Должности, опубликованные на сайте, указаны на момент публикации

Олег Ярошенко: «Каждый бюджетный рубль направлен на сохранение здоровья жителей Иркутской области» №4(87), 2017 год

Родион Фатеев

В здравоохранении Иркутской области в последние два года наблюдаются значительные перемены: увеличивается финансирование отрасли, возводятся и ремонтируются больницы, поликлиники и ФАПы, лечебные учреждения оснащаются современным оборудованием, поступательно решается проблема дефицита медицинских кадров. Позитивные изменения неразрывно связаны с новой командой регионального минздрава под руководством Олега Ярошенко, который возглавил ведомство в ноябре 2015 года.

Когда новый министр приступил к работе, степень неудовлетворённости населения качеством и доступностью медпомощи в регионе достигла своего апогея, опередив проблемы ЖКХ, дорог и коррупции. Требовались кардинальные действия, чтобы вернуть доверие пациентов, жителей области. Олег Ярошенко — человек военный, поэтому взялся за работу чётко и бескомпромиссно: сначала тщательно проанализировал ситуацию и только после этого начал её исправлять. Годы службы в армии не прошли даром: строгая самодисциплина, ответственность, порядок и структурированность в работе привели к реальным положительным результатам за небольшой промежуток времени.

Министр уверен: региональную сферу здравоохранения необходимо постоянно совершенствовать — только так можно обеспечить население доступной, качественной и безопасной медпомощью.

Как развивается отрасль в Иркутской области, чего удалось добиться и что предстоит сделать — об этом интервью Олега Ярошенко.

Эффективные главврачи

— Олег Николаевич, когда вы приступили к работе, в здравоохранении Иркутской области были серьёзные проблемы: очереди на приём к узким специалистам, отсутствие комфорта в поликлиниках, неудовлетворительное состояние материально-технической базы медучреждений, кадровый дефицит, низкое качество медуслуг в стационарах и медорганизациях, самоустранённость и незаинтересованность некоторых главных врачей в улучшении ситуации. Ко всему прочему отрасль финансировалась по остаточному принципу. На ваш взгляд, из-за чего в сфере здравоохранения сложилась такая ситуация?

— Вернёмся в недалёкое прошлое. В 2013–2014 годах в систему областного здравоохранения вошли 126 медицинских организаций муниципального подчинения. Увеличение количества задач и ответственности не было подкреплено чёткой и внятной политикой регионального минздрава по приёму учреждений, их реорганизации, встраиванием в общую систему областного здравоохранения и перспективой развития. Таким образом, к уже имевшимся ранее нерешённым вопросам добавились новые. Рейтинг областного здравоохранения с 2013 по 2015 год потерял 9 позиций и приблизился к точке невозврата. Это закономерно привело к недовольству населения доступностью, качеством и эффективностью медицинской помощи в поликлиниках и больницах.

Совместно с ведущими сотрудниками минздрава и главными специалистами-экспертами Иркутской области мы проанализировали деятельность каждого учреждения по итогам 2015 года. Это позволило выявить реальное состояние дел и способность главных врачей профессионально и эффективно реагировать на остро возникшую необходимость преобразований в отрасли.

По итогам 23 медорганизации получили неудовлетворительную оценку. Ведь как раньше было принято? Главврач, получив отрицательные результаты своей работы за год, действовал на своё усмотрение: устранял их или вовсе не реагировал на критику. Мы принципиально изменили алгоритм взаимодействия: в 2016 году ввели таргетные комиссионные заслушивания главврачей для оценки деятельности медицинских организаций. В состав комиссии под моим руководством вошли ведущие сотрудники министерства, главные внештатные специалисты-эксперты. Всех главврачей, получивших «неудовлетворительно», мы взяли под контроль и динамичное наблюдение. Ежеквартально, а то и чаще, при необходимости, они совместно с руководством медорганизации держали ответ о проделанной работе. Позитивные результаты не заставили себя долго ждать: улучшились показатели работы учреждений и снизилось количество жалоб от пациентов.

— Как главные врачи отреагировали на принципиальное изменение управленческой парадигмы минздрава Иркутской области?

— Максим Горький говорил: «Есть две формы жизни: горение и тление». Я предпочитаю горение. Как оказалось, большинство руководителей — тоже. К жёсткому, но корректному изменению требований к работе они отнеслись с пониманием. Тому же меньшинству, которому было трудно перестроиться, оказывалась повсеместная организационно-методическая помощь, в том числе с выездом в муниципальные образования.

