Непрерывное медицинское образование врачей — судебно-медицинских экспертов №0(90), 2018 год
Модель непрерывного медицинского образования (НМО) предусматривает систему накопления зачётных единиц трудоёмкости, или «кредитов», в количестве 250 за пять лет, то есть по 50 зачётных единиц ежегодно. Для освоения НМО каждый сотрудник Бюро СМЭ зарегистрирован на портале непрерывного медицинского и фармацевтического образования (http://edu.rosminzdrav.ru) Министерства здравоохранения РФ. В личном кабинете специалист формирует индивидуальный план обучения для допуска к аккредитации. Компонентами такого плана являются дополнительные профессиональные программы повышения квалификации НМО и образовательные мероприятия, организуемые профессиональными некоммерческими организациями.
Профессиональные программы реализуются на кафедре судебной медицины факультета усовершенствования врачей (ФУВ) МОНИКИ имени М.Ф. Владимирского. В ходе освоения дополнительных профессиональных программ обучения сотрудники Бюро СМЭ получают 36 зачётных единиц. К настоящему времени на кафедре разработаны и утверждены шесть дополнительных профессиональных программ повышения квалификации НМО трудоёмкостью 36 академических часов. В 2017 году 56 врачей — судебно-медицинских экспертов Бюро СМЭ, прошедших последнюю сертификацию, успешно приступили к освоению индивидуальных пятилетних планов в рамках НМО.
В дополнение к этому на упомянутом портале Минздрава России, а также на сайте Координационного совета по развитию непрерывного медицинского и фармацевтического образования (http://www.sovetnmo.ru) и на ресурсе «Консультант врача» существует возможность самостоятельного обучения в виде освоения электронных учебных мероприятий (модулей). В 2016 году кафедрой судебной медицины ФУВ МОНИКИ, Ассоциацией СМЭ при технической поддержке Бюро
СМЭ подготовлено и размещено на сайтах 14 электронных учебных модулей по специальности «судебно-медицинская экспертиза». Участники дистанционного обучения изучают теоретические материалы цикла, выполняют задания в тестовой форме, решают ситуационные задачи, отвечают на экзаменационные вопросы, предусмотренные учебным планом данного модуля. Дистанционное образование открывает доступ к нетрадиционным источникам информации, повышает эффективность самостоятельной работы, а также даёт новые возможности для творчества, обретения и закрепления различных профессиональных знаний. Преподаватели получают возможность реализовывать принципиально новые формы и методы обучения с применением концептуального моделирования явлений и процессов.
Отдельно следует сказать о роли Ассоциации судебно-медицинских экспертов — профессиональной некоммерческой организации, объединившей на добровольной основе специалистов по судебно-медицинской экспертизе из разных регионов России. Ассоциация СМЭ с самого начала взяла курс на продвижение новой модели НМО по специальности «судебно-медицинская экспертиза». Уже в 2015 году была отработана модель проведения образовательных мероприятий, аккредитованных в Координационном совете по развитию НМО при Министерстве здравоохранения РФ.
За прошедшие три года врачи — судебно-медицинские эксперты, при условии посещения всех образовательных мероприятий, могли получить 120 баллов («кредитов») с индивидуальными кодами подтверждения.