсов, улучшение продолжительности и качества жизни граждан, имела профилактическую направленность».
Регулярная профилактика и лечение в санаторно-курортных условиях позволяют увеличить продолжительность жизни от 3 до 15 лет, продлить период активности и трудоспособности граждан в раннем пенсионном возрасте. Эффективность лечения, проводимого в санаторно-курортных организациях, высока и позволяет в 2–6 раз уменьшить число обострений у детей и взрослых. Больные, прошедшие санаторный этап реабилитации, в большинстве случаев возвращаются к труду, у них в 2–3 раза снижается нетрудоспособность. Такие впечатляющие цифры прозвучали в докладе к Президиуму Госсовета о повышении инвестиционной привлекательности санаторно-курортного комплекса, который состоялся в августе 2016 года.
Однако в процессе перехода на рыночные условия эта система была разрушена. Государство в значительной степени переориентировалось на лекарственное обеспечение при оказании медицинской помощи уже имеющихся заболеваний. Санаторно-курортный комплекс как эффективный инструмент профилактики заболеваний и составной элемент этапной системы оказания медицинской помощи «поликлиника — стационар — санаторий» фактически перестал являться неотъемлемой частью здравоохранения. По экономическим условиям хозяйствования санаторно-курортная деятельность фактически «выпала» из системы здравоохранения. Николай Мурашко приводит конкретный пример: лишь в 8 процентах случаях медики направляют пациента на санаторно-курортное лечение. «Санаторно-курортные организации лишены льготы по налогу на прибыль в виде нулевой ставки, которой обладают организации, осуществляющие медицинскую деятельность, социальный налоговый вычет по налогу на доходы физических лиц предоставляется исключительно на «медицинскую» составляющую санаторно-курортной путёвки, — констатирует руководитель «Курортного управления». — Более того, санаторно-курортная деятельность сегодня почему-то не относится к социально значимым видам деятельности».
В условиях коммерциализации здравоохранения санаторно-курортная система не может конкурировать ни с частными медицинскими клиниками, обладающими налоговыми преференциями как медицинские учреждения, ни с высокоэффективными производителями фармацевтических средств, обладающими широкими возможностями по продвижению своих продуктов.
В результате санаторно-курортный комплекс Российской Федерации сократился до 1875 организаций, и их количество продолжает уменьшаться.
Возродить систему массового оздоровления
В Послании Президента РФ Федеральному собранию обозначена основополагающая роль сбережения народа России и благополучия граждан. Здоровье населения — это стратегический потенциал, фактор национальной безопасности и стабильности общества. Укрепить его поможет только возрождение санаторно-курортной системы массовой доступности. По мнению Николая Мурашко, именно такой подход должен быть положен в основу государственной стратегии развития санаторно-курортного комплекса страны. Эта задача требует системных мер господдержки и синергии усилий всех сторон социального партнёрства — государства, работодателя и гражданина: «Нужны преобразования в сфере здравоохранения, а также создания рыночных механизмов развития санаторно-курортной отрасли, соответствующих современным условиям хозяйствования, направленных на стимулирование спроса и создания конкурентного предложения в сфере сохранения здоровья и восстановления трудовых ресурсов. На мой взгляд, для этого сегодня необходимо, во-первых, создание протекционистских условий для физических лиц, приобретающих санаторно-курортные путёвки, по сути, решающих за свой счёт государственную задачу поддержания своего здоровья путём предоставления им социальных налоговых вычетов на полную стоимость оплаченной санаторно-курортной путёвки».
Во-вторых, считает Николай Анатольевич, надо создать протекционистские условия для работодателей, предусматривающие предоставление права организациям, которые приобретают за счёт своих средств санаторно-курортных путёвки для сотрудников, учитывать данные затраты в составе расходов на оплату труда.
«Более того, считаю необходимым создать соответствующие преференции в целом для отечественных медицинских организаций при оплате работодателями медицинских расходов своих работников, — говорит Николай Мурашко. — Ведь что получается: в соответствии с действующим законодательством суммы платежей работодателей по договорам добровольного медстрахования, которые предусматривают оплату страховщиками медицинских расходов работников, льготируются в целях исчисления налога на прибыль, на доходы физических лиц и страховых взносов во внебюджетные фонды; при этом льгота сохраняется при лечении как в России, так и за рубежом.
Чтобы поддержать отечественные медицинские организации, считаю необходимым исключить данные льготы в случае, если программа добровольного медстрахования предусматривает оказание медицинских услуг застрахованным работникам за пределами Российской Федерации. Такая инициатива уже рассмат-ривается Думой Ставропольского края».
В-третьих, необходимо повышение доступности государственной социальной помощи для льготных категорий граждан. Для этого государство должно гарантировать стабильный спрос, выполняя в полном объёме свои социальные обязательства и оплачивая льготные санаторно-курортные путёвки по экономически обоснованным рыночным ценам.
Ещё одна инициатива: чтобы простимулировать создание конкурентного предложения в сфере сохранения здоровья и восстановления трудовых ресурсов, необходимы меры государственной поддержки санаторно-курортных организаций, в первую очередь — санаториев, оказывающих услуги в доступном ценовом сегменте. Такие «народные санатории» в приоритетном порядке должны получить право на гос-поддержку в виде субсидирования процентной ставки по кредитам, привлекаемым на модернизацию и улучшение материально-технической базы, и возмещения части капитальных расходов на реконструкцию и строительство объектов отрасли, а также субсидирование лизинговых платежей на приобретение высокотехнологичного оборудования.
И, наконец, убеждён Николай Мурашко, нужно разработать федеральную государственную программу по развитию курортов, включающую федеральное бюджетное финансирование городов-курортов федерального значения, бюджетное финансирование мероприятий по сохранению природных ресурсов, восстановлению и сохранению общекурортной инфраструктуры, лечебных парков.
Реализация таких предложений будет способствовать повышению доступности санаторно-курортных услуг для россиян, позволит увеличить продолжительность жизни населения и улучшить её качество.