Тем, кто не справился с поставленными задачами ни с первой, ни со второй, ни с третьей попытки или же упорно продолжал следовать в фарватере своего нежелания перестраивать работу учреждения, было предложено освободить посты. За 22 месяца работы новой команды минздрава произошла смена руководства в 32 медицинских организациях: 17 человек уволились с должности главного врача по собственному желанию, 8 — в связи с истечением срока трудового договора, 7 были освобождены от занимаемой должности по решению работодателя.

Отмечу, что жёстких кадровых решений по отношению к главным врачам, которые не хотят выполнять свои обязанности, от нас потребовал и губернатор Сергей Левченко в своём послании в 2016 году.

— Правда ли, что главные врачи назначаются на открытой конкурсной основе?

— Действительно, процедура поиска и назначения главных врачей в медицинских организациях Иркутской области впервые проводится открыто и прозрачно. На сайте министерства мы размещаем информацию о вакансиях, все желающие участвуют в конкурсной процедуре. Главным условием является соответствие соискателя квалификационным и образовательным требованиям. Конкурсная комиссия изучает все заявленные резюме, после этого проводится собеседование с каждым кандидатом, по итогам которого принимается решение. При этом обязательно учитывается знание нормативно-правовой базы в сфере здравоохранения, ситуации в медицинской отрасли региона и в конкретном медучреждении и предложения по её принципиальному улучшению. Отмечу, что решение о назначении того или иного кандидата принимается комиссионно.

— Насколько эффективными оказались новые управленческие подходы и работа вновь назначенных главных врачей?

— За короткое время картина в медицинских организациях значительно изменилась. По сравнению с 2015 годом показатель общей смертности снизился на 2,2 %, в том числе на 26 % уменьшилась смертность от болезней органов пищеварения, почти на 22 % — от дорожно-транспортных происшествий, на 13 % — от туберкулёза, на 3 % — от болезней органов кровообращения. Достигнуто значительное снижение младенческой смертности. В 2016 году в сравнении с 2015-м этот показатель снизился на 11,4 % и составил 6,2 на тысячу родившихся живыми. Сегодня показатель младенческой смертности в Иркутской области соответствует показателю Российской Федерации и ниже показателя младенческой смертности в Сибирском федеральном округе.

Объединение скорой помощи Иркутска с Иркутским районом позволило качественно улучшить оказание скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи жителям Иркутска и Иркутского района и практически свести на нет доезды бригад скорой медицинской помощи до пациентов свыше 20 минут.

В 2016 году удалось запустить первый этап по созданию единой автоматизированной диспетчерской службы скорой медицинской помощи и регионального центра оперативного управления скорой медицинской помощью Иркутской области.

Успешно проведена реорганизация лечебных учреждений города Усолья-Сибирского, результатом чего стало создание единого эффективного медицинского организма.

Санавиация на страже здоровья

— Олег Николаевич, какие основные проблемы медицинской отрасли Иркутской области вам пришлось преодолевать?

— Когда я приступил к работе, здравоохранение Иркутской области финансировалось по остаточному принципу, более того, в 2015 году бюджет отрасли и вовсе был сокращён на сумму порядка 700 млн рублей. Прежнее руководство министерства безропотно приняло этот факт. Мы же с коллегами были категорически не согласны с тем, что одна из главнейших социальных сфер не получает должного финансирования, и проводили большую работу, чтобы остановить этот нездоровый подход. К счастью, исполнительная и законодательная власти услышали наши доводы. В ходе корректировок бюджета в 2016 году на 317 млн рублей было увеличено выделение денежных средств на закупку медоборудования (это почти в 9 раз больше, чем в 2015 году!), на 101 млн рублей увеличилось финансирование закупки вакцины и сыворотки от клещевого энцефалита, туберкулина для прививки на реакцию Манту — это одни из самых важных направлений для нашего региона. Также в прошлом году мы впервые закупили пневмококковую вакцину — а это уже реальные основания уменьшить смертность от пневмонии в разы!

Впервые из регионального бюджета было выделено 25 млн рублей на закупку противогриппозной вакцины, около 70 млн рублей — на закупку антиретровирусных препаратов. На 26,8 млн рублей увеличились расходы на приобретение лекарственных препаратов гражданам, страдающим редкими (орфанными) заболеваниями. И это только часть работы по возвращению должного финансирования медицинской отрасли.

За счёт дополнительного выделения из областного бюджета почти 6 млн рублей начали свою работу 13 вновь построенных ФАПов.

В течение года были завершены капитальный ремонт и закупка высокотехнологичного медицинского оборудования для оснащения второго палатного блока ИОКБ на сумму 232 млн рублей, что позволило создать четыре инновационных медицинских центра на его базе.

Всего в 2016 году совокупные расходы на сферу здравоохранения составили 44,2 млрд рублей.

— Иркутская область стала одним из 34 субъектов РФ, где реализуется приоритетный национальный проект «Обеспечение своевременности оказания экстренной медицинской помощи гражданам, проживающим в труднодоступных районах Российской Федерации». Как исполняется эта программа?

— В регион в августе поступил новый вертолёт Ми-8АМТ. Судно оснащено медицинским модулем, с помощью которого во время эвакуации врачи будут осуществлять непрерывный мониторинг состояния пострадавшего, поддерживать жизненно важные функции его организма и проводить реанимацию и интенсивную терапию. В составе медицинского вертолётного модуля находятся аппараты для искусственной вентиляции лёгких, стимуляции сердечной деятельности и других реанимационных манипуляций, необходимых для своевременного оказания помощи.

Чтобы выполнять рейсы на новом вертолёте, сформирована дополнительная бригада медицинских специалистов. Для этого специально в дополнение к существенным федеральным были выделены средства из регионального бюджета. Вертолёт будет осуществлять круглосуточные санитарные рейсы не только из отдалённых населённых пунктов Приангарья, таких как Ербогачён, Мама, Бодайбо, Киренск, Жигалово, Магистральный, в Иркутск, но также транспортировать больных в региональные сосудистые центры, травмоцентры и перинатальные центры второго уровня, расположенные на базе городских и районных больниц Иркутской области.

Вместе с этим продолжатся вылеты санитарной авиации на четырёх вертолётах Ми-8 и самолётах Ан-24, Ан-26. Врачебные бригады медицины катастроф оказывают специализированную экстренную медицинскую помощь в самых тяжёлых случаях, организуют эвакуацию больных и пострадавших. Ежедневно вертолёт осуществляет один-два вылета.

— Насколько развита система оказания высокотехнологичной медицинской помощи (ВМП) для жителей Приангарья в областных медицинских организациях?

— Сегодня высокотехнологичная помощь оказывается в пяти подведомственных нам учреждениях: Областной клинической больнице, Иркутской областной детской клинической больнице, Областном онкологическом диспансере, Иркутской городской клинической больнице № 3 и Городской Ивано-Матрёнинской детской клинической больнице.

В 2016 году ВМП получили 16,4 тыс. пациентов, из них 7,6 тыс. пациентов — в федеральных и ведомственных медицинских учреждениях, ещё почти 9 тыс. пациентов — в иркутских областных учреждениях здравоохранения. Таким образом, сегодня 55 % пациентов по итогам прошлого года получили ВМП, не выезжая за пределы области. Наша задача — продолжать наращивать этот показатель.

Ежегодно более миллиарда рублей направляется на оказание высокотехнологичной медпомощи, которую граждане получают бесплатно по полису обязательного медицинского страхования. Часть видов ВМП финансируется за счёт средств обязательного медицинского страхования, другая часть — за счёт средств федерального и областного бюджетов. Объём финансирования ВМП, не включённой в программу ОМС, в 2016 году за счёт средств областного бюджета составил 509,5 млн рублей, федерального бюджета — 181,7 млн рублей.

Мы планируем, что в 2017 году объём финансирования высокотехнологичной медпомощи по базовой программе обязательного медицинского страхования составит 1,07 млрд рублей.

— С учётом огромной протяжённости территории области с севера на юг и с запада на восток, а также малой плотности населения и сложностей региональной дорожной и авиационной инфраструктуры как решается вопрос доступности оказания медицинской помощи для жителей удалённых уголков региона?

— Да, действительно, площадь региона составляет 774,8 тыс. км², протяжённость с запада на восток — около 1500 км, с юга на север — почти 1400 км, плотность населения — 3,1 чел./км². 

Недостаточно развита система внутриобластного автомобильного и авиационного сообщения. Для областного здравоохранения особенно актуальна выездная форма работы с учётом сезонности. Минздрав Иркутской области ежегодно утверждает план работы выездных бригад и строго контролирует его исполнение.

Нашим достижением и гордостью является работа плавучих поликлиник. Она успешно реализуется на базе Иркутской городской клинической больницы № 1, Братской и Усть-Удинской районных больниц. В состав бригад входят терапевты, педиатры, хирурги, неврологи, гинекологи, офтальмологи, лор-врачи, стоматологи, специалисты УЗИ и функциональной диагностики, эндокринологи, лаборанты.

Поликлиники работают в течение июля — августа, осматривают жителей отдалённых деревень Ольхонского, Братского, Усть-Удинского районов, куда в основном можно добраться только водным путём. За сезон консультативно-диагностическую помощь получают около 1,5–2 тыс. жителей Иркутской области. Также мы используем практику усиления плавучих поликлиник районных больниц высококвалифицированными специалистами из ведущих областных клиник.

Успешно работает передвижной железнодорожный консультативно-диагностический центр «Академик Фёдор Углов». За год врачи обследуют более пяти тысяч человек, среди которых люди разных возрастов, в том числе участники Великой Отечественной войны, труженики тыла, дети, пожилые граждане.

Очень популярны среди жителей выездные акции для раннего выявления заболеваний. Например, в рамках проекта Stop Cancer («Остановим рак») абсолютно бесплатно прямо возле своего дома жители Ангарска, микрорайона Китой и рабочего посёлка Мегет могут пройти профилактический осмотр в специально оборудованном автомобиле, получить консультации врача-терапевта, рассчитать индекс массы тела, измерить артериальное давление, сдать анализ крови, а также получить направление на дополнительное обследование — на маммографию и флюорографию.

В строгом соответствии с приказом Минздрава России в населённых пунктах, расположенных на расстоянии более 6 км от ближайшей медорганизации, и в тех, где проживает менее 100 человек, совместно с муниципальными властями организованы домовые хозяйства. Сегодня стабильно работают 156 домовых хозяйств в 25 муниципальных образованиях Иркутской области. Там выбраны волонтёры из числа наиболее ответственных жителей. За 2016 год за первой помощью к ним обратилось более 1,5 тыс. человек, скорая помощь вызвана к 310 пострадавшим, из них 135 человек доставлены в медицинские учреждения — это реально спасённые жизни людей.

Масштабное строительство

— Ваш приход в правительство связывают с катализацией процессов по укреплению материально-технической базы медорганизаций: завершение ранее начатых строек, активное возведение новых объектов здравоохранения, капитальный и текущий ремонты больниц, поликлиник. Поделитесь «военной тайной»: как вам удалось преодолеть существующий длительное время остаточный принцип финансирования медицинской отрасли исполнительной и законодательной властью?

— С учётом сокращённого в августе 2015 года бюджета областного здравоохранения на 700 млн рублей и уже почти доставшегося мне свёрстанного бюджета на 2016 год я реально понимал, что в таких финансово-экономических реалиях не то чтобы сделать прорыв, но и просто сохранить ситуацию на плаву будет невозможно.

Перманентные, по-военному спланированные широкомасштабные операции по доведению до руководства области критической ситуации с финансированием здравоохранения, честный откровенный разговор с членами правительства и законодателями помогли не только вернуть ситуацию на исходные позиции, но и нарастить финансовую подпитку отрасли. Так, в 2016 году на капитальные ремонты был направлен 231 млн рублей, хотя первоначально эта сумма составляла 83 млн рублей. В результате кропотливой и настойчивой работы нам удалось доказать необходимость увеличения этой суммы. Капитальный ремонт был проведён в 30 медицинских организациях.

Удалось реанимировать три года тянущийся капитальный ремонт второго палатного блока областной больницы и закончить его точно по плану.

Завершилось строительство районной больницы в селе Баяндай, которое было начато в 2006 году.

Такими активными комплексными действиями удалось нарастить темпы финансирования отрасли и на 2017 год. В 2017 году на строительство и ремонты лечебных учреждений из областного бюджета выделено полтора миллиарда рублей, из них 480 млн рублей — на капитальные ремонты. Перед нами стоят масштабные задачи: построить и ввести в эксплуатацию 17 фельдшерско-акушерских пунктов, завершить строительство второй очереди районной больницы с поликлиникой на 200 посещений в смену в посёлке Кутулик Аларского района, выполнить реконструкцию поликлинического отделения в посёлке Мегет Ангарского района, завершить строительство детской поликлиники № 8 в микрорайоне Ново-Ленино Иркутска, сдать первую очередь районной больницы в Бохане.

В настоящее время начались подготовительные работы для возведения детской поликлиники № 9 в Иркутске. В этом году планируется строительство радиологического корпуса онкологического диспансера, лечебного корпуса на 35 коек Катангской районной больницы, а также подготовить проектную документацию на строительство туберкулёзных отделений Тулунской городской и Нижнеудинской районной больниц, туберкулёзной больницы в Иркутске, филиала поликлиники Иркутской городской больницы № 1 и поликлиники в посёлке Качуг.

Новая команда правительства региона полна решимости завершить исполнение Указа Президента Российской Федерации от 06.04.2006 № 323 «О мерах по социально-экономическому развитию Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа» в части строительства медицинских объектов.

— Олег Николаевич, на посту министра вы взялись за проблемы, которые долгое время никто из ваших предшественников не мог решить. Одна из них касалась расформирования психиатрического отделения в селе Александровском, в бывшей каторжной тюрьме. Как вам удалось сделать за полгода то, что никто не смог сделать с 1991 года?

— В моём понимании истинное наслаждение состоит в том, чтобы сделать то, что, по мнению других, ты сделать не можешь. В январе прошлого года во время встречи с уполномоченным по правам человека в Иркутской области Валерием Лукиным мы обсуждали проблему Александровского централа. Больные содержались в условиях, не соответствующих санитарным нормам и правилам. Минздрав выступил с инициативой разработать межведомственный план мероприятий по реструктуризации медицинских организаций, оказывающих психиатрическую помощь в регионе. Наше предложение было поддержано, и 4 мая план был утверждён председателем правительства Иркутской области. Мы определили организации, в которые предполагалось перевести пациентов, начали в больницах готовить помещения. Параллельно с министерством труда и занятости прорабатывался вопрос трудоустройства работников больницы, а также дальнейшая судьба помещений медицинского учреждения.

Нам действительно удалось расформировать филиал за полгода. К 28 октября 2016 года пациенты из Александровского филиала психиатрической больницы № 2 были переведены в Тулунский психоневрологический диспансер (отделение в деревне Афанасьева), Усть-Удинскую районную больницу (деревня Новая Уда), Заларинскую районную больницу (посёлок Тыреть), Тулунскую городскую больницу (посёлок Будагово), Чунскую районную больницу (посёлок Лесогорск).

Мы проводили кропотливые и неоднократные беседы с общественными организациями и руководством муниципальных образований, разъясняли им безопасность открытия новых психиатрических отделений на территориях.

Для пациентов были организованы все необходимые условия проживания. Я лично выезжал, чтобы проверить условия пребывания больных, качество лекарственного обеспечения, оказание медицинской помощи во вновь созданных отделениях, общался с пациентами и персоналом. Условия в новых учреждениях оказались несоизмеримо лучше, чем в Александровском централе, — это отмечали и сами пациенты. Открытие психиатрических отделений в муниципальных образованиях Иркутской области позволило организовать более 100 рабочих мест.

Штат сотрудников Александровского филиала Областной психиатрической больницы № 2 был сокращён в полном соответствии с трудовым законодательством РФ. Работники получили все гарантии и компенсации. Вопросы трудоустройства не являются нашей сферой, но мы прекрасно понимали, что закрытое медучреждение было градообразующим и его важность для жителей невозможно переоценить. Поэтому мы подготовили вакансии в психиатрической больнице № 2 в деревне Сосновый Бор и в областной психиатрической больнице № 1 в Иркутске, в Боханской районной больнице. Более того, был организован льготный проезд из села Александровского. Также в ведение муниципального образования было передано более 30 квартир.

— Какова сейчас судьба зданий Александровского централа?

— Помещения списаны с баланса медицинского учреждения и по распоряжению регионального минимущества переданы по договору хранения имущества некоммерческой организации — фонду «Возрождение Александровского централа». Некоммерческая организация была создана благодаря содействию Общественного совета при ГУФСИН России по Иркутской области. В дальнейшем планируется решать вопрос передачи зданий в федеральную собственность.

С 1873 года в здании действовала Александровская центральная каторжная тюрьма, больше известная как Александровский централ. Как медицинское учреждение здание использовалось с 1956 года. В разное время здесь проходили лечение около 1200 пациентов одномоментно. Таким образом, мы поставили точку в истории психбольницы на площадях Александровского централа, которая длилась 60 лет.

— С прошлого года минздрав начал активную работу по международному сотрудничеству. О каких конкретных результатах этой деятельности можно говорить сегодня?

— В октябре прошлого года мною было подписано соглашение о сотрудничестве и партнёрстве с руководителем комитета по здравоохранению провинции Хэйлунцзян. В декабре того же года были подписаны двусторонние соглашения между пятью ведущими клиниками провинции Хэйлунцзян и шестью лучшими медорганизациями Иркутской области. В начале 2017 года был разработан комплексный план взаимодействия систем здравоохранения Иркутской области и провинции Хэйлунцзян. Единый документ также положил начало сотрудничеству Иркутской государственной медицинской академии последипломного образования, Иркутского областного центра врачебной косметологии, Иркутского областного врачебно-физкультурного диспансера «Здоровье» с Хэйлунцзянским университетом китайской традиционной медицины.

Летом нынешнего года были подписаны точечные соглашения между Первой городской больницей города Харбина и ведущими медицинскими организациями города Иркутска. В настоящее время мы проводим обмен делегациями врачей и стажировки.

Взаимодействие с китайскими коллегами идёт полным ходом. Нам есть чем гордиться и что показать врачам из Поднебесной, и в то же время мы хотим многому научиться у специалистов по китайской традиционной медицине. Например, в июле в Иркутскую областную клиническую больницу на стажировку приехали врачи Первой городской больницы Харбина. Позже у них с ответным визитом побывала делегация нейрохирургов Иркутской ордена «Знак Почёта» областной клинической больницы. По просьбе наших китайских коллег на базе их учреждения будет развёрнут центр по лечению болезни Паркинсона для пациентов трёх северо-восточных китайских провинций, где проживает около 100 млн человек, при активном содействии лучших нейрохирургов Иркутской области.

Врачи обмениваются опытом в вопросах оказания высокотехнологичной, специализированной, первичной медико-санитарной помощи и медицинского туризма. Будут проводиться совместные образовательные мероприятия. Всё это направлено на то, чтобы жители Иркутской области получали ещё более качественную и эффективную медицинскую помощь. Нам интересен опыт китайских врачей в области реабилитологии, иглорефлексотерапии, массажа, кинезиотерапии и традиционной китайской медицины.

Также в наших планах развитие взаимовыгодных добрососедских отношений в сфере здравоохранения с провинциями Кёнгидо и Кёнсанбук-до Республики Корея, госпиталем «Каннам Северанс» в Сеуле, а также с медицинскими клиниками провинции Ляонин (КНР).

Кроме того, Иркутская область подала заявку для вхождения в федеральную программу по развитию въездного медицинского туризма, которая активно поддерживается и продвигается Минздравом России. Развивать его планируется на базе четырёх медицинских учреждений.

Буквально на днях — 9 августа, в рамках крупнейшей международной научно-практической онкологической конференции с участием более 70 ведущих онкохирургов страны и мира, было подписано соглашение о создании в Иркутской области на базе онкодиспансера международного центра трансфера инновационных медицинских технологий и знаний.

— Вместе с профильными вопросами вы активно взялись за изменение информационной политики. С чем это связано?

— Действительно, информационная политика минздрава качественно изменилась. Мы делаем всё, чтобы максимально достоверно и оперативно освещать работу наших учреждений и информировать об этом жителей региона и СМИ. Кроме увеличения более чем в четыре раза за 2016 год количества информационных сообщений, мы смогли их из скучных, сухих, ранее никому не интересных и зачастую малозначащих превратить в настоящие аналитические статьи. И, конечно же, большинство наших релизов сопровождается актуальными, профессионально выполненными фоторепортажами с мест событий, по всем злободневным вопросам здравоохранения.

Мы работаем в тесной связи с региональными, федеральными электронными, печатными и интернет-СМИ. Ведущие специалисты минздрава, врачи медицинских организаций регулярно выступают в региональных и федеральных телевизионных программах, дают интервью на радио.

Мы принципиально перестроили и модернизировали техническую и информационную составляющие сайта минздрава. Если раньше один пресс-релиз мог висеть на сайте до недели, а то и больше, то с 2016 года мы приступили к наращиванию своей информационной мощи: сейчас новостная лента обновляется несколько раз в день. Минздрав стал осваивать социальные сети: активно работают официальные страницы в «Фейсбуке», «Твиттере», «Инстаграме» и «Одноклассниках». Наши страницы в социальных сетях — это верный и уже проверенный способ наладить устойчивую обратную связь с жителями и СМИ. Специалисты работают с поступающими отзывами и предложениями, публикуют просветительскую информацию. Это ни в коем случае не подменяет работу горячих линий минздрава — таким образом мы лишь увеличили количество коммуникационных каналов. И такая титаническая работа выполняется силами всего двух сотрудниц пресс-службы.

Врач со школьной скамьи

— Как в Иркутской области решают вопросы кадрового обеспечения лечебных учреждений?

— Задача решается совместно с участием федеральной, региональной и муниципальной власти. С 2012 года в Иркутской области действует программа «Земский доктор», благодаря которой в отдалённые населённые пункты региона прибыло более 500 врачей. Региональный бюджет по принципу софинансирования с федеральным выделил врачам-«миллионщикам» более 200 млн рублей.

Действует подпрограмма «Кадровое обеспечение системы здравоохранения» государственной программы «Развитие здравоохранения Иркутской области» на 2014–2020 годы, на реализацию которой из областного бюджета ежегодно выделяется порядка 82 млн рублей.

В феврале 2016 года в региональном минздраве был создан координационный совет для решения кадрового вопроса. В рамках его деятельности проводится большая работа по проф-ориентации выпускников школ, ведётся сопровождение студентов целевого приёма.

Кроме того, в Иркутской области во исполнение областного закона о здравоохранении реализуются уникальные меры поддержки медицинских работников в муниципалитетах. Сегодня на 31 территории разработаны и в той или иной степени финансируются программы социальной поддержки медицинских работников, и эти программы имеют реальную отдачу. Наиболее популярными и пользующимися спросом у медицинских работников являются выплата подъёмных, выделение служебной жилплощади, компенсация за поднаём жилья, возможность перевода муниципального жилья в личное пользование после 10 лет работы, выделение земельных участков, выплата стипендии студентам-целевикам.

Особо хотел бы отметить руководство Иркутска, Ангарска, Братска, Усть-Илимска, Бодайбинского, Нукутского, Заларинского районов за их муниципальный патриотизм.

— Каким образом вы мотивируете школьников и студентов медколледжей к поступлению в Иркутский государственный медицинский университет?

— Мы взяли курс на подготовку медицинских работников начиная со школьной скамьи и медицинских училищ. В медицинских образовательных организациях Иркутской области проходят дни открытых дверей с экскурсиями по больницам. Мэтры медицины и молодые врачи увлекательно рассказывают о своей работе, показывают ребятам современные медицинские и информационные технологии, которые сегодня используются для лечения и спасения жизни пациентов. Это не новый формат работы, однако он переживал длительный период стагнации. Родителям и школьникам рассказываем об образовательных программах и договорах о целевом обучении. Нужно сказать, что ребята проникаются симпатией и воодушевлением к нашей профессии. Радует, что такие мероприятия посещает всё больше учеников. Многие из них приходят целенаправленно, так как уже готовятся к поступлению в медицинский вуз.

Мы стали дважды в год для выпускников Иркутского государственного медицинского университета проводить ярмарки вакансий с участием всех главных врачей области и руководства муниципальных образований. Главные врачи и их команды выступают с презентациями своих учреждений, муниципальных образований, показывают преимущества работы в той или иной медицинской организации. В апреле 2017 года актовый зал ИГМУ не мог вместить всех желающих, а это более 500 человек.

В работу с выпускниками закладываются два приоритетных принципа: не уходить из профессии и не уезжать из Иркутской области. И мы решаем эту задачу. Впервые за последние годы нам удалось не только приостановить хронический отток медработников из отрасли, но и увеличить количество врачей на 77 специалистов.

— В июне областное Законодательное Собрание в первом чтении приняло проект закона «О внесении изменений в Закон Иркутской области «Об отдельных вопросах здравоохранения в Иркутской области». Документ предполагает в полном объёме передачу от муниципалитетов региональному правительству полномочий по созданию благоприятных условий для привлечения медработников на территории. Как медицинская общественность и главные врачи отнеслись к инициативе отдельных депутатов?

— Главные врачи медицинских организаций Иркутской области активно выступили против инициативы некоторых депутатов Законодательного Собрания, которые ни по своему образованию, ни по профессиональной принадлежности не имеют отношения к медицине. Руководители медицинских организаций видят реальную пользу от реализации муниципальных программ. В 2013 году, когда муниципальное здравоохранение было передано области, укомплектованность врачами составляла 53,2 %, а по итогам 2016 года она хоть ненамного, но выросла — до 56,2 %. Это с учётом того, что все штаты медицинских учреждений с 2013 года были приведены в соответствие с федеральными порядками и стандартами. В реальности это значит, что в медицинские организации Иркутской области пришли работать сотни новых специалистов. Если закон будет принят, то эти позитивные тенденции прекратятся.

Именно поэтому в мае нынешнего года в адрес губернатора области, председателя областного Законодательного Собрания, председателя комитета по здравоохранению и социальной защите ЗС, а также в мой адрес поступило коллективное письмо, подписанное более чем 30 главными врачами из Качугского, Усть-Кутского, Бодайбинского районов, городов Братска, Иркутска, Ангарска, Усолья-Сибирского, Шелехова, Усть-Илимска и других.

Против законодательной инициативы высказались губернатор, уполномоченный по правам человека в Иркутской области, Общественный совет при региональном минздраве и Общественная палата Приангарья. Я регулярно посещаю учреждения здравоохранения в городах и районах и во время таких визитов провожу встречи с коллективами. Молодые врачи, фельдшеры настроены категорично. Это люди, которые реально пользуются мерами соцподдержки от муниципальных образований и ощущают на себе их пользу. Они прямо говорят: «Если законопроект примут, мы сразу уедем в другой регион, где есть аналогичные меры поддержки».

Основной тезис инициаторов законопроекта в том, что муниципальные бюджеты дефицитные. Но в настоящее время и региональный бюджет работает на пределе своего дефицита, тем не менее 80 % всех расходных обязательств области направлено на социальную сферу. Поэтому только сообща, не деля пирог на муниципальный и областной, можно решить кадровый вопрос и не делать жителей региона заложниками этой ситуации.

— Хочется верить, что этого всё-таки не произойдёт, депутаты по-государственному подойдут к данному вопросу, и здравоохранение Приангарья продолжит устойчиво развиваться. Расскажите о планах на ближайшее время.

— На 2017 год мы поставили перед собой амбициозную задачу по реализации 12 стратегических дорожных карт. Три дорожные карты посвящены специализированной медпомощи детям. Один из проектов — создание детского хосписа, для этого будет перепрофилирован Иркутский областной специализированный дом ребёнка № 3.

Впервые в Иркутской области будет организован детский туберкулёзный санаторий. С этой целью к Областной детской туберкулёзной больнице планируем присоединить Слюдянский областной специализированный дом ребёнка.

В рамках ещё одной дорожной карты, направленной на реабилитационную помощь несовершеннолетним, Иркутский областной специализированный дом ребёнка № 2 будет перепрофилирован в структурное подразделение Городской Ивано-Матрёнинской детской клинической больницы. Здесь будет организовано отделение медицинской реабилитации для детей от 0 до 4 лет. Также мы работаем над созданием отделений восстановительного лечения в Иркутской государственной областной детской клинической больнице и в Ангарской детской больнице.

В 2017 году в соответствии с дорожной картой продолжится работа по открытию дополнительных психиатрических отделений в медицинских организациях, подведомственных министерству здравоохранения региона.

Разработана и реализуется дорожная карта по повышению качества и доступности медицинской помощи жителям Иркутского района. Пациенты, проживающие на его территории, смогут получать плановую стационарную помощь хирургического, кардиологического, неврологического и терапевтического профиля в медсанчасти Иркутского аэропорта в рамках программы обязательного медицинского страхования.

Для жителей Усть-Илимска и Усть-Илимского района создана дорожная карта по повышению эффективности деятельности медицинских учреждений путём присоединения ФАПов, участковых больниц, амбулаторий, женских консультаций, а также службы скорой медицинской помощи — к больницам и поликлиникам.

Масштабная работа будет направлена на создание единой диспетчерской службы скорой медицинской помощи в Иркутской области, увеличение числа станций, оснащённых автоматизированной системой управления, приёма и обработки вызовов, а также использования глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС.

Кроме того, в 2017 году запущена дорожная карта по реорганизации службы крови Иркутской области путём объединения станций переливания крови в единую службу крови региона.

Разработана дорожная карта и по развитию Иркутского областного центра медицинской профилактики.

Губернатор Приангарья совместно с руководством Законодательного Собрания региона решительно взяли курс на строительство перинатального центра в городе Братске, современного многопрофильного детского медицинского центра в городе Иркутске, строительство вертолётных площадок с круглосуточным стартом в ключевых муниципальных образованиях, а также впервые проводимый масштабный капитальный ремонт в Братской детской городской больнице на основе социально-экономического партнёрства с ООО «Транснефть — Восток».

— Планы впечатляющие, остаётся только пожелать их удачной реализации…

— Мой девиз: «Быть абсолютным максималистом и здравым идеалистом, чтобы сделать намного больше!». Минздрав активно отстаивает интересы медицинской отрасли Приангарья. Уверен, что законодательная и исполнительная власть по-прежнему будут нам помогать и поддерживать наши проекты. Мы уже доказали: каждый бюджетный рубль используется эффективно и идёт на сохранение здоровья наших граждан. И в завершение хочу поздравить жителей Приангарья с 80-летием со дня образования Иркутской области!